Виктор Лосев — волгоградский живописец с классической судьбой импрессиониста в послевоенном Советском Союзе: его не принимали в Союз художников, не делали его выставок. Но он стал единственным художником, которому удалось написать невоенную историю Волгограда. Интерес к его творчеству родился в 1990-х годах, Лосева стали выставлять, покупать для коллекций, изучать в галереях. Но до поры до времени художник оставался символом города только в художественной и научной среде. Вписать его в город для горожан, сделать частью городской идентичности может фестиваль уличных художников «Извините, вы не видели Лосева?».
«До реализации проекта о художнике во всей стране помнили два человека, — рассказывает научный руководитель Института региональной экономики и социального проектирования, куратор проекта Дмитрий Грушевский. — Это волгоградский галерист Ирина Басова, поклонник его творчества, работавшая в советское время секретарём регионального отделения Союза художников СССР, и московский искусствовед Татьяна Гафар, автор очерка “Импрессионист в монументальном городе”, в котором исследуется жизнь и творчество художника».
Дмитрий Грушевский создал концепцию проекта, включившую фестиваль художников, а главное, создание каталога тех лосевских работ, которые хранятся у жителей Волгограда дома. Проект поддержал благотворительный фонд В. Потанина.
«Мы решили не развлекать горожан и туристов, а создать общее дело, и поставили перед собою и коллегами исследовательскую задачу: собрать вместе картины мастера, которые он дарил и продавал или обменивал на краски и еду, — рассказывает Дмитрий Грушевский — Оцифровать их, провести каталогизацию, записать и издать персональные истории встречи горожан с мастером, организовать выставки. Чтобы “поставить город на уши”, запустить процесс общения между горожанами, обмена информацией, мы организовали в излюбленных рабочих местах Виктора Лосева мастер-классы профессиональных художников, пленэры учащихся художественных школ и студентов, обучающихся на художественных отделениях вузов».
15 мая 2016 года художники из Астрахани, Волгограда, Волжского, Москвы, Саратова и Элисты вышли на Аллею Героев, центральную набережную, в парки «Волгоград-Баку» и имени Гагарина, в Сквер имени Саши Филиппова — писать город и прохожих так, как это делал Виктор Лосев. Пленэр-фестиваль стал ключевым событием в проекте «Извините, вы не видели Лосева?». До этого его авторы провели масштабное исследование культурной жизни города, создали серию выставок работ художника — «Муза № 26. Художник и его модели», «Город в деталях», «Стена романтика» (фотокопии работ), «Город и горожане», нашли многих владельцев картин и оцифровали 387 произведений, хранящихся в семьях волгоградцев, создали электронный каталог, экземпляры которого переданы в ВГМИИ имени И.И. Машкова, Библиотеку имени М. Горького и Институт художественного образования (ИХО) ВГСПУ.
Когда проект начал реализовываться, прошла первая выставка «Муза № 26. Художник и его модели». Коллективная память включилась. Нашлись модели Виктора Лосева. Они познакомились, стали встречаться, делиться воспоминаниями, показывать друг другу и остальным волгоградцам хранящиеся в их семьях картины. Авторы проекта записали 17 персональных историй встреч горожан с Виктором Лосевым. Например, как волгоградка Ольга Городнова узнала себя в «Читающей девушке», написанной на пленэре в Сквере имени Саши Филиппова в 1970 году.
«Мы предложили новый формат исследовательской работы — синтез шоу, квеста и исследования, — объясняет куратор. — По сути, это инновационная технология взаимодействия музея и местного сообщества. Обычно коллекции формируются музеями и предъявляются зрителям. Выставки, которые мы организовали в рамках проекта, устроены с точностью до наоборот: горожане формировали экспозиции и предъявляли их выставочным залам и музею».
«Дима смог найти форму, которая объединила различные действия по изучению, популяризации, осмыслению творчества Виктора Лосева, предпринятые в 2000-х годах. Запуск процесса собрания коллекции горожан и большая городская акция позволили вывести его творчество из сугубо научной среды в городскую культуру», — говорит искусствовед Татьяна Гафар.
Художник Валерий Макаров держит в руках собственный портрет, написанный Виктором Лосевым в 1984 году. Картина была найдена в 2016 году.
Дмитрий Грушевский рассказывает о том, как большой культурный проект может изменить город. Волгоград воспринимается жителями и гостями как город военных образов: как город Победы и как город так и не окончившейся войны. Это сказывалось на линейке городских событий, визуальном ряде мегаполиса, менталитете жителей, зачастую воспринимающих мир в чёрно-белых тонах. Когда социологи анализировали анкеты и глубинные интервью волгоградцев, у них сложилось ощущение, что они работали на фронте или на кладбище. Будто у города нет мирной истории, нет городских мифов и легенд за пределами контекста военных подвигов.
Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон говорил авторам проекта: «Город можно вывернуть наизнанку… Нужна сильная городская легенда».
В 1969 году ранние работы Виктора Лосева были сожжены хозяином подвала, в котором он работал. Самого художника из подвала выгнали. Своей мастерской у него не было. Он стал писать город прямо на улицах и раздаривать свои картины его жителям. Художник верил, что так они будут в большей сохранности. Выставки тоже делал на улицах — развешивал картины на деревьях. Писал порою на обратной стороне чертежей, подобранных у Горхоза. «Его картины — это мирный Волгоград с ещё царицынскими домами, улочками, портретами студентов, художников, прохожих. Он писал лёгкой и чистой кистью. Виктор Лосев — очень недооценённый художник», — рассказывает один из авторов проекта, владелица арт-салона и коллекционер Ирина Басова. Биографическая ткань художника настолько мифологична, окрашена в служение искусству, что городскую легенду оставалось только возродить. «Извините, вы не видели Лосева?», — спрашивали друг друга горожане, когда он вдруг исчезал — уезжал писать в другие места. Чаще всего — в Горячий Ключ Краснодарского края.
«В какой-то момент стало понятно, что Лосев для Волгограда — это больше чем просто один из художников. Художественное творчество, которое связано с Волгоградом, в большей степени было посвящено Сталинградской битве. Виктора Лосева нельзя назвать диссидентом, он просто был вне официального искусства, но оказался единственным, кто понял и прочувствовал город не как памятник, а как город людей. Мы Волгоград 50-х и 60-х годов можем представить по фотографиям и по картинам Лосева. Он такой городской летописец», — добавляет Татьяна Гафар.
«Сложилось ощущение, что город ждал наш проект. Куда бы мы ни обращались, нам говорили “Здорово!” И включались. Первым таким человеком стал директор Сквера имени Саши Филиппова Алексей Никулин. Затем поддержку предложили МГМИИ имени И. И. Машкова, Благотворительный фонд “Царицынская муза”, Библиотека имени М. Горького. Помогали все: куратор Фёдор Ермолов, искусствоведы Ольга Малкова и Лидия Ишкова, реставратор Галина Копаева, журналисты Юлия Гречухина и Виктория Шадчина, дизайнер Сергей Черкесов, заслуженный художник России Владислав Коваль, волгоградские художники», — вспоминает Грушевский.
Забытая городская легенда смогла вовлечь в проект городские сообщества, музейных работников, бизнес, художников со всей России. Аудитория проекта составила более 14 тысяч человек. Выросла посещаемость ВГМИИ имени И.И. Машкова и спрос на образовательные услуги детских школ искусств и творческих студий. Теперь фестиваль уличных художников в Волгограде станет ежегодным. Дмитрий Грушевский считает, что фестиваль может стать новой традицией для Волгограда: «Проект завершить невозможно: люди звонят, пишут, приглашают в гости. У волгоградцев хранится более трёх тысяч картин художника. Исследовательская работа продолжается».