Непривычно стоять к покупателю передом

2
3 минуты
Непривычно стоять к покупателю передом

Прошлый год оказался чрезвычайно сложным и для тех, кто строит, и для тех, кто продаёт недвижимость, заставив и тех, и других активно искать новые возможности для развития, а то и просто сохранения своего бизнеса. Мы на этом фоне можем выделить два новых тренда в строительстве. Условно их можно назвать «малоэтажки» и «малометражки». Пожалуй, только эти секторы жилищного строительства не только не пострадали от кризиса, но и демонстрируют рост. Корни и предпосылки их роста разные, целевые аудитории и перспективы — тоже, но тренд, безусловно, один — попытки девелоперов вывести на рынок самые востребованные предложения.


Малоэтажки, если говорить о промышленном возведении коттеджных посёлков, — тренд на перспективу. Он зародился на Юге лишь за два-три года до кризиса и находится только в самом начале формирования. Тут, собственно, и продажи-то толком ещё не начались, а сами проекты находятся пока в стадии реализации, но интерес и потенциальных потребителей, и девелоперов — колоссальный. Безусловно, этот тренд весьма перспективен, что косвенно подтверждает ошеломительный рост — до 60–70% — индивидуального строительства в городах, где раньше он едва дотягивал до 10% от общего жилищного строительства. Свой частный дом, свой земельный участок исторически и традиционно на Юге воспринимался людьми более позитивно, нежели квартирка в бетонном муравейнике. Подогревает тренд государственная политика (правда, пока больше декларируемая, нежели реально осуществляемая) по стимулированию малоэтажного и индивидуального строительства. Проблемам и перспективам малоэтажного строительства на Юге был посвящён круг­лый стол, проводившийся в декабре журналом «Эксперт ЮГ» и группой компаний «Европа Инвест» в Краснодаре, анализу особых проблем этого сегмента, вызывающим горячие споры, мы посвятим отдельные публикации.


Малометражки, или квартиры малой площади, напротив, — это исключительно временный антикризисный вариант и для строителей, и для покупателей. И он, скорее всего, канет в Лету после стабилизации строительного и жилищного рынка, оставив, возможно, единичные проекты где-нибудь на заводских окраинах мегаполисов. О нём и сегодня многие застройщики говорят неохотно, будто стесняясь, что пали столь низко и вынуждены строить те самые ульи, да ещё сомнительной ценности для достойного качества жизни и со столь же сомнительными градостроительными перспективами. А ведь стесняются зря.


Оба тренда объединяет одно, очень ценное для любого успешного бизнеса качество: и в том, и в другом случае на рынок поставляется продукт, удовлетворяющий реальный спрос, а не тот, который существовал лишь в головах девелоперов и их консультантов, разбалованных докризисной дешевизной кредитных ресурсов, всеядностью покупателей, покупающих зачастую жильё не для того, чтобы жить, а чтоб вложить деньги. Ведь до кризиса, купив в январе и продав в декабре квартиру, можно было заработать от 25 до 30%! Поэтому и гребли всё, что строилось — только успевай. Уход с рынка жилищных инвесторов среднего класса, провал ипотеки сузили спрос на новое жильё настолько, что строителям пришлось заняться изучением точек реального спроса — повернуться к потребителю лицом и попытаться понять, чего он хочет и сколько готов за это платить. Повернуться лицом и к риэлторам, осознав, что это не просто посредники между производителем и покупателем, а специалисты, обладающие самыми полными и достоверными знаниями об ожиданиях, потребностях и возможностях потенциальных покупателей, а значит — носители бесценной маркетинговой информации, которой они с радостью делятся, если их об этом спрашивают. В результате этих действий появился продукт, который весьма бойко продаётся даже на полумёртвом рынке. Несмотря на то, что есть сомнения относительно перспектив продукта, с точки правильности бизнес-решения и его полезности для всех участников рынка — сомнений нет. Впрочем, на круглом столе в Краснодаре звучали опасения экспертов о том, что, как только ситуация в сфере недвижимости стабилизируется, всё вернётся на круги своя, реальный маркетинг окажется позабыт, и нас снова будет ждать рынок продавца.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...