Политический кризис на Украине создаёт непредвиденные факторы риска для юга России. Углубление кризиса чревато взрывным ростом миграционного потока русских украинцев в приграничные регионы, а для крупных предприятий ЮФО может захлопнуться экспортное окно. Последнее вдвойне неприятно, поскольку в прошлом году объёмы поставок продукции южных компаний на Украину резко возросли. Но уже за первые два месяца этого года экспорт ЮФО по основной статье — нефть и нефтепродукты — значительно сократился, а Краснодарский край снизил внешнеторговый оборот с Украиной почти вчетверо.
Наша позиция по украинским событиям совпадает с мнением российских региональных властей: несмотря на все обстоятельства, юг России и сопредельные территории Украины не прекратят давно сложившееся сотрудничество. В то же время политические перипетии могут существенно нарушить устоявшиеся связи южных регионов с Украиной — главным образом с востоком и югом страны; первые симптомы этого уже налицо.
Миграция: призрак беженцев
«Происходящее на Украине — это плохая новость для юга России, — констатировал в ходе недавней дискуссии ростовского отделения политического клуба “4 ноября” Юрий Гиренко, московский политолог с донбасско-ростовскими корнями. — Юг и восток Украины стоят на грани махновщины, запад и центр — уже в бандеровщине. Около наших границ — разваливающееся государство, практически половина жителей которого — такие же русские, как и мы».
О гуманитарной катастрофе пока речи не идёт, но, по информации правительства Ростовской области, за январь-февраль в регионе наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению миграционных потоков. В сравнении с двумя первыми месяцами прошлого года численность въехавших в Россию через пропускные пункты Ростовской области увеличилась на 53%; со стороны Украины миграционный прирост составил 70,7 тысячи человек. Только за два дня, с 27 февраля по 1 марта 2014 года, в Ростовскую область въехали 12 тысяч граждан Украины.
В связи с ситуацией на Украине на Дону был создан оперативный штаб, а в приграничном Таганроге объявлен режим «повышенной готовности». В ряде донских санаториев, пансионатов и детских оздоровительных учреждений подготовлено около двух тысяч мест для приёма и размещения вынужденных мигрантов, хотя пока, по сообщению официальных источников, в Ростовскую область граждане Украины едут в основном к своим родственникам. О готовности принять беженцев сообщил и губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв. «Если будет совсем туго, то дадим убежище на своей земле», — написал он в твиттере.
Дальнейшее развитие событий зависит от скорости нормализации обстановки на Украине, но, как отметил в телеинтервью донской губернатор Василий Голубев, счёт людей, готовых остаться в России на неопределённый срок, уже пошёл на сотни и тысячи. А это значит, что без эффективного разрешения украинского кризиса рано или поздно может возникнуть вопрос об их трудоустройстве. Украинские гастарбайтеры и сейчас работают на южных стройках и в сфере обслуживания, но это всё же не вынужденная миграция. Кроме того, не забудем, что на Украине и в России разные уровни оплаты труда и цен на основные продукты, поэтому в случае худших сценариев интеграция беженцев окажется крайне непростой.
Нефтянка: угроза экспорту
Если брать экономическую составляющую украинского кризиса, то первыми в случае худшего сценария его ощутят участники внешнеторговых связей с обеих сторон, и признаки этого уже появились. По данным Южного таможенного управления (ЮТУ), в январе-феврале объём торговли регионов ЮФО с Украиной составил 503,4 млн долларов (в том числе импорт с Украины 212,2 млн долларов и экспорт на Украину 291,3 млн долларов), что более чем на четверть меньше, чем в первые два месяца прошлого года, когда общий показатель товарооборота равнялся 635,9 млн долларов. Снижение объёмов торговли произошло в основном за счёт сокращения импорта более чем на треть, в то время как показатели экспорта практически сопоставимы.
В прошлом году структура торговли ЮФО с Украиной вообще заметно трансформировалась. Её общий объём в 2012–2013 годах был практически одинаковым (4,11 млрд долларов), однако со стороны юга России произошло значительное сокращение отрицательного сальдо между импортом и экспортом. Для сравнения, в 2013 году ЮФО импортировал украинских товаров на 2,21 млрд долларов, стоимость экспортных операций была равна 1,9 млрд долларов; в 2012 году объём импорта составлял 2,69 млрд долларов, а экспортировано на Украину было продукции на 1,42 млрд долларов. Такая картина идёт вразрез с общероссийским трендом: экспорт из России на Украину в прошлом году резко (почти на 15%) сократился — за счёт снижения поставок газа. В структуре экспорта ЮФО на Украину также доминируют углеводороды, но не газ, а нефть и нефтепродукты — и по этой статье в 2013 году объём вывоза увеличился более чем на четверть (с 1 до 1,26 млрд долларов). Основными поставщиками топлива для соседей выступили Краснодарский край и Волгоградская область, где расположены крупные нефтеперерабатывающие заводы.
В то же время совокупные данные за год не должны создавать обманчиво благостную картину, поскольку уже в конце прошлого года наметилась тенденция к значительному сокращению поставок топлива из ЮФО на Украину (см. график), которая явно не сводится к сезонным колебаниям потребления горючего. В первые два месяца этого года падение продолжалось: нефти и нефтепродуктов из ЮФО на Украину было вывезено на 206,2 млн долларов, а за тот же период годом ранее — на 245,4 млн долларов. Основной вклад в это внёс Краснодарский край, у которого в прошлом году доля углеводородного экспорта на Украину приблизилась к 80%. А за первые два месяца этого года торговый оборот Кубани с Украиной составил всего 28,1 млн долларов — почти вчетверо меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Одних только углеводородов из Краснодарского края в январе-феврале прошлого года было вывезено на Украину на 75,2 млн долларов, а теперь эта статья резко снизилась.
Ситуация на топливном рынке Украины в связи с политическим кризисом ухудшается на глазах. По данным консалтинговой группы «А-95», ведущего украинского аналитического агентства в сфере нефти и нефтепродуктов, в феврале баланс украинского рынка бензина по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 25,3% (почти на 70 тысяч тонн), а баланс по дизельному топливу сократился на 22,4% (83 тысячи тонн).
Своё слово может сказать и государство. 3 марта председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам нефтяной и газовой промышленности Игорь Васюник поспешил заявить, что Таможенный Союз вводит санкции на поставку нефтепродуктов на Украину. И хотя эта информация не подтвердилась, экспортёрам горючего на юге России вряд ли приходится рассчитывать, что этот год будет столь же удачным, как предыдущий.
Несырьевой экспорт: перспективы под вопросом
Не обрадуют украинские события и представителей несырьевого сегмента экономики ЮФО, где в прошлом году по ряду экспортных статей наблюдалась высокая динамика роста поставок на Украину (см. таблицу 1). В частности, удобрений на Украину было вывезено почти на четверть больше, чем в 2012 году (основной экспортёр — Краснодарский край), локомотивов — более чем наполовину, стекла и стекольной продукции — почти вдвое больше (усилиями Ростовской области), а экспорт продукции плодоовощной переработки вообще превысил показатели 2013 года в три раза за счёт появления в этом процессе донских предприятий.
В неуглеводородном сегменте экспорта на Украину в прошлом году активно проявила себя Ростовская область (см. таблицу 2). В значительной мере этот процесс был простимулирован политикой донских властей по развитию приграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Донбасс», который первоначально объединил Ростовскую, Донецкую и Луганскую области.
Ещё один принципиальный момент: для ряда донских предприятий экспорт на Украину стал антикризисной мерой. Например, производители стеклотары начали поставлять больше своей продукции соседям в связи с ужесточением российского «пивного» законодательства и последовавшим сокращением потребления и производства пива. «Разумеется, нам небезразлична политическая ситуация в соседнем государстве, а точнее, её влияние на экономическую сферу», — говорит Владимир Базиян, генеральный директор новочеркасского завода «Актис» (в прошлом году увеличил экспорт на Украину на 32%). По его словам, объём заказов на 2014 год сопоставим с прошлогодним, но некоторые колебания в процессе отгрузки продукции для украинских партнёров уже ощутимы. Отчасти, по мнению г-на Базияна, это объясняется сезонностью (в начале года производители пива и крепкого алкоголя ещё не успевают выйти на полную мощность), но в то же время прослеживается и некоторое влияние текущих украинских событий.
Машиностроение: наследие советского тяжпрома
Непросто придётся и южным машиностроителям, которые закупают на Украине комплектующие и узлы. Например, в 2011 году между российской госкорпорацией «Ростех» и запорожским двигателестроительным заводом «Мотор Сiч» был подписан пятилетний контракт на поставку вертолётных двигателей на общую сумму 1,2 млрд долларов. Частью из них должны были оснащаться машины производства ростовского «Роствертола». И хотя глава «Ростеха» Сергей Чемезов уверяет, что украинские двигатели могут быть легко заменены продукцией отечественной Объединённой двигателестроительной корпорации, в реальности это пока лишь благие пожелания. Запорожский завод не одно десятилетие работает с российскими авиастроителями, поставляя им как двигатели, так и комплектующие к ним, и быстро заменить украинские узлы и механизмы на собственные вряд ли получится.
Ещё одна сфера тяжёлой промышленности, где у Ростовской области налажены тесные контакты с Украиной, — железнодорожное машиностроение. В 2007 году российский «Трансмашхолдинг», в структуру которого входит Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), выиграл конкурс на приобретение 76% акций основного производителя тепловозов в СНГ — компании «Лугансктепловоз». Предполагалось, что это предприятие совместно с НЭВЗом начнёт производство в Луганске магистральных электровозов серии 2ЭС5К «Ермак» для рынка Содружества. Роль НЭВЗа в этом проекте заключалась в поставке более 50% комплектующих — главным образом комплектов электроаппаратов, тяговых и вспомогательных электрических машин, которых в принципе не делают на Украине. В перспективе планировалось снизить российское участие до 35–40% комплектующих, фактически воссоздав луганское предприятие, которое осталось без заказов находящихся в перманентном кризисе Украинских железных дорог.
Однако под давлением близких к тогдашней «оранжевой» власти бизнесменов группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова результаты конкурса были аннулированы, а «Лугансктепловоз» вернули на баланс Фонда госимущества Украины. «Ермак» же начали выпускать в Новочеркасске уже без участия несостоявшегося украинского партнёра. В 2010 году, после избрания президентом Украины Виктора Януковича, «Трансмашхолдинг» повторно выиграл конкурс на приобретение «Лугансктепловоза», который постепенно должен был интегрироваться в состав группы, приняв на себя часть заказов для НЭВЗа. На это представители группы «Приват» заявили, что готовы вновь оспаривать право собственности на предприятие, и сегодня вопрос о контроле над заводом вновь может обостриться. Олигарх Коломойский в фаворе у новых киевских властей, которые назначили его губернатором Днепропетровской области, и едва ли забудет крайне нелицеприятные высказывания о своей персоне, сделанные в прямом эфире Владимиром Путиным.
Металлургия: сокращение импорта
Основное сокращение импорта с Украины в ЮФО в прошлом году произошло за счёт значительного падения ввоза продукции металлургии, и здесь Юг существенно опередил общероссийские показатели. Если в целом по России объём импорта чёрных металлов с Украины в сравнении с 2013 годом снизился на 7,2%, а металлоизделий на 24%, то регионы ЮФО в прошлом году сократили ввоз украинского металла примерно на четверть (с 943 до 741,8 млн долларов), а по металлоизделиям снижение составило более 30% (с 250,6 до 170,5 млн долларов). Основной импортёр по этим статьям — Ростовская область, на которую приходится более 70% ввоза чёрных металлов и около 85% ввоза металлоизделий с Украины в ЮФО.
Украинские эксперты уже выражают обеспокоенность в отношении экспорта металлургической продукции в Россию. По мнению главного аналитика агентства Rusmet в Киеве Виктора Тарнавского, добровольно никто от российского рынка отказываться не будет, но проблемы могут возникнуть с обеих сторон. С российской — в случае возбуждения антидемпингового расследования против украинской арматуры или фасона, с украинской — из-за сложной ситуации в банковской системе. Последнее может привести к затруднениям с обеспечением платежей, а в случае дальнейшего усиления конфронтации могут появиться проблемы с работой российских банков и их «дочек» на Украине. Кроме того, в конце февраля уже сообщалось, что украинская арматура из-за снижения курса рубля стала менее конкурентоспособной в России.
Российские аналитики Rusmet добавляют, что существует и более негативный сценарий, при котором перебои с поставками на металлургические предприятия могут привести к дефициту сырья, изменению работы металлургических и энергетических агрегатов, что в результате повысит их степень износа и увеличит вероятность технических аварий. Впрочем, полагают эксперты, выпадающий импорт украинской продукции можно будет восполнить за счёт мощностей российской металлургии. В то же время из-за падения платёжеспособности страны могут резко снизиться объёмы российского металлургического экспорта на Украину и транзитные потоки в направлении украинских портов.
Однако у возможного сокращения украинского импорта (не только металлургического) в Россию есть и позитивный аспект. Владимир Падчеваров, директор ростовского производственного объединения «Платон» (сотрудничает с Украиной в области металлоконструкций и по системам автоматизированного проектирования), напоминает, что наши соседи давно держат заниженные цены по всему спектру поставок, в частности, металлу и металлоконструкциям, продуктам питания, а также рабочей силе. Поэтому если с украинской стороны начнутся препятствия к импорту в Россию, то пострадает от этого она сама, а российские производители, напротив, не будут ощущать украинского демпинга. В то же время, говорит Владимир Падчеваров, пока новое правительство Украины сохраняет финансовую дисциплину, значительных угроз для связей российского и украинского бизнеса нет, взаимные контакты будут продолжаться, как это происходит сейчас, несмотря на политическую нестабильность. Ситуацию может резко осложнить подписание Украиной европейских техрегламентов в рамках договора о евроинтеграции. В этом случае, полагает г-н Падчеваров, Украине больше не понадобятся ни собственная промышленность, ни собственное население: для перехода предприятий на новые регламенты нужны громадные инвестиции, а людей придётся переучивать в соответствии с новыми требованиями.
Риски для инвесторов
Помимо экспортно-импортных контрактов, Украину и юг России связывают совместные инвестиционные инициативы. Например, одним из наиболее заметных инвестпроектов, реализуемых донским бизнесом на сопредельной территории, является создание производственных площадок корпорации «Глория Джинс» в Луганской области. В конце прошлого года украинские источники сообщали, что компания в связи с известными событиями сократила производство на Луганщине на 40% и была вынуждена отправить работников в оплачиваемые отпуска.
Для украинского же бизнеса на юге России давно интересны металлургия и углепром. На Кубани на украинские инвестиции был построен Краснодарский завод металлоконструкций, открытый в 2011 году на площадке завода имени Седина (мощность — 100 тысяч тонн продукции в год, собственник — группа «Индустриальный союз Донбасса», ИСД). Его продукция востребована в первую очередь кубанским девелопментом и стройками черноморского побережья Кавказа. Кроме того, генеральный директор ИСД Олег Мкртчан, уроженец кубанского Армавира, ещё в прошлом десятилетии заявил в родном городе строительство крупного металлургического завода, и несколько месяцев назад этот проект вступил в активную стадию реализации.
Несколько лет назад меткомбинат «Запорожсталь» приобрёл угольный комплекс в Восточном Донбассе, который включает строящуюся шахту «Быстрянская № 1–2» и Шолоховскую центральную обогатительную фабрику, для добычи и обогащения коксующихся углей марки ОС. В качестве их потребителей выступают металлурги самой «Запорожстали» и Новолипецкого металлургического комбината. Шахту планировалось запустить в течение этого года, в её строительство собственник был намерен инвестировать 4 млрд рублей.
В июле 2012 года контролируемый Ринатом Ахметовым холдинг «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) купил у компании «Ростовский антрацит» донские шахты «Дальняя», «Обуховская» (с горно-обогатительной фабрикой) и №40 с совокупными промышленными запасами угля, по разным оценкам, от 50 до 136 млн тонн. Инвестиционные планы украинцев предусматривали пятикратное (с 500 тысяч до 2,5 млн тонн в год) увеличение добычи антрацита на этих шахтах. Одним из главных покупателей энергетических углей была Новочеркасская ГРЭС, ежегодные потребности которой превышают 3 млн тонн топлива. Однако промайданная политическая ориентация Рината Ахметова, равно как и демпинговая рыночная политика украинских угольщиков, которых при президентстве Виктора Януковича дотировало государство, способны внести коррективы в интересы российских энергетиков. НчГРЭС вполне может переключиться на закупки антрацита у конкурирующих с ДТЭКом российских Южной угольной компании и «Донского угля».
Еврорегион под вопросом
Не вполне понятны и перспективы приграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Донбасс», концентрирующего 40% товарооборота Ростовской области с Украиной (а всего на долю ближайшего соседа приходится пятая часть донского внешнеэкономического оборота). Развитие еврорегиона было одним из ключевых элементов экономической политики губернатора области Василия Голубева. В конце января в Луганске состоялось присоединение к еврорегиону четвёртого участника — Воронежской области, заинтересованность в сотрудничестве проявляли Одесская, Харьковская, Днепропетровская области, а руководство Запорожской области предлагало создать ещё один еврорегион («Азов») при своём участии. В рамках еврорегиона «Донбасс» уже было заявлено несколько трансграничных проектов экономического сотрудничества, например, создание железнодорожно-автомобильных терминалов с функциями интермодальной обработки грузов и логистических центров на границе. Российская сторона предлагала также сформировать на территории Ростовской области (Миллерово и Матвеев Курган) сеть индустриальных парков, резидентами которых могли бы стать ряд сельхозперерабатывающих, логистических и горнодобывающих предприятий обеих стран.
Но в конце февраля обстановка в сопредельных регионах резко обострилась. После бегства из Киева Виктора Януковича новые власти немедленно отправили в отставку глав Донецкой и Луганской областей Андрея Шишацкого и Владимира Пристюка, которые в 2010-2011 годах подписывали с Ростовской областью соглашения о создании еврорегиона «Донбасс». Ясно, что дальнейшее существование и тем более развитие этого образования оказалось под вопросом.
Можно, конечно, надеяться на то, что новый донецкий губернатор Сергей Тарута (ранее — председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса») поддержит начатое сотрудничество. Теоретически для этого есть все основания: группу ИСД контролирует Evraz Holding, основным акционером которого является Роман Абрамович, а ближайший деловой партнёр Таруты Олег Мкртчан владеет краснодарским футбольным клубом «Кубань» и известен как человек, приближённый к Александру Ткачёву. Но сейчас это всего лишь гипотетические соображения, потому что на момент сдачи номера эскалация конфликта вокруг Украины продолжалась. Более чем тревожными новостями стали действия украинских пограничников и таможенников по ограничению въезда россиян в страну — только за один день 7 марта на Украину не пустили более 500 граждан России. И уж совсем возмутительно выглядят угрозы украинских радикалов в адрес глав приграничных российских регионов. И хотя Василий Голубев, которому тоже были направлены подобные письма, заявил, что процессы регионального и межгосударственного сотрудничества должны развиваться, что бы ни происходило у соседей, реалии ближайшего будущего могут оказаться совсем иными.