Модернизация уйдёт в трубу
Реализация крупных инвестпроектов, связанных со строительством и реконструкцией дополнительных мощностей по нефтепереработке на юге России, в ближайшие годы серьёзно усилит позиции отрасли в регионе. Однако вряд ли это скажется на ценах для местных потребителей, поскольку основная часть продукции южных НПЗ ориентирована на экспорт
Поделиться
Однако за последние годы на юге России было заявлено немало новых проектов в нефтепереработке. Некоторые из них уже запущены в эксплуатацию (например, Новошахтинский завод нефтепродуктов в Ростовской области), другие близки к завершению (в конце года планируется ввести в строй небольшой НПЗ в Дагестане), третьи пока остаются на бумаге. Так или иначе, желание иметь собственные активы в этой сфере существует практически у всех южных регионов.
На четырёх китах
Наличие на Юге крупных НПЗ мало сказывается на обеспечении регионов моторным топливом, ибо владельцы заводов изначально имели собственные стратегию развития и взгляд на ареал реализации их продукции. Три из крупных южнороссийских НПЗ (Туапсинский, Афипский, Краснодарский) расположены неподалёку от основных черноморских портов. Это определяет их экспортную ориентированность и выпуск продукции, наиболее востребованной за рубежом — топочного мазута, дизтоплива, прямогонного и экспортного технологического бензина. К примеру, у Афипского НПЗ 80% продукции уходило за рубеж, у Туапсинского НПЗ — более 90%.На внутреннем рынке реализуется лишь малая часть их моторного топлива по тарифам, зачастую вызывавшим у антимонопольщиков подозрение в ценовом сговоре. Сами региональные власти лишь за счёт особых отношений с ВИНКами могли договориться об обеспечении своих территорий необходимым объёмом топлива с НПЗ. Поэтому их деятельность до последнего времени не играла определяющей роли в индустриальном развитии юга России.
Однако в конце концов правительство «взялось» за нефтяников. Представление государства о будущем отрасли сводится к следующим пунктам: увеличение глубины переработки, наращивание производства светлых нефтепродуктов и снижение — тёмных с унификацией ставок пошлин на них на уровне 66% от пошлины на сырую нефть, введение заградительного тарифа на экспорт бензина до 90% от цены на нефть и техрегламента для выпуска топлива стандартов не менее «Евро-3». Настойчивые призывы правительства вынудили нефтехолдинги начать срочную модернизацию своих НПЗ.
Руководство «Роснефти» ещё в 2005 году приступило к реализации масштабного инвестпроекта по реконструкции Туапсинского НПЗ для наращивания его мощности переработки с 4,5 до 12 млн тонн нефти в год, увеличения её глубины с 54% до 96,5% и перехода на выпуск продукции в соответствии со стандартами «Евро-4» и «Евро-5». Первый этап планировалось завершить ещё в прошлом году. Сначала запуск новой установки намечался на 2010 год, но затем из-за больших затрат «Роснефти» по сделке с покупкой ТНК-ВР был перенесён на 2013 год. Однако глубокая реконструкция ТНПЗ ничуть не сменит тренд на экспортоориентированность его продукции, как предполагалось ранее из-за близости завода к «олимпийским» АЗС «Роснефти». До начала Олимпиады с модернизацией уже не успели, поэтому и топливо европейских стандартов, скорее всего, пойдёт в ту же Европу.
Собственники ЛУКОЙЛа инвестируют 84,5 млрд рублей в реконструкцию и модернизацию Волгоградского НПЗ. Уже сегодня предприятие начало выпускать продукцию по стандарту «Евро-5». Но и здесь основной упор делается на экспорт топлива, — продукция уходит на рынки Средиземноморья, Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ирана через черноморские порты. Аналитик ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков отмечает: «Пока в России нет спроса на высококачественный бензин, вероятнее всего, в ЛУКОЙЛе будут делать ставку на экспорт нефтепродуктов».
Недавно сменившийся собственник Афипского НПЗ тоже заявил о планах масштабных инвестиций (2,5 млрд долларов) до 2018 года. Кроме того, «Нефтегазиндустрия» в прошлом году объявила о новом амбициозном проекте строительства нефтяного терминала в районе мыса Пенай в Цемесской бухте для перевалки продукции АНПЗ. Предполагается, что здесь будет переваливаться дизельное топливо (7 млн тонн в год), а также бензин или мазут (около 3,5-4 млн тонн). Для этого собственнику понадобится одновременно протянуть трубопровод от завода до моря. Объём инвестиций в проект оценивается на уровне 1 млрд долларов.
О лоббистском потенциале Владимира Когана, которого считают человеком, близким к Владимиру Путину, свидетельствует хотя бы такой эпизод. Несмотря на то, что аналитики предрекали проекту судьбу «воздушного замка», нынешним летом администрация Новороссийского порта приняла решение об изменении портовых границ с учётом строительства нового терминала. А «Транснефть» согласовала подключение АНПЗ к своему трубопроводу и будет поставлять на завод 5 млн сырья тонн в год (ранее руководство завода годами добивалось этого, возя сырую нефть по железной дороге).
Наконец, Краснодарский НПЗ, после того как у его бывшего владельца Михаила Гуцериева осложнились отношения с государством, в последние годы несколько раз менял собственников, пока совсем не ушёл в офшор, не раскрывая новых владельцев. Его прежняя программа модернизации была достаточно скромна (600 млн рублей) и вряд ли могла претендовать на звание кардинальной реконструкции.
Домашний шланг
Если планы ВИНКов мало зависят от желаний местных властей, то сами власти в попытке обрести независимость от нефтехолдингов всячески поощряют проекты строительства независимых мини-НПЗ на юге России. Это вполне логично, ибо как раз в этом регионе сложился наиболее динамично развивающийся авторынок. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в аналитическом агентстве «Автостат», крупнейшими потребителями моторного топлива здесь являются находящийся на третьем месте в стране по этому показателю Краснодарский край — 2,39 млн тонн в год (3,81%) и Ростовская область с шестым местом — 1,74 млн тонн (2,77%).Руководство Ростовской области почти 10 лет лоббировало строительство Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП; собственник — холдинг Сергея Кислова «Юг Руси»), который бы гарантировал поставки топлива на местный рынок. По заверению менеджмента НЗНП, лишь 10% его продукции будет направляться на собственные нужды «Юга Руси», а остальное пойдёт сельхозпредприятиям Ростовской области и ЮФО, а также в качестве бункерного топлива для судоходных компаний Азово-Донского бассейна. Сегодня НЗНП заканчивает второй этап строительства и осенью должен запустить установку по производству битума для покрытия автодорог мощностью 700 тысяч тонн в год с общим объёмом инвестиций 2,3 млрд рублей.
На Кубани постепенно модернизируется региональный Ильский мини-НПЗ (собственник — ОАО «Кубанская нефтегазовая компания»), наращивая мощности до 2 млн тонн. Ожидается, что к пуску второй очереди (намечался в прошлом году) завод сможет выпускать прямогонный бензин, топочный мазут и дизельное топливо стандарта «Евро-4». Это будет означать, что из стандартного мини-НПЗ, каких в России десятки, он превратится в средний нефтеперерабатывающий завод, способный удовлетворять нужды местных автовладельцев.
В Тахтамукайском районе Адыгеи сейчас ведётся активное строительство собственного НПЗ мощностью 6 млн тонн. Ожидается, что на первом этапе, к 2016 году, в проект будет вложено порядка 830 млн евро (всего заявлен объём инвестиций в 2,7 млрд евро), а на предприятии будет выпускаться топливо по стандарту «Евро-5». В качестве инвестора выступает компания «Антей», управляющая активами расположенного поблизости Краснодарского НПЗ. Проектировщики предполагают, что от КНПЗ к новому заводу протянется ветка нефтепровода, по которой из Краснодара будут перекачиваться продукты первичной переработки нефти (керосин, прямогонный бензин, мазут), а уже в Адыгее из них станут делать моторное топливо. Однако, как отмечает аналитик компании «АЛОР» Наталья Лесина, 830 млн евро на первом этапе — совсем незначительная сумма для такого проекта: «Вложения должны быть в несколько раз больше, если собственники намерены с нуля построить завод, выпускающий продукцию “Евро-5”; либо инвесторы должны пересмотреть сумму вложений, либо они рассчитывают использовать оборудование по совершенно низкой цене».
Собственной переработкой рассчитывают обзавестись в Дагестане, так как вся добываемая в республике нефть (до 200 тысяч тонн в год) уходит на экспорт. На прошлогоднем Сочинском инвестиционном форуме был представлен получивший у правительства республики статус приоритетного проект строительства мини-НПЗ мощностью переработки 1,2 млн тонн нефти с парком хранения нефтепродуктов на 100 тысяч тонн. Завод разместится на территории нефтебазы ОАО «Дагнефтепродукт» (местной «дочки» «Роснефти») и должен быть построен всего за полтора года.
Общая стоимость проекта превышает 7 млрд рублей, из которых на первом этапе предполагается потратить 2,544 млрд, 91% этой суммы планируется привлечь из заёмных источников. Срок окупаемости проекта рассчитан на два года. По словам вице-премьера правительства Дагестана Абусупьяна Хархарова, инициатором проекта выступает бывший председатель парламента республики Султан Магомедов. Для Дагестана собственный завод может стать настоящей палочкой-выручалочкой и избавлением от монополиста в лице «Роснефти», а также хотя бы частично решить острую для республики проблему контрафактного горючего.
Собственные планы по нефтепереработке были в своё время и в Кабардино-Балкарии. О строительстве НПЗ на 2 млн тонн с предполагаемой суммой инвестиций 1–2 млрд долларов ещё несколько лет назад шли переговоры между руководством республики и «Роснефтью», но в 2010 году компания решила, что более выгодным является вариант восстановления аналогичного НПЗ в Грозном.
Согласно достигнутой договорённости с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, мини-НПЗ на площадке разрушенного нефтемаслозавода имени Шерипова планировалось начать строить ещё в 2011 году, а первую очередь запустить в 2013 году. По проекту завод должен выпускать 450 тысяч тонн высокооктанового бензина стандартов «Евро-4» и «Евро-5», 470 тысяч тонн дизельного топлива, а также сжиженный газ и 30 тысяч тонн битума; приблизительная сумма вложений — 29 млрд рублей. Но пока и этот региональный проект, даже с учётом мощного лобби в лице республиканского руководства, сталкивается с длительными проволочками — прошлой осенью был лишь объявлен тендер на разработку ТЭО.
С большой помпой заявлялся и проект строительства к 2016 году своего мини-НПЗ мощностью 150 тысяч тонн в Северной Осетии. Его должны были запустить на базе Коринского нефтяного месторождения с общей суммой инвестиций 1,166 млрд рублей. Но и у этого проекта судьба пока неясна. Иными словами, попытки обрести независимость от ВИНКов в большинстве регионов юга России пока завершились неудачей — сказались как нехватка финансирования, так и отсутствие опыта строительства подобных мощностей. «Строительство НПЗ в некоторых республиках высокозатратно. Например, при действующей смете на строительство НПЗ в Чечне мощность переработки обойдётся более чем в 300 долларов за баррель; при этом в Европе баррель перерабатывающей мощности можно купить в 7–10 раз дешевле», — подсчитал аналитик агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. По его мнению, новые южные НПЗ вполне могут выступить базой для индустриального развития регионов ЮФО и СКФО в случае создания сопутствующих производств нефтегазохимии. Однако, учитывая наличие морских портов, куда больше вероятность дальнейшего формирования экспортно ориентированного нефтеперерабатывающего комплекса.