«Основной удар кризиса приняли региональные бюджеты»

145
3 минуты
«Основной удар кризиса приняли региональные бюджеты»

Николай Проценко
Важнейшие тенденции в бюджетной сфере муниципалитетов «Эксперту ЮГ» прокомментировал доцент Волгоградского госуниверситета, финансовый аналитик Карэн Туманянц . По его мнению, ситуация в бюджетной сфере муниципальных образований в целом лучше, чем положение дел в региональных бюджетах, но обратной стороной политики урезания расходов становится деградация инфраструктуры.

— Как сказался на муниципальных бюджетах (прежде всего региональных центров) значительное ухудшение ситуации в бюджетной сфере субъектов федерации за последние два года? Есть ли примеры того, что бюджеты муниципалитетов, как и бюджеты субъектов, резко нарастили долги и дефицит? Как можно в целом охарактеризовать положение дел в сфере муниципальных бюджетов на юге России - критическое, приемлемое, хуже некуда?
Во всех муниципалитетах ситуация, безусловно, осложнилась, но ни один из предложенных вами эпитетов применить к ней не могу. Основной удар все-таки приняли на себя регионы, что хорошо видно по соотношению динамики долга субъектов федерации и муниципалитетов. Это объясняется прямым доступом регионов к федеральным деньгам (в том числе кредитам федерального бюджета) и бóльшими возможностями по рыночным заимствованиям. Для банков и приобретателей облигаций регион – это более понятный и предсказуемый заемщик, чем муниципалитет (и по экономическим, и по политическим причинам). Кроме того, регионы взяли на себя некоторые муниципальные расходы (медицина, строительство детских садов), а сокращение доходов муниципальных бюджетов за счет перераспределения НДФЛ и трансфертов из региональных бюджетов было произведено в меньшей степени.
Финансирование оставшихся муниципальных расходов по факту идет в размере имеющихся доходов (включая «выбитые» из субъектов федерации средства), плюс по-максимуму использование займов из региональных бюджетов и с открытого рынка. Поскольку этих средств не хватает, от "необязательных" расходов муниципалы просто отказываются. Поэтому поддержание "условного" баланса происходит за счет деградации социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры.

— Есть ли на юге России примеры региональных центров, где зависимость от вышестоящих бюджетов в последние несколько лет снижается, а не наоборот? Каковы сейчас вообще основные возможности муниципальных образований по увеличению собственных доходов? Насколько они отстают от роста финансово необеспеченных обязательств?
Мне неизвестны примеры повышения финансовой независимости местных бюджетов. Думаю, в сложившихся условиях это может быть только следствием вынужденного сокращения трансфертов со стороны вышестоящего бюджета, нежели положительным результатом усилий местных органов самоуправления. Как я уже отметил, муниципалы пытаются сокращать свои расходы, но пока это производит впечатление «тушения пожара», нежели системной политики.
Впрочем, если говорить о Волгограде, то кризис заставил городские власти принять два важнейших и необходимых решения, на которые они очень долго не шли, несмотря на настоятельные рекомендации экспертов. Во-первых, произошел отказ от значительной части социальных категориальных выплат (не связанных с реальным благосостоянием получателя). Во-вторых, был объявлен конкурс на передачу в концессию городского водоканала. Определенный резерв роста собственных доходов я вижу также в увеличении имущественных налогов с физических лиц, а также приватизации муниципального имущества и муниципально-частного партнерства в сферах ответственности муниципалитета.

— Сказался ли каким-либо образом на бюджетах муниципальных образований ползучий переход к системе сити-менеджмента? Есть ли показательные примеры того, как отмена прямых выборов муниципальных глав влечет за собой изменения правил игры в бюджетной сфере? Каковы ваши среднесрочные прогнозы развития ситуации в связи с принятием в ряде регионов законов, отменяющих прямые выборы мэров?
Я не вижу явных последствий для муниципальных финансов от появления сити-менеджеров и не могу привести примеры существенного изменения правил игры. В условиях кризиса, требующих непопулярных решений, некоторое дистанцирование исполнительной власти от электората могло бы быть положительным фактором для более решительных действий властей. Но проблема в том, что сити-менеджеры, уйдя от прямой подотчетности жителям, оказываются в плотной зависимости от депутатов местных законодательных органов - а эти взаимоотношения абсолютно непрозрачны, очень ситуативны и потому нестабильны. Подверженность влиянию меняющихся групп интересов и коалиций в политическом истеблишменте – это, на мой взгляд, гораздо худший вариант для руководителя, чем открытый и прямой диалог с избирателями.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...