93 99 13

Развитие лучше, чем неразвитие

1091
3 минуты
Редакционная статья

Когда на недавнем заседании российского правительства из уст вице-премьера Игоря Шувалова прозвучал намёк, что строительство в Ростовской области нового аэропорта, возможно, придётся отложить, инвестор этого проекта, группа «Ренова», не стал стесняться в комментариях. «Ростов обречён стать хабом для всей южной части России. Кастрировать его рамками модернизации сегодняшнего аэропорта — это стратегическая ошибка», — заявил представитель группы одному из ростовских изданий. Это — грубая, но вполне уместная метафора того, что может произойти в регионе, если проект Южного хаба будет пущен под нож.

Историю о том, как три года назад Ростовская область в результате кинжальной лоббистской атаки кубанских депутатов Госдумы потеряла свою часть игорной зоны «Азов-сити», кажется, быстро забыли. В самом деле, это был неприятный, но стратегически ничего не решающий эпизод — золотых гор игорная зона явно не сулила. Другое дело — Южный хаб, который, по замыслу команды донского губернатора Василия Голубева, должен был выступить ключевым драйвером модернизационных процессов в регионе.

В самом первом приближении новый аэропорт тянул за собой развитие автодорожной инфраструктуры и создание в Ростове современной системы скоростного пассажирского транспорта. За этим открывались новые возможности развития Ростовской агломерации, а в более долгосрочной перспективе — формирование в области кластера тех видов деятельности, которые несёт с собой крупный авиационный узел. Это не только всевозможные транспортно-логистические услуги — это финансы, инноватика, туризм, конгрессные и выставочные мероприятия, образование и т.д. Что такое хаб и что он даёт городу, можно легко проиллюстрировать на примере таких городов, как Атланта или Франкфурт. При желании можно развить эту аргументацию, но для краткости скажем, что Ростов имеет право стать хабом заслуженно — историческая функция у города такая.

Чемпионат мира по футболу дал для реализации этого проекта уникальный шанс — сделать всё быстро. В противном случае проект рисковал увязнуть в хроническом отсутствии средств и межведомственных согласованиях — печальная судьба новых аэропортов-долгостроев в Омске и Иркутске тому наглядное подтверждение. И судя по тому, как живо взялся за проект хаба Василий Голубев, с политической волей — главной составляющей таких проектов на первоначальном этапе — здесь было всё хорошо не только на региональном уровне, а и повыше.

А вот на местном уровне донское бизнес-сообщество во главе с главным сторонником сохранения старого аэропорта Иваном Саввиди идею строительства хаба в большинстве своём явно не поддержало. И напрасно. Потому что другого сценария, который обещал бы региону развитие, пока не существует. Сейчас для губернатора напряжённый момент именно с точки зрения взаимодействия с региональным деловым сообществом. Представьте, что Ростов теряет федеральную поддержку по этому вопросу — найдутся ли здесь желающие сказать: а мы всё-таки построим новый аэропорт? Можно сомневаться. А именно так произошло в Краснодаре, когда город не получил право проводить матчи чемпионата мира по футболу. Если есть момент, благоприятный для диалога по поводу будущего, то вот он. Главное — хаб нужно отстаивать, а вот за сценарии — к чемпионату или нет — можно и поторговаться. Хуже всего, если, столкнувшись с сопротивлением, тема будет брошена. Как были брошены планы развития Азовского побережья, когда отпала тема игорной зоны.

Ситуация, в которой сейчас могут оказаться региональные власти, действительно крайне неприятная — она фактически приводит в подвешенное состояние многие связанные с Южным хабом проекты. Например, не так давно Василий Голубев поручил к 1 сентября разработать схему для легкорельсового транспорта, которая включала бы новый аэропорт, проектируемые районы города и Ростовскую агломерацию. И как теперь быть, если строительство «Южного» неожиданно очутилось в «зоне риска»? А вот как: продолжайте работать, товарищи.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .