103 107 14

Они выдвигают юг России в лидеры: люди 2023 года

ЭКСПЕРТ ЮГ №12
6556
15 минут

Каждая компания, попавшая в пятёрку людей года на юге России в 2023 году, символизирует важнейший тренд в российской экономике. Dogma — строительный бум на Юге, ОТЭКО — опережающие темпы роста грузопотока, «Кавказ.РФ» —перезагрузку экономики СКФО, «Бештау» — курс на технологический суверенитет в приоритетных сферах, AЕОН— импортозамещение в базовых отраслях

Они выдвигают юг России в лидеры: люди 2023 года

Поделиться
Ежегодно в последнем номере года «Эксперт Юг» называет пять фигур, которые, по мнению редакции, оказали наибольшее влияние на деловую жизнь юга России в прошедшем году. 

Особенность этого года в том, что при описании главных проектов часто фигурирует слово «перезагрузка». Проект химического кластера в Волгограде был известен и ранее, но до событий 2022 года состав инвесторов выглядел иначе. «Кавказ.РФ» и его новая политика — это новый виток активизации государства в СКФО, основанный на повышении интереса к региону, произошедший в период пандемии. ОТЭКО — давно известный проект, который реализуется с отставанием от намеченного в досанкционную эпоху графика, но то, что реализуется, обеспечивает серьёзную динамику, причём в период, когда её было трудно ожидать. 

В прошлом году четыре из пяти фигур были так или иначе связаны с бумом туризма и связанным с ним развитием курортной недвижимости. В этом году тему туризма представляет только корпорация «Кавказ.РФ». Остальные проекты находятся в гораздо более тяжёлых отраслях. Но главное, что их объединяет, — все эти проекты обеспечивают лидерство или как минимум качественно иное позиционирование юга России на национальном уровне в той или иной сфере.

Денис Морозов, ГК Dogma: лидер Юга по объёмам строительства 

Согласно данным Единого ресурса застройщиков, в данный момент краснодарская ГК Dogma, возглавляемая Денисом Морозовым, является абсолютным лидером по объёмам строительства в ЮФО и занимает пятое место в России с показателем 1,7 млн кв. м. Уступает группа лишь столичным игрокам — ГК ФСК, Группе ЛСР, ГК «Самолёт» и «ПИК». При этом ближайшие южные конкуренты занимают 8 и 10 места и довольно сильно отстают по объёмам — это ставропольская «ЮгСтройИнвест» (1,1 млн кв. м) и краснодарская ГК «Точно» (1,05 млн кв. м). 

Поделиться
Денис Морозов — человек не слишком публичный, и в медиапространстве появляется мало // Фото: Dogma 

Известно, что строительный холдинг Dogma создал его отец Сергей Морозов. Денис Морозов ранее являлся учредителем краснодарского застройщика «Кубань Инвест». В 2017 году в отношении этой компании была введена процедура в банкротства, однако в 2023-м её прекратили в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.

В уходящему году ГК Dogma генерировала большое количество инфоповодов. В частности, было заявлено о покупке участка для реализации первого проекта в Московской области — в городе Реутов. В начале апреля этого года ООО «Специализированный застройщик “Догма-1”» приобрело компанию «Софткомм», на балансе которой находились 17,8 гектара земли. Сегодня уже известно, что на этой территории девелопер реализует жилой комплекс комфорт-класса. Таким образом, произошёл выход группы за пределы Краснодарского края.

«В 2024 году мы планируем продолжать экспансию по всей России, — сказал “Эксперту Юг” Денис Морозов. — Сегодня мы работаем над новыми проектами в Калуге, Омске, разных городах Московской области, ЮФО, активно изучаем и другие регионы. Мы стремимся создавать в микрорайонах абсолютно автономный уровень жизни и будем применять этот подход и в новых проектах».

По словам Морозова, фактически Dogma сегодня строит город-спутник Краснодара, в котором будут жить порядка 150 тысяч человек. Сейчас Dogma возводит 1,72 млн кв. м жилья в четырёх крупных проектах комплексного освоения территорий в столице Кубани: это ЖК «Самолёт», «Парк Победы», Dogma Park, «Рекорд», при этом развивая транспортную и социальную инфраструктуру. «На начало декабря компания ввела в эксплуатацию в Краснодаре более 231 тысячи квадратных метров жилья, три детских сада и две школы», — прокомментировал Денис Морозов.

Компания в последнее время диверсифицирует портфель проектов. В частности, в конце ноября 2023 года директор коммерческого департамента СК Dogma Павел Петров заявил о начале строительства торгового центра в Краснодаре. Также в планах Dogma — реализовать в Краснодаре проект термального комплекса площадью 34 тысячи кв. м. Объём инвестиций составит около 3,5 млрд рублей, окупить эти вложения в компании планируют за несколько лет при негативном сценарии или за 20 месяцев при позитивном. Начать строительство планируется уже в начале 2024 года.

Олег Осипов, ГК «Бештау»: создатель радиоэлектронного кластера на Юге

ГК «Бештау» пока нельзя отнести к крупному бизнесу, но это инвестор, своевременно предложивший амбициозный инвестпроект в сфере, в которой сегодня более всего не хватает отечественных решений — речь о радиоэлектронной промышленности.

В 2023 году Олег Осипов и его партнёры по группе компаний «Бештау» заявили об амбициозных планах по расширению мощностей в одной из наиболее востребованных сфер — производстве компьютерной техники. В 2022-м ГК запустила в Ростове-на-Дону выпуск плат для радиоэлектронных устройств. При этом корпуса и упаковку для них производили на другом заводе — «Бештау Электроникс» в Ессентуках. В общей сложности в этот проект вложили 800 млн рублей, однако это было только началом. 

Поделиться
Олег Осипов реализует проект в одной из самой проблемной для импортозамещения сфер // Фото: Правительство Ростовской области

Конечная продукция ГК «Бештау» — отечественные ноутбуки, а также их ключевые компоненты — литий-ионные батареи. Как отмечают в Агентстве инвестиционного развития Ростовской области, речь идёт о проекте полного цикла в отрасли, которая в данный момент, вероятно, является самой непростой с точки зрения импортозамещения. Объём инвестиций в создание мощностей по выпуску ноутбуков может составить 8 млрд рублей, а реализовать проект ГК «Бештау» намерена к 2026 году. 
«В марте 2024 года мы произведём первую в России линию по производству печатных плат, — сказал Олег Осипов на конференции по случаю инвестиционного послания губернатора Ростовской области. — За последние 35 пять лет российской истории таких линий не запускали. Мы стремимся производить с нуля. И у нас нет времени от слова “совсем”. Нет времени строить два года. В этом году мы закончим строительство нового производства, в первом квартале будут производиться пусконаладочные работы. Сейчас наш уровень локализации выше 50 процентов, но в мышках и клавиатурах он превышает 90 процентов. Наша цель — довести уровень локализации приблизительно до 80 процентов». 

ГК «Бештау» имеет производства в Ростове-на-Дону и Ессентуках. Но Осипов не придаёт большого значения границам регионов и говорит о создании радиоэлектронного кластера Юга, «сердцем» которого в теории могут стать производственные мощности группы компаний. По его словам, на пути импортозамещения в радиоэлектронной отрасли сегодня стоит слишком много проблем, которые вряд ли можно решить в одиночку. Так возникла идея кластера, в который войдут представители этой сферы из Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв. Причем речь идёт скорее об организационно-логистической структуре, в рамках которой предприятия радиоэлектронной отрасли будут поставлять друг другу недостающие комплектующие. 

Правда, пока эту инициативу поддержали преимущественно на Дону, а в Краснодарском крае избрали собственный путь развития радиоэлектронной промышленности. И всё же очевидно, что ГК «Бештау» на сегодняшний день является одним из наиболее активных инвесторов в этой сфере.

«Во-первых, мы хотим работать в области вычислительной техники, — заявил Олег Осипов одном из недавних интервью. — Во-вторых, мы стремимся развивать технологии, или, скажу точнее, возвращать то, что было утрачено, вплоть до производства собственного оборудования по тем или иным технологическим направлениям. Например, технологии производства промышленной химии, материалов, необходимых для отрасли, которыми последнее время никто не занимался. То есть мы не просто делаем системный блок или монитор. Мы стараемся локализовать максимальное число технологических процессов, необходимых для отрасли, не боясь заходить в смежные области — в ту же химию. Например, разрабатываем под них необходимый пластик, организуем производство текстолита на отечественной химии».

Роман Троценко, АЕОН Корпорейшн: крупнейший индустриальный проект юга России возродился 

В 2018 году «АЕОН Корпорейшн» Романа Троценко заявил о намерении вложить 1,2 млрд долларов в создание производства на территории волгоградского «Химпрома» — и это была на тот момент крупнейшая инвестиционная заявка региона. Она была основана на договорённости с японской компанией «Марубени Корпорейшн». Новый метаноловый завод мощностью миллион тонн в год планировали запустить в 2023 году. Однако в этом году мы празднуем то, что уже похороненный было крупнейший индустриальный проект Юга возродился в новой конфигурации. 

Поделиться
Роман Троценко сумел найти нового партнера для волгоградского проекта // Валерий Шарифулин/ТАСС

Старая схема развалилась из-за ухода иностранных партнёров по итогам событий 2022 года. В дальнейшем в числе потенциальных инвесторов называли такие компании, как BASF, Mitsubishi Heavy Industries, Air Liquide и Haldor Topsoe, но участие ряда зарубежных компаний стало невозможным после введения антироссийских санкций. Территория завода «Химпром» была объявлена особой экономической зоной (ОЭЗ) — оставалось только найти партнёра из дружественной страны — и Роману Троценко удалось это сделать в Китае. В июне этого года в рамках Петербургского экономического форума было подписано соглашение между компаниями  GTM One (входит в структуру АЕОН) и CNCEC (Китай) о строительстве в Волгограде комплекса по производству метанола. 

Как сказал на подписании Троценко, новым инвестором и техническим партнёром стала ведущая китайская компания в области химического строительства. При этом общая стоимость проекта составила 114 млрд рублей, а будущий метаноловый комплекс станет якорным проектом на территории ОЭЗ «Химпром». Объём инвестиций в первую очередь реализации проекта составляет 55 млрд рублей. Завод, согласно условиям договора, должен быть построен в течение 46,5 месяца.

В проекте также участвует компания «Промтех», 47,5% акций которой принадлежат Роману Троценко. Фирма имеет право долгосрочной аренды земельного участка территории «Химпром». Известно, что ООО «Промтех» заключило контракт с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на поставку природного газа в объёме 1 млрд куб. м в год. Такой объём позволит в дальнейшем производить необходимые тонны метанола.

Завод по выпуску метанола станет первым звеном в производственной цепочке ОЭЗ «Химпром». В дальнейшем планируется создать кластер предприятий, выпускающих продукцию на основе метанола — например, полипропилен и полиэтилен. Но и без этого проект остаётся крупнейшим в сфере индустрии на юге России.

Виталий Цыбульский, «ОТЭКО-Портсервис»: порт Тамань тянет грузы на Юг 

Виталий Цыбульский присоединился к ОТЭКО в марте 2019 года, возглавил компанию «ОТЭКО-Портсервис» в конце 2022 года. Конечно, структура ОТЭКО связана прежде всего с именем русско-французского предпринимателя Мишеля Литвака, но на Юге группу представляют прежде всего Цыбульский и структура, которую он возглавляет. Виталий Цыбульский — герой, который персонифицирует успехи юга России в борьбе за новые грузопотоки.

Поделиться
Виталий Цыбульский - главный топ-менеджер ОТЭКО на Юге России // Фото: «ОТЭКО-Портсервис»

Последний рэнкинг крупнейших компаний ЮФО показывает, что предприятие «ОТЭКО-Портсервис» поднялось за год с 46 на 15 позицию, увеличив выручку в 2,7 раза — до 84,4 млрд рублей. В итоге грузооборот порта «Тамань» в 2022 году, по данным Ассоциации морских торговых портов, вырос на 19,5% — до 46 млн тонн. Это при том, что в России целом прирост грузооборота морских портов был символическим — 0,7%, а по Азово-Черноморскому бассейну он был несильно выше — 2,7%. То есть точка роста грузооборота на Юге — порт Тамань. 

В этом году за 10 месяцев порты Азово-Черноморского бассейна опять показывают наибольший прирост грузооборота — 17,2%, сообщает Росморречфлот. Основной фактор роста — развитие коридора «Север — Юг». Основная точка роста — сухие грузы. Азово-Черноморский бассейн по грузообороту уходит в отрыв по сравнению с Балтийским и Дальневосточным, остальные по объёму несравнимо меньше.

Мы привыкли к тому, что порт Тамань — это большой проект, о его развитии говорят около 15 лет. А пока говорят, инвесторы сами взялись за дело. Эксперты считают, что потенциал роста портов Новороссийска и Туапсе исчерпан, порты Темрюк и Кавказ располагаются со стороны мелководного Азовского моря. Югу нужен был новый большой морской порт. Тамань расположилась на полуострове со стороны Чёрного моря, и теперь активно растёт.

На эту тему
Туризм и импортозамещение: две темы людей 2022 года на юге России
Поделиться
Порт Тамань сегодня — это две структуры, входящие в ОТЭКО, — «ОТЭКО-Портсервис» и «Таманьнефтегаз». Последняя специализируется на перевалке нефтепродуктов и СУГ через специализированный терминал, «ОТЭКО-Портсервис» — это терминал навалочных мощностью более 70 млн тонн. На примыкающей территории работает зерновой терминал компании «Пищевые ингредиенты», входящей в ГК «ЭФКО». Это тоже весьма масштабный бизнес — выручка «Пищевых ингредиентов» в прошлом году составила 66 млрд рублей. Сейчас на территории порта также активно строится терминал по перевалке аммиака компанией «Тольяттиазот», входящей в холдинг «Уралхим», стоимость проекта оценивается в 50 млрд рублей. Совокупно в порту сегодня работают более 12 тысяч человек, 10 тысяч из них — в структурах «ОТЭКО». Терминалы ОТЭКО могут принимать суда дедвейтом до 220 и 160 тысяч тонн — это самые большие суда, которые могут проходить через Босфор.

Рассказывают, что наплыв рабочей силы на полуостров поднял цены на недвижимость в поселках Тамань и Сенной до уровня, превышающего краснодарский, в 1,2-1,5 раза. Автобусы свозят рабочих со всего Темрюкского района и Керчи. Компания фактически выполняет роль градообразующего предприятия. На отчисления ОТЭКО приходится больше половины доходной части бюджета Таманского сельского поселения и до 15% бюджета Темрюкского района.

Основные мощности навалочного терминала отданы под уголь — около 30 млн тонн составит перевалка в этом году. Уголь идёт в основном из Сибири. Для понимания масштаба: в сутки здесь могут выгружаться около двух тысяч вагонов. Действуют три вагоноопрокидывателя, которые выгружают по три вагона за три минуты. Создано 44 км конвейерных линий, на каждой эстакаде установлено по 36 водяных пушек, которые позволяют бороться с угольной пылью. Всего в порту Тамань ОТЭКО построила свыше 200 км железнодорожных путей, одновременно они могут принимать более 6 тысяч вагонов или порядка 80 составов.

Ожидается, что в этом году здесь вдвое вырастет отгрузка серы, в перспективе объёмы её перевалки должны составить до 5 млн тонн. Такие же мощности закладываются под перевалку минеральных удобрений. 

Порт Тамань сейчас — одна из главных портовых точек роста на Юге, потенциал которой далеко не выбран. Потенциал роста перевалки — примерно в два раза. 

Между тем, у «ОТЭКО-Портсервис» в порту Тамань 9 тысяч гектаров земли. Можно напомнить о том, что ранее на территории порта планировались индустриальный парк, размещение заводов по производству аммиака, карбамида, метанола, комбикормов, переработке углеводородов, сои. Временно эти планы оказались отложены, но сотрудники предприятия уверены, что лишь временно. 

Андрей Юмшанов, «Кавказ.РФ»: главный институт развития СКФО собрал урожай

Кавказский экономический фронт в 2023 году очевидным образом активизировался. Главное событие года здесь — Кавказская инвестиционная выставка, которая прошла под эгидой правительства РФ и позднее получила статус ежегодного инвестиционного форума. Выставка собрала более трёх тысяч гостей и небывалый для СКФО урожай соглашений с инвесторами. Для понимания: это было крупнейшее деловое мероприятие Северного Кавказа за последнее десятилетие. И важно, что оно не останется одиночным, — новый Кавказский инвестиционный форум запланирован на весну 2024 года. Переоценить влияние крупного экономического форума на развитие территории трудно — можно вспомнить, какую роль сыграл форум в Сочи (2006-2019) для развития Краснодарского края и ЮФО в целом.

Поделиться
Андрей Юмшанов возглавил Кавказ.РФ в конце 2022 года // Фото: Кавказ.РФ 

Заключение соглашений с инвесторами продолжалось весь год, оно было связано прежде всего с оформлением проектов особых экономических зон на Северном Кавказе, обустройством инфраструктуры которых занимается «Кавказ.РФ». Эта госкорпорация находится в ведении Минэкономразвития РФ и вице-премьера Александра Новака, возглавляющего совет директоров организации; она является главным инструментом федерального центра в СКФО или «единым институтом развития на Северном Кавказе». Поэтому в герои 2023 года мы предложили её не очень публичного руководителя Андрея Юмшанова. Целый ряд собеседников «Эксперта Юг» подчёркивает его личную роль в лоббировании интересов региона и, в частности, в появлении такой темы, как новый инвестиционный форум.

Предыдущая карьера Андрея Юмшанова была связана с прокуратурой, с 2016 года он возглавлял управление Генпрокуратуры в ПФО, а в конце 2022 года возглавил «Кавказ.РФ». Безусловно, в существенной степени результаты 2023 года были подготовлены ранее, но урожай довелось собирать именно Юмшанову.

В 2023 году горнолыжный курорт «Архыз» в Карачаево-Черкесии, построенный и выведенный на операционную рентабельность госкорпорацией, был продан частному инвестору — компании «Горные вершины», связанной с бывшим министром сельского хозяйства Александром Ткачёвым. Инвестор подписался под дополнительные 40 млрд рублей инвестиций в проект. Этот кейс оказался очень понятным для инвесторов, сразу выстроившихся в очередь на лоты по Приэльбрусью. 

Как объяснял в интервью «Эксперту Юг» заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров, у «Кавказ.РФ» два направления деятельности. Первое связано с обустройством инфраструктуры и привлечением инвесторов в особые экономические зоны (ОЭЗ). Второе — с выстраиванием схем для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных сферах. Причём если когда-то институт развития сам инвестировал в проекты, то теперь он прежде всего выступает как интегратор, выстраивая сложные схемы для финансирования с привлечением банков и действующих в стране институтов развития.

По первому направлению собран приличный урожай соглашений с инвесторами. Так, по развитию всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус» подписаны соглашения с инвесторами на сумму 39 млрд рублей. По курорту «Мамисон» — четыре соглашения на 13 млрд рублей. По «Каспийскому туристическому кластеру» в Дагестане на конец ноября было подписано 7 соглашений из 18, находящихся в проработке, остальные планируется подписать до конца 2023 года. Общий объём инвестиций — 70 млрд рублей.

По второму направлению в инвестпортфеле корпорации 21 проект, «Кавказ.РФ» в них участвует на сумму свыше 36 млрд рублей. 

На Кавказской инвестиционной выставке говорилось о том, что за последние годы — начиная с пандемии — привлекательность Северного Кавказа была подвергнута переоценке. Но переоценка — ещё не перезагрузка, в которой регион однозначно нуждается. И активность «Кавказ.РФ» приближает эту перезагрузку.
0
3
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .