
Проблема увеличения числа несостоявшихся приемов на работу возрастает с каждым годом. // Иллюстрация: Stable Diffusion
Поделиться
По данным исследования, в 2024 году 13% кандидатов по всей стране внезапно и без причины прекращали коммуникацию с работодателем.
С этой проблемой чаще всего сталкивались работодатели, которые нанимают продавцов консультантов и кассиров (12%), sales-менеджеров (10%), а также кладовщиков, операторов колл-центров и упаковщиков/комплектовщиков (по 3%).
Причины и последствия «молчаливого» отказа
Прежде, чем разбираться в причинах гостинга, отметим, что данное явление бывает двусторонним: со стороны работодателя и с позиции соискателя.В первом случае, отказ в работе чаще всего происходит после личной встречи, когда уже пройден этап собеседования по телефону. Эксперты выделяют несколько ключевых факторов «молчания». Так, например, часто главную роль играют несоответствие навыков заявленным требованиям или недостаточная мотивация.
Часто в крупных и в мелких компаниях работодатель перекладывает ответственность на HR-специалиста: что он не отвечает или не перезванивает. Но здесь всегда история о том, что окончательное решение принимает работодатель и от него ждут ответа.
С другой стороны, рынок труда имеет явно высокие показатели увеличения гостинга от кандидатов. Так, если в 2023 году показатели были на уровне 12,9%, то в 2024 году они увеличились на 0,7% и достигли отметки 13%, свидетельствует из исследования Talantix.
Чаще всего перестают выходить на связь соискатели из области здравоохранения и социальных услуг (18%), гостинично-ресторанного бизнеса (15,7%) и ЖКХ (14,2%).
«Причинами гостинга, на мой взгляд, является целый комплекс факторов: от нежелания брать на себя ответственность за прекращение общения, особенно после успешного собеседования, до страха сказать «нет». Иногда соискатели относятся менее серьезно к онлайн-собеседованиям, чем к личным встречам. Суть этой отдельной темы сводится к правилам делового этикета: общение в интернете должно быть ровно таким, каким оно предположительно может быть в оффлайн-формате», – рассказывает Мария Богданова, менеджер по работе с клиентами Coleman Group.
Также, эксперты считают, что подобное явление характерно для конкретного поколения – зумеров. В своей практике работодатели сталкивались с тем, что студенты первых курсов университетов или сегодняшние выпускники переставали выходить на связь без объяснения причин. В связи с этим, специалисты приходят к выводу, что чем моложе соискатель, тем больше вероятность, что он может отказаться от предложения о работе и внезапно пропасть.

Поделиться
Гостинг имеет и денежную составляющую, напоминает Мария Корчикова. // Фото предоставлено экспертом
Каким бы не был гостинг, он в любом случае несет за собой определенные последствия. С одной стороны, компания может легко испортить свою привлекательность в глазах потенциальных сотрудников, наносится вред имиджу и бренду организации. Не менее важным является и денежная составляющая данного процесса.
«Это большие траты средств на поиск и подбор персонала. До собеседования с каждым кандидатом ведет работу рекрутер, у которого есть оплата. Собственно, непосредственно руководитель выделяет время на проведение собеседования. После складывается стоимость выхода одного соискателя на работу. И здесь получается средства потрачены, а кандидат в какой-то момент встает и уходит. И получаются большие денежные траты», – поясняет Мария Корчикова, директор по персоналу медицинского холдинга «Клиника доктора Калюжной».
Как определить и предотвратить гостинг
Проблема увеличения числа несостоявшихся приемов на работу возрастает с каждым годом. Например, в Ростовской области в 2024 году показатели гостинга достигли 25%. В связи с этим, работодатели приспособились определять первые признаки «молчаливого» отказа.«Существуют определенные маркеры: длительные задержки с ответами, уклонение от созвонов, отсутствие конкретики в переписке. Если кандидат то и дело «исчезает», а потом внезапно появляется с оправданиями, это может быть тревожным звонком. Однако полностью застраховаться от гостинга невозможно – всегда есть фактор человеческой непредсказуемости», – делится Анастасия Сапач, создатель и руководитель SMM-агентства «Know how agency».
Эксперты выделяют еще один признак, на который стоит обратить внимание. Так, например, серьезным сигналом является неопределенность в планах и намерениях на рассматриваемом месте работы. Хотя из виду не стоит упускать и тот момент, что наличие этих признаков не гарантирует столкновение с гостингом. Это только предупреждение о вероятности такого исхода.

Поделиться
По словам Анастасии Сапач, полностью застраховаться от гостинга невозможно. // Фото предоставлено экспертом.
В качестве решения проблемы Наталья Черкасова, Executive-коуч, бизнес-тренер ICBT, CHO (Chief Happiness Officer), предлагает менять «мировоззрения» сегодняшнего бизнеса.
«HR-менеджеры продолжают жить по-старому, в надежде получить новый результат. Это проблема, которая ведет бизнес в никуда. Вместо того, чтобы создавать положительный имидж бренда и показывать, как важен сотрудник, который сегодня не хочет идти в нам, компании не оставляют кандидату никакого шанса, принимая решение и расставаясь с ним. Они даже не ищут варианты, где человек мог бы найти себя в компании», – комментирует эксперт.
Специалист по вертикальному развитию лидерства считает, что если руководители не будут работать с трансформацией мировоззрения, то бизнес ждут различные проблемы, связанные с отсутствием кадров.
Если мы говорим о ситуации в целом, то проблема гостинга будет продолжать обостряться. Связано это во многом с зумерами, которые, как показывает опыт экспертов, предпочитают не выходить на связь по собственным причинам. Однако и представители более старшего поколения порой могут «исчезать». В таком случае работодателю необходимо иметь, как минимум, двух итоговых кандидатов на одно рабочее место.