103 107 14

Пан Александра Жданова долетел до Ростова

2762
8 минут

В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) открылась выставка «Александр Жданов. Последний Пан».  Работы известного нонконформиста, одного из родоначальников ассамбляжа впервые представлены в Ростове-на-Дону – городе, где прошла молодость художника

Пан Александра Жданова долетел до Ростова

Автопортрет художника Александра Жданова, мастера ассамбляжа // Фото: галерея zhdanov
Поделиться
Выпускник Ростовского художественного училища Александр Жданов (1938, ст. Вешенская – 2006, Вашингтон) давно стал легендой среди ростовско-таганрогских художников старшего поколения. Теперь о Жданове, одном из родоначальников ассамбляжа в СССР, можно не только прочитать, но и увидеть его работы.

По словам одного из кураторов проекта, московского художника с таганрогскими корнями Юрия Фесенко, выставка – дань уважения Жданову, сыгравшему в жизни Юрия и многих других местных художников важную роль. «Последний Пан» - своего рода приношение от ученика учителю.

Холст, масло, тушь, битум и еловые ветки

Работа под названием «Пан летящий» (1982 год, картон, битум, белозем, еловая хвоя) – единственный на ростовской выставке пример ждановского ассамбляжа. По словам Фесенко, работа создавалась на его глазах. Поздней осенью соседи Жданова жгли сухие ветки, старую ограду и уличный мусор. У прогоревшего костра было тепло и удобно смешивать битум с эмалью, еловой хвоей, пеплом, землёй, ветками, обломками забора и гвоздями.

PHOTO-2023-04-09-10-10-40(1).jpg
Поделиться
Фото: галерея zhdanov

Пан, мифологическое существо, царь живой природы пришел в картины Жданова из повести «Чудище из Ваккареса» Жозефа д’Арбо. С начала 80-х Пан регулярно появляется в работах художника. Александр Павлович ощущал родство с чудищем.

Другие представленные на выставке «живые» работы более традиционны по технике исполнения – бумага, холст, тушь, масло, оргалит. Это аскетичные по цветовому решению пейзажи, портреты, натюрморты. Все они выполнены художником в 70-80-е годы в Ростове-на-Дону и окрестностях Звенигорода. Всё из частных коллекций.

Кроме того, семья Жданова предоставила для выставки фотоматериалы, рассказывающие о жизни Жданова, постеры, репродукции живописных работ и графических листов. По ним мы можем судить о широте интересов Александра Павловича: от лаконичной – в чем-то наивной – графики, пародирующей «суровый стиль», до почти абстрактного экспрессионизма в духе Джексона Поллока (но с опорой на «натурные наблюдения»).

Жданов.jpg
Поделиться
На открытии выставки собралось много людей // Фото: «Эксперт Юг»

Выставка представительна по количеству подлинников – их 10. Это много, учитывая печальную судьбу работ советского периода (об этом ниже), и недоступность американского (владелец одной из самых крупных коллекций Жданова — вашингтонский бармен, с которым Жданов расплачивался только своими работами) .

В состав экспозиции включены также работы соратников и учеников художника - Леонида Стуканова, Юрия Шабельникова, Леонида Кабарухина, Михаила Басова-ст, Валерия Кульченко, Веры Колгановой, Юрия Фесенко.

Легенда о Жданове

В ростовский период жизни Жданову ни разу не удалось пройти через выставочный комитет, хотя его оригинальные работы нравились отборщикам.

На эту тему
Как сделать Волгоград городом художников
Поделиться
Художник Леонид Пузин, учившийся вместе со Ждановым в Ростовском художественном училище (РХУ), вспоминал: «По словам Александра, он принёс несколько своих пейзажей на проходивший осенью 1966 года в Ростове зональный выставком… И эти пейзажи, несмотря на всю их «неканоничность», произвели настолько сильное впечатление на многих независимых художников данного выставкома, что они поинтересовались, откуда взялось это «юное дарование». На что, якобы, тогдашний директор РХУ Резниченко заявил, что это студент ростовского художественного училища. Жданов, разумеется, не смолчал и громогласно перебил эту ложь словами: «Бывший студент! Вы же сами меня выгнали два года назад!»

Произошёл конфуз, в результате которого зональный выставком хоть и не принял картин Александра Жданова на юбилейную – к пятидесятой годовщине Октября – выставку, но настоятельно рекомендовал не только директору, но и правлению ростовского СХ восстановить Жданова в художественном училище. Что и было сделано».

Жданова дважды исключали из РХУ: осторожному руководству училища не нравился даже внешний вид художника – мол, борода «порочит» облик советского студента. К тому же Александр Павлович «систематически и злостно нарушал учебную программу». Жданов мог нарисовать голову натурщика втрое больше оригинала, без подготовительного рисунка, сразу красками. По академическим канонам считается, что изображение головы должно составлять примерно три четверти от натурального размера.

Но – главное – Жданова вполне можно было зачислить в формалисты, которым в начале 60-х было не место в рядах советских художников.

Помимо пусть и «неканоничной», но все-таки живописи, Жданова интересовал мусор - веники, детские стертые сандалики, консервные банки,окурки,горелые спички. Из мусора художник собирал композиции. В 1964 году Жданов создал ассамбляж «Детская коляска». Основой этой композиции стала старая детская коляска, которую он подобрал на железнодорожном переезде у ростовского мясокомбината. В 2015 году, этот ассамбляж вошел в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Жданов 2.jpg
Поделиться
На выставке было представлено 10 подлинных работ Жданова - это много // Фото: «Эксперт Юг»

Иногда в композиции Жданова попадали монеты. В тяжелые для художника времена их можно было отклеить, а затем использовать по назначению. Безденежье было обычным состоянием нонконформиста, к тому же еще и не состоявшего в рядах СХ.

В поисках пристанища

Переезд в середине 70-х в Москву не поправил материального положения Жданова, но принес новых друзей и знакомых - среди них Оскар Рабин, Олег Целков, Михаил Чернышов, Виталий Сазонов, Анатолий Зверев.

В середине 70-х Жданов обрел и «Пристанище» - так он называл свою «летнюю резиденцию», комнату в поселке Мозжинка под Звенигородом (Московская область). Комнату сняла жена художника Галина Герасимова. Жданов и Герасимова познакомились в Москве - профессорская дочка, учёный-биолог Галина дала Александру три копейки на проезд в трамвае.

PHOTO-2023-04-09-10-09-27.jpg
Поделиться
Фото: галерея zhdanov

В «Пристанище» часто работали ростовско-таганрогские друзья Жданова - Леонид Стуканов, Юрий Фесенко, гостили Юрий Шабельников, Олег Хаславский. Приезжала художница Вера Колганова – брать уроки, бывал здесь и коллекционер советского андеграунда Леонид Талочкин (благодаря ему и сохранилась ростовская детская коляска).

Наконец-то Жданову удалось выставиться - в подвале дома на Малой Грузинской, единственном в СССР месте, где можно было легально увидеть работы советских художников-авангардистов.

Александр Павлович стал известен на Западе. Среди его поклонников был Артур Хартман, посол США в СССР. На смерть художника откликнулась газета Washington Post.

Но это было не то, к чему стремился Жданов. Надежды на то, что он будет востребован в СССР, вне Малой Грузинской, рассеялись. Но, может быть, есть и другие страны, где власть более благосклонна к художникам-авангардистам? Уезжая, Жданов, по всей видимости, руководствовался строками из своего стихотворения.

Тот кто не знает
что мир устроен
не лучшим образом
тот просто дурак или петух
тот кто знает
что он устроен … (плохо) и прячется
тот … (извращенец)
тот кто не знает
что каждому и всему
в мире есть место
идиот и его надо зарезать.

На эту тему
Художник Лишневский: «Современное искусство политизировано, чиновники его боятся»
Поделиться
В 1982 году падчерица Жданова Васса Герасимова, член сборной СССР по синхронному плаванию, убежала из гостиницы в Испании и попросила политического убежища в посольстве США . Так до сих пор и непонятно, было ли это спланированной акцией или импровизацией Вассы. Может быть, это была идея Галины.

Несколько лет Галина, Александр пытались «воссоединиться» в Вассой. Но эти попытки ни к чему не привели, власти не разрешили им выехать из страны. Разрешение на выезд Жданов и Герасимова получили лишь в 1987 году. После того как — в очередной раз - приковали к себя к дереву у ворот американского посольства.

«Картина не хочет уезжать»

Вывезти в Америку картины Жданова не удалось, хотя он передал около полутора тысяч своих работ в дар народу США. Американские дипломаты подарок одобрили, но картины не забрали, а советские власти спустя некоторое время вывезли работы Жданова на свалку, «убрали» освободившуюся квартиру. Уже в Америке Жданов обвинил в сговоре ЦРУ и КГБ.

Жданов, Пан.jpg
Поделиться
А это собственно «Пан летящий» - картина, которая по итогам выставки будет передана музею. На ней различимы еловые ветки - ассамбляж предполагает работу не только с красками. //Фото: галерея zhdanov

На открытии выставки Юрий Фесенко рассказал, что помогал Жданову собираться в дорогу, в последний месяц перед отъездом сколачивал ящики для его холстов и ассамбляжей. Жданов планировал вывезти в Америку все, что было создано за 20 с лишним лет, и ящиков было много. Но одна картина постоянно была лишней, ей не хватало места в ящике. «Пан летящий» не хотел улетать Америку. Жданов заметил: «Картина не хочет уезжать». Фесенко стал ее новым хозяином.

Теперь, как говорит художник, по завершении выставки работа Александра Жданова "Пан летящий" будет передана в дар Ростовскому областному музею изобразительного искусства.

Организаторами выставочного арт-проекта «Александр Жданов. Последний Пан» выступили Ростовский областной музей изобразительных искуcств и Галерея ZHDANOV. Кураторы – Ю.Фесенко и С.Крузе. Выставка работает (в здании на пр. Чехова, 60) до 28 апреля.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .