Об этом рассказал Максим Титаренко, партнёр коллегии адвокатов «Титаренко, Руссков, Улымов», представляющей интересы автоконцернов.
Суть обращения в следующем: на протяжении нескольких лет в Прикубанском, Советском, Ленинском и Октябрьском судах Краснодара действует схема по взысканию с производителей суммы, в несколько раз превышающей цену купленного автомобиля. Как правило, истец покупает машину и через две недели обращается к производителю с претензиями к качеству машины. Но он отказывается от досудебного порядка разрешения потребительских споров — не отдаёт свою машину производителю на проверку качества или на независимую оценку сторонней организацией, а сразу идёт в суд. В суде истца по подобным искам представляет Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края. В суде экспертизы назначаются одним и тем же специалистам, которые всегда находят дефекты, а оспорить экспертизы юристам, представляющим производителей, не дают.
Судебные разбирательства, как правило, длятся около полугода, после чего суд взыскивает с производителя суммы, в несколько раз превышающие стоимость автомобилей, ссылаясь на законодательство о защите прав потребителей, согласно которому можно возместить стоимость товара с учётом инфляции в 1% в день, то есть 360% в год. Потери производителей за несколько лет оцениваются в несколько сотен миллионов рублей. Квалификационная коллегия судей Краснодарского края уже истребовала материалы дел в судах Краснодара в рамках проверки по жалобам автоконцернов.
«Такие злоупотребления возможны в отдельных случаях, но о том, что есть сговор и схема, вне следственного разбирательства говорить невозможно, — комментирует генеральный директор юридической компании “Митра” Юрий Мирзоев. — Вообще это нормальная практика, когда с продавца (который не захотел самостоятельно удовлетворить требования потребителя) взыскивается большая сумма, чем стоимость проданного товара. Таковы нормы закона “О защите прав потребителя”. Я тут вижу исключительно предпринимательский риск. Никто не мешал этим производителям автомобилей либо добровольно удовлетворять требования потребителей, либо (если они уверены в своей правоте) привлечь хороших юристов в данной области споров и выиграть дело в суде».