74 83
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

PwC: как использовать возможности кризиса во благо компании

2474
12 минут

Как фирма отреагировала на пандемию, о мерах и программах помощи сотрудникам, сотрудничестве с JCI и воздействии COVID-19 на бизнес в целом рассказал партнер PwC, руководитель офисов в г.Ростов-на-Дону и г.Краснодар Вячеслав Соловьев

PwC: как использовать возможности кризиса во благо компании

— Вячеслав, ровно год назад вы рассказывали об изменениях, которые произошли с PwC за 30 лет присутствия на российском рынке. Как фирма отреагировала на пандемию COVID-19?

— PwC — международная сеть фирм, и мы следим за развитием ситуации, как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран, с самого начала распространения пандемии COVID-19.

В частности, в PwC в России в феврале пошлого года был сформирован внутренний оперативный штаб, состоящий из руководителей ключевых внутренних служб фирмы, который следит за развитием событий и разрабатывает меры реагирования, чтобы гарантировать непрерывность ведения бизнеса.

16 марта 2020 года все сотрудники российских офисов были переведены на удалённую работу. Сделали это быстро и без потери качества работы. Нам в этом помогли технологические решения, которые были уже внедрены в фирме. Могу сказать, что за время работы в удалённом режиме нами были выполнены все проекты, выданы все аудиторские заключения в соответствии с договорными сроками.

— Как вы можете оценить происходящие сейчас процессы в российском бизнесе?

— Согласно данным нашего опроса «Без фэнтези. Российский бизнес в коронавирусные времена», который мы провели в конце прошлого года, COVID-19 спровоцировал инвестиционный спад: большинство опрошенных предпринимателей (81%) считает, что пандемия привела к ухудшению инвестиционного климата в стране. При этом 70% из них считают, что ситуация в инвестировании пока не вернулась к докризисной.
000111 Слайд-1.JPG
Представители крупного и среднего бизнеса оценивают инвестиционный климат более позитивно, чем руководители малого бизнеса. Каждый второй руководитель крупной компании считает, что климат ухудшился, но уже восстановился (55%). Среди руководителей малого бизнеса только 7% считают, что ситуация вернулась к докризисным показателям, а большинство (74%) представителей данного сегмента отмечает, что инвестиционный климат стал хуже, чем был до пандемии.

Руководители также выделили ряд причин, которые вселили в них оптимизм относительно состояния инвестиционного климата и планов на будущее. В первую очередь — это рост продаж и повышение спроса на продукцию или услуги их компаний (25%). Развитие бизнеса в новом направлении и общая стабилизация эпидемиологической обстановки (отсутствие новых ограничительных мер) также обнадежили руководителей (по 11%).

Представители среднего и крупного бизнеса чаще объясняют свой оптимизм общим улучшением инвестиционного климата в России (15%), а также развитием бизнеса в новом направлении и стабилизацией эпидемиологической обстановки (по 8%).

Представители малого бизнеса связывают позитивные оценки с повышением бизнес-показателей компаний (35%), развитием бизнеса в новом направлении, а также с общей стабилизацией эпидемиологической обстановки (по 13%).

Руководители, которые смотрят в будущее более пессимистично, связывают это с общим экономическим спадом (18%), а также частными проблемами внутри компаний — снижением прибыли, спроса, объемов продаж, высоким уровнем задолженности (17%).

В целом обеспокоенность текущей ситуацией значительно ярче выражена у представителей малого бизнеса. Финансовые потери (21%), отсутствие поддерживающих мер (18%), задолженность и ухудшение ряда других бизнес-показателей (21% и 19%) в большей мере коснулись предприятий этого сектора.
000111 Слайд-3.JPG
Половина всех опрошенных компаний рассчитывает на поддержку со стороны государства (52%). Около 40% компаний нуждаются в создании подушки безопасности, финансового резерва, который позволил бы им минимизировать потери. Важность хорошей команды отметили 23% опрошенных, каждый пятый — поиск новых клиентов и масштабирование бизнеса, расширение его географии (19%).

— Какие изменения, внесенные COVID-19, останутся надолго в бизнесе?

— Удаленный режим работы останется, об этом заявила каждая третья компания. Три четверти руководителей планируют сохранять «масочный режим» еще год-два.Пандемия вынуждает экономить. Две трети опрошенных заявили, что вынуждены сделать ревизию имеющихся ресурсов с тем, чтобы использовать их как можно более рационально (почти весь крупный бизнес поступил так). Каждая вторая компания пересматривала отношения с поставщиками. Почти треть перешла к новой бизнес-модели управления. 

Что беспокоит? Хотя 40% компаний пришлось обучать сотрудников новым знаниям и навыкам, лишь 5% опрошенных сочли перспективными вложения в персонал (повышение квалификации, расширение штата). Причем размер бизнеса в данном случае не выявил существенных различий в ответах. До пандемии инвестиции в обучающие программы для персонала, наоборот, осуществлялись чаще всего (64% респондентов сообщили об этом).

— Если говорить о Юге, какое воздействие COVID-19 оказал на бизнес в целом и на ваш, в частности?

— Если говорить в общем, то спад деловой активности, ограничения в работе, снижение цен на определенные сырьевые товары, изменение потребительского поведения безусловно оказали негативный эффект на экономику в стране. При этом степень влияния очень разная для различных отраслей и видов бизнеса. Сильная сторона экономики юга России — ее разнообразие. У нас есть практически все виды промышленного производства, сильное сельское хозяйство, транспорт, логистика, развитый строительный сектор, рекреационный, значительна доля малого бизнеса и многое другое. Тут нет зависимости от доминантного направления. В отдельных отраслях можно наблюдать существенное снижение выручки на 10 и более процентов, но многие направления, наоборот, получили дополнительные возможности для роста бизнеса и увеличили продажи.

В смысле разноплановости наш бизнес похож. Мы оказываем профессиональные услуги в различных направлениях —  аудиторские услуги, налоговые, юридические, консалтинговые услуги, услуги по сопровождению сделок и многое другое. Снижение спроса в отдельных направлениях всегда компенсируется ростом активности в других, поэтому в целом мы развиваем практику. И прошлый год был для нас достаточно позитивным.

000111 Слайд-2.JPG
Я думаю, что многие предприниматели, в хорошем смысле, использовали и используют возможности кризиса. Любой экономический кризис дает дополнительные возможности, чтобы пересмотреть и оптимизировать внутренние процессы, сократить ненужные затраты, провести реорганизацию структуры или управления, сменить каналы продаж. Об этом могли думать и раньше, но не хватало времени или инициативы внедрить изменения. И те, кто воспользовался ситуацией для такого «переформатирования», получили лучше итоговый результат даже при стабильном или более низком объеме продаж.

— Какая работа была проведена с вашими клиентами и сообществами?

— Неопределенность, связанная с пандемией COVID-19, еще больше подчеркнула значимость проблемы доверия общества к бизнесу. Инвестиции в повышение качества услуг, которые мы оказываем во всем мире, остается одной из главных задач для всей сети фирм. В целом, мы продолжаем свою деятельность и выполняем обязательства перед клиентами, принимая все необходимые меры для того, чтобы минимизировать риски для обеих сторон.

На глобальном уровне PwC продолжает фокусироваться на повышении квалификации наших сотрудников, и в этом смысле значимую роль играет сотрудничество с ЮНИСЕФ и поддержка программы «Поколение без границ», которая призвана повысить квалификацию молодых специалистов по всему миру. Сейчас это приобрело еще большую важность, поскольку пандемия ускорила применение технологий и способствовала развитию удаленной работы.

В прошлом году международная сеть PwC объявила о запуске программы, нацеленной на повышение качества услуг и внедрение инноваций, и выделила на это один миллиард долларов США. Данная программа позволила достичь новых результатов и занять лидирующие позиции в мире в области использования облачных технологий.

Поддержка наших клиентов по всему миру в преодолении последствий пандемии COVID-19, стремлении вернуться к докризисным темпам развития, восстановлении объемов производства и трансформации бизнес-моделей также остается для нас приоритетным.

С начала самоизоляции мы перевели все традиционные очные мероприятия с клиентами в онлайн. Академия PwC запустила серию бесплатных подкастов «Совет эксперта!», которые представляют собой актуальную информацию о том, какими возможностями можно воспользоваться в период кризиса, как правильно организовывать свое рабочее и личное время, где найти силы и мотивацию. Коллеги из налоговой и юридической практики PwC постоянно делятся с клиентами записями вебинаров об изменениях законодательства. Мы также выпустили ряд отраслевых исследований и рекомендаций для бизнеса в условиях пандемии.

— Как вы поддерживаете ваших сотрудников, работающих в удалённом формате?

Расскажите о мерах и программах помощи в компании.

— Прежде всего, мы следуем рекомендациям органов здравоохранения по профилактике коронавируса. Для сотрудников фирмы введены правила поведения и созданы максимальные условия, чтобы обеспечить их безопасность.

Еще до начала пандемии у нас в фирме работала и хорошо себя зарекомендовала программа Everyday Flexibility, благодаря которой каждый сотрудник мог несколько дней в неделю работать удаленно. Дистанционное управление ИТ-ресурсами обеспечило эффективность нового формата работы. Кроме того, для сотрудников предусмотрены обучающие курсы по работе с удаленными командами. В частности, видеокурс Remote Course был подготовлен с участием команд, которые одними из первых протестировали возможности удаленного формата работы и дали рекомендации коллегам.

Здоровье и благополучие наших сотрудников всегда было основным приоритетом для нашей фирмы и это стало особенно актуально в сложившихся условиях. Например, в российской фирме были внедрены такие инициативы, как например, программа Be well, work well, поддерживающая здоровый образ жизни сотрудников и их сбалансированное развитие. Эта программа доступна в онлайн режиме. Внедрена программа психологической поддержки от сервиса дистанционных консультаций «Понимаю». Регулярно проводятся виртуальные занятия йогой и пилатесом. У всех сотрудников есть бесплатный доступ к корпоративной библиотеке PwC Library, а также к платформе по развитию технологических навыков Digital Fitness.
000111 Слайд-4.JPG
Новые реалии позволили нам, да и бизнесу в целом, взглянуть под другим углом на то, как используется офисное пространство. Еще до пандемии мы планировали переход к, так называемой, activity-based модели офиса. Речь идет об оптимизации офисного пространства не вокруг посадочных мест, а вокруг тех функциональных задач, которые решаются в той или иной зоне. И мы видим, что это правильный путь развития современного офиса.

Мы продолжаем вкладывать значительные средства в обучение и развитие наших сотрудников, новые продукты и услуги, в технологии и в повышение качества нашей работы. В 2020 году в рамках всей глобальной сети PwC более 3 млрд долларов США было инвестировано на повышение квалификации персонала, развитие и расширение спектра имеющихся инновационных решений и разработку новых продуктов и услуг во всей международной сети фирм.

— В последнее время в бизнес-среде по понятным причинам укрепляется тренд на здоровый образ жизни. Есть какие-то программы в области здравоохранения, которые вы реализуете для своих клиентов?

— Мы уверены, что здравоохранение и медицина являются одним из ключевых направлений, на которое всем стоит обратить внимание. Поэтому при проведении уже упомянутого опроса бизнеса мы решили выяснить, как относятся к поддержанию здоровья персонала другие компании.

Приведу конкретные цифры: 37% руководителей сообщили нам, что планируют внедрить программы в области ЗОЖ. Если раньше ими занимались 53% крупных компаний, то в ближайшие год-два лишь 38% компаний крупного бизнеса будут готовы к реализации подобного плана, а в более долгосрочной перспективе — менее трети. У средних компаний данный показатель вообще не превышает 28% на ближайшую перспективу. Каждая вторая компания малого бизнеса планирует делать инвестиции в поддержание здоровья сотрудников через десять лет. 

Хотя расходы крупного, среднего и малого бизнеса на поддержку здоровья сотрудников в пандемию заметно возросли, увеличение этих расходов на 70%, как мы выяснили, было обусловлено требованиями, введенными Роспотребнадзором.

О собственном здоровье стали больше беспокоиться 70% руководителей крупного бизнеса и 60% среднего. Среди компаний малого бизнеса собственным здоровьем озаботились в большей степени лишь четверть его лидеров. Такие любопытные результаты.

Что касается PwC, то для нас бизнес и здравоохранение — особая тема. Мы придаем большое значение профилактике здоровья наших сотрудников, продвижению здорового образа жизни в обществе. О программах для сотрудников я уже ранее немного рассказал. У нас есть также интересные проекты, направленные на поддержку бизнеса и общества.

В частности, в декабре прошлого года PwC в России и Joint Commission International (JCI) подписали новое соглашение о стратегическом партнерстве. Будем помогать государственным и частным медицинским учреждениям в России, СНГ, а также Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) стандартизировать услуги в сфере здравоохранения, повышать уровень квалификации специалистов, качество и безопасность медицинской помощи.

Программы аккредитации JCI могут быть адаптированы с учетом локальных потребностей и традиций. В них могут быть заинтересованы министерства здравоохранения, частные и государственные медицинские организации, диагностические центры и системы экстренной медпомощи.

PwC является единственной консалтинговой фирмой в стране, состоящей из специалистов, консультирующих по вопросам медицины и образования. Большинство из них имеют степень доктора медицинских наук, обладают глубокими знаниями и опытом успешной работы в государственных и частных медицинских организациях в своей стране и за рубежом.

Кроме того, несколько лет назад мы дали старт литературной премии «Здравомыслие», которую учредили совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и общенациональным научно-популярным, познавательным телеканалом о медицине «Доктор». Целью премии, интерес к которой с каждым годом только возрастает, является популяризация биомедицинских знаний в Российской Федерации, поддержка врачебной деятельности и пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья человека, а также достижение иных общественно полезных целей.

— Любопытный проект. Не анализировали, есть ли у бизнеса время на чтение книг сейчас, какие у ваших клиентов литературные предпочтения?

— Да, нам тоже стала интересна данная тема, и уже в упомянутом ранее исследование о российском бизнесе в коронавирусные времена мы задали респондентам несколько вопросов на данную тему. Выяснили, что две трети всех руководителей читают книги. Наиболее востребована профессиональная и специализированная литература (27%). На втором месте — книги по психологии и мотивации (10%), на третьем — русская классика (9%). Любители фэнтези и исторической литературы замыкают список (по 5%).

«Здравомыслие» — не единственная наша литературная премия. В этом году исполняется шесть лет конкурсу «Деловая книга года в России. Сейчас как раз идет прием заявок, а в марте 2021 года к работе приступит экспертное жюри, чтобы определить победителей. С прошлого года победители определяются в трех номинациях: «Лучшая книга российского автора», «Лучшая книга иностранного автора» и «Лучшая книга в помощь бизнесу». К последней категории относится литература, содержащая рекомендации по повышению качества работы HR, PR и других корпоративных служб, авторы которой раскрывают тонкости переговорного процесса или делятся советами по развитию полезных для ведения бизнеса навыков. Число участников премии ежегодно растет.

— А каков ваш книжный топ-лист?

— Люблю читать, но определённо чувствую нехватку времени, особенно в первом полугодии, когда у аудиторов наиболее «жаркое» время. И самые важные книги для меня — детские, которые вечерами читаю трёхлетнему ребенку. Стараюсь следить за новой деловой литературой. Среди новинок прошлого года, которые мне понравились и, кстати, стали победителями нашего конкурса в прошлом году — «Переговоры с монстрами. Как договориться с сильными мира сего» Игоря Рызова и «Рискуя собственной шкурой» Нассима Талеба.


На правах рекламы.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.