98 106 14

Масло дорожает вслед за молоком: эксперты Юга объяснили причину роста цен

219
10 минут

Осенью 2024 года всех взбудоражил резкий скачок цен на масло. Чиновники и общественники объясняют рост цен картельным сговором или возросшим спросом, а производители — ростом стоимости сырья из-за общей инфляции и неурожая кормов. Ситуацию может спасти импорт, но лучше бороться с фальсификатом и поддерживать своих производителей.

Масло дорожает вслед за молоком: эксперты Юга объяснили причину роста цен

Основная причина роста цены на масло - подорожание молока-сырья, говорят эксперты. Фото: фирма «Калория»
Поделиться
За 2024 год сливочное масло в федеральных и региональных торговых сетях, по данным сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр», подорожало на 25,4% , при этом на данный момент можно говорить о некоторой стабилизации цен. На сегодняшний день 200-граммовая упаковка стоит в среднем за 262,8 рубля. Цены различны, можно купить масло как за 117,99 рубля, так и за 413 рублей.

Причины резкого скачка цен озвучивают разные. Например, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает, что это из-за того, что сельхозпроизводителям ограничили льготные кредиты. Министр сельского хозяйства Оксана Лут сказала, что цены выросли из-за повышенного спроса у населения и что выровнять ситуацию поможет импорт. А председатель Ростовского отделения «Гражданского комитета России» Владислав Махмудов в интервью RostovGazeta заявил, что всё дело в сговоре производителей сливочного масла, которые решили сделать рывок вперёд и получить сверхдоход.

Производители сливочного масла из Краснодарского края, в свою очередь, говорят, что основная причина — выросшие закупочные цены на молоко. А на них уже влияет множество факторов — от роста зарплат в отрасли до дефицита импортных кормовых добавок.

На килограмм масла теперь нужно больше дорогого молока

В 2024 году общая инфляция наложилась на сезонное повышение цены — осенью коровы дают меньше молока, и его цена всегда подрастает по сравнению с летом. Такая интерференция и породила заметную ценовую волну.

С ростом издержек столкнулись и хозяйства полного цикла, такие как «Гудмилк» из Кавказского района Краснодарского края, где выращивают корма, содержат дойное стадо в размере 850 голов, производят 36 тонн молока ежедневно и выпускают готовую продукцию, включая сливочное масло.

21.jpg
Поделиться
Производство молока становится дороже, даже если коровы свои. Фото: «Гудмилк»

«У нас цена на масло выросла на 8−9% от стоимости предыдущего года в этот же интервал. Связано это с всеобщим подражанием всех видов продукции, которая задействована в производстве кормов и содержании молочного скота, — говорит один из владельцев семейного предприятия, зоотехник Евгений Гудов-младший.
На эту тему
«Жизнь в станице – будто чистый холст». История кубанского предприятия «Гудмилк»
Поделиться

Растёт и фонд оплаты труда на предприятиях: по данным «Авито Работа», летом 2024 года зарплаты сельскохозяйственных работников в России выросли на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, у доярок, которые непосредственно получают необходимое для сливочного масла молоко, средняя зарплата стала больше на 76% и превысила 82 000 рублей, что также закладывается в стоимость масла. Это особенно заметно для предприятий, которые не производят, а закупают молоко, как фирма «Калория» из Каневского района Краснодарского края.

«Самая главная и объективная причина, которая влияет на рост себестоимости масла — закупочная цена на молоко. Стоимость одного литра молока увеличилась примерно на 10 рублей, — рассказала генеральный директор “Калории” Татьяна Садовая. — Плюс увеличение фонда оплаты труда, потому что идёт конкуренция за трудовые ресурсы. К тому же выросли топливно-энергетические затраты и немного цена на упаковку. Есть и ещё одна серьёзная причина — наша отрасль очень зависима от импортных кормовых добавок. За последний год жирность молока уменьшилась на 0,1%. Теперь для производства одного килограмма масла требуется больше сырья. Я это связываю с отсутствием кормовых добавок, которые бы влияли на жирность молока».

Сложности с импортными комплектующими для оборудования продолжают отмечаться, но эту проблему, по словам производителей, рынок начал решать:

«У нас идёт большая реконструкция сырного цеха, и мы комплектуем его оборудованием российского производства. В частности, приобретаем аппарат для формовки твёрдых сыров, который очень хорошо показывает себя у коллег», — говорит Татьяна Садовая.

Татьяна Николаевна (1).jpg
Поделиться
Татьяна Садовая, фирма «Калория»: «Теперь для производства одного килограмма масла требуется больше сырья». Фото предоставлено собеседницей

Рост стоимости молока и другой продукции из него отмечают и аналитики, следящие за ситуацией на рынке.

«Помимо масла, за год существенно выросло в цене само молоко — на 14,7%, сыры — на 16,5%, и сметана — на 15,3%. Менее значительно подорожали сливки, на 8,8%. Важно отметить, что существенный рост цен на данные товары произошёл именно с начала осени», — подчеркнул экономист, основатель облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр» Константин Калугин.

Наконец, есть и чисто природная причина — неурожай кормовых культур.

«В этом году в нашем регионе был очень засушливый период, случился неурожай кукурузы. А основным кормом у нас считается кукурузный силос, в связи с этим есть большие проблемы. Нам и самим дорого обошлось выращивание кукурузы, и пришлось даже закупать корма у других фермеров. Из-за этого тоже поднялась цена на продукцию», — поясняет Евгений Гудов.

«Мы не заключаем госконтракты больше, чем на полгода»

Повышение цен на масло стало проблемой не только для розничных покупателей, но и для госучреждений, которые оказывают услуги питания — детских садов, школ, больниц и так далее. Так, согласно Госстандарту питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, на одного ребёнка должно приходиться 30-35 г масла в сутки.

Для многих производителей бюджетный сектор является важнейшим рынком сбыта — как для фирмы «Калория», чьи синие тетрапаки с молоком знакомы многим школьникам Краснодарского края.

«Цена на рынке растёт быстрее, чем мы можем поменять цену в контрактах, и для нашего предприятия это проблема, — говорит Татьяна Садовая. — Контракты на учебный или на календарный год я даже не рассматривала, потому что цена на молочное сырье вела себя ненормально с конца прошлого года. Мы стараемся заключать контракты на квартал, максимум на полгода».

Калория3.jpg
Поделиться
Цена на рынке растёт быстрее, чем можно изменить стоимость госконтракта. Фото: фирма «Калория»

«Гудмилк» не считает годовой тендер на обеспечение продукцией детских садов и школ для себя проблемой, потому что контракт заключён уже после увеличения цены. Евгений Гудов утверждает, что гораздо сложнее регулировать цену в рознице, потому что приходится конкурировать с крупнейшими предприятиями, у которых производство более рентабельное за счёт объёмов и налаженной технологии:

«Иногда приходится падать в цене, идти на уступки. По какой-то линейке продукции, которой нет на рынке, мы можем чуть приподнять цену из-за ликвидности товара, а конкретно с маслом это сделать тяжело».

14.jpg
Поделиться
Евгений Гудов: «В рознице сложно конкурировать с крупными производителями сливочного масла». Фото: «Гудмилк»

Выход фермеры видят в оптимизации производства на всех стадиях — обеспечения кормовой базы, получения молока и его переработки.

По цепочке повышение цены на масло дошло и до тех предпринимателей, кто использует его в качестве ингредиента для своей продукции. Например, это производители выпечки и кондитерских изделий.

«Уже летом цены на масло серьёзно повысились. Средняя цена была на уровне 900 р за килограмм, сейчас — больше 1000 рублей, — говорит Ярослав Галков, су-шеф московской сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice, первое заведение которой в Ростове-на-Дону откроется до конца 2024 года. — Мы пока держим цены на прежнем уровне: надеемся, что эта волна повышения цен закончится. Будем принимать решение об изменении цены на свою продукцию уже после Нового года».

Нужны субсидии и борьба с фальсификатом

Но хорошо конкурировать с честными производителями, которые несут те же издержки. Гораздо сложнее противопоставить на рынке сливочное масло фальсификату, выдаваемому за натуральный продукт. И здесь производители надеются на контроль государства.

«Мне принесли данные о том, что в один из санаторно-курортных комплексов поставляют масло по 330 рублей за килограмм. Как это возможно, если закупочная цена на сливки 33% жирности превышает 500 рублей? Необходимо бороться с фальсификатом, чтобы на рынок не попадал некачественный продукт», — уверена Татьяна Садовая.
На эту тему
Ферма закрывается: как маркировка повлияет на работу молочных хозяйств Юга
Поделиться

С ней согласен и Евгений Гудов:

«Даже с введением такого, вроде бы, жёсткого контроля качества, как “Честный знак” и “Меркурий”, на рынке всё ещё достаточно фальсифицированной продукции. Хотелось бы сильнее ужесточить контроль качества, чтобы продукты, которые не попадают в ГОСТовские стандарты, не конкурировали на прилавках с более качественной и полезной продукцией».

Кроме того, производители считают необходимым вернуть льготные кредиты и увеличивать производство товарного молока за счёт открытия новых ферм. Эту позицию поддерживают экономисты.

«Нужно совершенствовать институциональную среду, предложить меры, обеспечивающие сбалансированное соотношение интересов поставщиков сырья, производителей и потребителей, не допустить шоковый рост цен, — отмечает доцент кафедры экономической, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин. — В противном случае от этой ситуации могут серьёзно пострадать небольшие фермерские хозяйства, которые не имеют своих производственных мощностей по переработке молока и сильно зависят от молокозаводов. Однако о формировании предпосылок к дефициту сливочного масла в краткосрочной перспективе речи не идёт. Минсельхоз России прогнозирует увеличение объёмов производства сливочного масла к концу 2024 года. По нашему мнению, для выравнивания сформировавшейся рыночной конъюнктуры в молочной отрасли необходима модернизация и строительство новых ферм и животноводческих комплексов, для чего на фоне высокой стоимости заёмного капитала потребуются дополнительные меры государственной поддержки, например, субсидирование инвестиций и льготное кредитование сельхозпроизводителей».

Снижения цен не будет

Скорее всего, цена на масло стабилизируется, но на более высоком уровне, чем это было до октябрьского повышения. В конце прошлого года мы наблюдали то же самое с куриными яйцами. В том числе, охлаждение рынка произойдёт за счёт импорта.

«Наряду с Республикой Беларусь, поставки молочной продукции, в том числе сливочного масла, ожидаются из Ирана и Индии. Целесообразно рассмотреть расширение сотрудничества в продовольственной сфере со странами БРИКС+», — считает экономист Дмитрий Морковкин. И добавляет: «По нашим оценкам, цены на молочные продукты и сливочное масло могут увеличиться до 5-15% к концу 2024 года».

Производители тоже не обещают снижения цен.

«Думаю, цены на эту продукцию ещё больше поднимутся, — прогнозирует Евгений Гудов. —Сейчас, после урожая, кормов ещё хватает, и молока много. После этого квартала из-за нехватки кормов фермеры перейдут на более скудные рационы, поэтому молоко будет дорожать, соответственно, подорожает и масло».

4.jpg
Поделиться
Вероятнее всего, молоко и масло продолжат дорожать. Фото: «Гудмилк»

А Татьяна Садовая считает, что развитие событий может быть каким угодно — отрасль находится в состоянии неопределённости.

«У меня нет вообще никаких прогнозов, хотя раньше я понимала, как будет складываться ситуация в ближайшее время и сколько продлится такое состояние. Примерно раз в четыре года начинала расти потребность в молочной продукции, а значит, в молоке-сырье. Его стоимость повышалась, и когда доходила до определённого уровня, мы поднимали стоимость готовой продукции. Доходит до того, что спрос замедляется, мы затариваемся продукцией, цена на молоко-сырьё начинает падать, и всё нормализуется. То есть либо мы снижаем стоимость продукции, либо повышается уровень благосостояния людей и они могут покупать по новым ценам. Сейчас нет даже никаких внутренних ощущений. Я думаю, что цена ещё вырастет. До какого предела — не знаю. А мы, к большому сожалению, переложим это всё на стоимость продукции».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .