По данным независимого агентства Nielsen, на конец 2020 года в Ростове-на-Дону доля контрафакта на табачном рынке снизилась до 17% (годом ранее она была 50,9%). В целом по России доля контрафактных сигарет уменьшилась более чем вдвое — с 15% до 7%. Если в 2019 году в стране потери бюджета от нелегальной торговли табаком превышали 100 млрд рублей, то в 2020-м, по оценкам представителей индустрии, потери составили чуть более 85 млрд рублей.
Основные причины улучшения ситуации — пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения в сфере международных перевозок, передвижения граждан, а также усиление работы правоохранительных органов и запуск с 1 июля 2020 года системы цифровой маркировки, обеспечивающей полную отслеживаемость легальной продукции.
При этом, несмотря на позитивные результаты, Ростов сохранил лидерство среди российских городов-миллионников в сфере нелегального оборота табака. Дело в том, что с 2017 года по 2019-й доля контрафактных сигарет на ростовском рынке выросла более чем втрое: с 15% до почти 51%. По итогам 2019 года каждая вторая сигарета, продававшаяся в южной столице, была нелегальной. Всего — более 6 млрд штук за год, по оценкам легальных табачных фабрик. К началу 2020 года по обороту контрафакта Ростов серьёзно обгонял ближайших соседей — Краснодар и Волгоград, где нелегальный табак занимал 3% и 5%. Так как доля табачного контрафакта уменьшилась на всех 16 крупных рынках РФ, то даже существенное снижение в Ростове и несущественное, например, в Челябинске, Екатеринбурге или в Уфе не спасло столицу Дона от позорного лидерства.
Выход из ситуации представители отрасли видят в комплексном подходе, который должен включать предсказуемую взвешенную налоговую политику, введение в России единой минимальной цены на табачную продукцию, увеличение штрафов и усиление уголовной ответственности, а также совершенствование законодательства.
Закрытие фабрик как метод борьбы с нелегалами
До марта 2020 года у ростовского табачного рыка были две большие проблемы. Первая — производство нелегальных сигарет, пачек и акцизных марок для такой «продукции». Вторая — поставки контрафактных и контрабандных сигарет из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), из граничащих с регионом Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР, ДНР). С первой проблемой правоохранители разобрались. В результате совместной операции Южной оперативной таможни, Управления ФСБ России по Ростовской области, Южной транспортной прокуратуры и территориальных подразделений Управления на транспорте МВД России по СКФО в Ростовской области было выявлено и уничтожено крупнейшее на Юге производство табачного контрафакта. Его оборот, по информации Южной оперативной таможни, составлял 500 млн рублей в месяц. «Компания» подделывала популярные марки (Marlboro, Winston, L&M, «Космос» и др.), а также изготавливала пачки и упаковки к ним. «Незаконные цеха выдавались за склады, с системой видеонаблюдения и круглосуточной охраной, — говорится в сообщении таможни. — Костяк работников — граждане Китая, проживавшие непосредственно в местах производства. Сырьё и оборудование китайского производства были ввезены на территорию России незаконно».
«Закрытие подпольных предприятий, в том числе и в Ростове-на-Дону, иллюстрирует масштабность нелегального производства внутри России, — отмечает руководитель “Бритиш Американ Тобакко Россия” по вопросам борьбы с нелегальной торговлей Игорь Черкасский. — Всего в 2020 году в России в результате 16 крупных рейдов с изъятием нелегальной продукции было ликвидировано 13 подпольных сигаретных фабрик, одно производство “никотинсодержащей продукции” и две типографии».
Со второй проблемой правоохранители и все заинтересованные в чистоте рынка структуры будут ещё долго разбираться из-за её масштабов и запущенности. По словам Алисы Андреевой, управляющего по корпоративным вопросам Южного региона «Филип Моррис Интернэшнл» в России, сейчас каждая вторая пачка сигарет, реализуемых в РФ без уплаты акциза и других налогов, поставляется из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «На их долю, согласно исследованию Nielsen за третий квартал 2020 года, приходится 64 процента “серого” рынка табака в России, что почти на 10 процентов больше, чем годом ранее — уточняет г-жа Андреева. — Основной объём такой продукции идёт из Беларуси — на произведённые в этой стране сигареты пришлось 54 процента теневых поставок».
По данным департамента потребительского рынка Ростовской области, именно Белоруссия (а также ЛНР и ДНР) является основным поставщиком контрафактного табака на Дон.
«В последние годы в Ростовской области сложилась критическая ситуация, — подчёркивает сопредседатель регионального штаба Общероссийского Народного фронта Олег Панасюк. — Ещё недавно в регионе каждая вторая пачка сигарет имела нелегальное происхождение. И реальная картина не сильно улучшилась. По-прежнему доля нелегального табака в Ростове-на-Дону — самая высокая в стране».
Г-н Панасюк считает, что корень проблемы — в слабом законодательстве «в части уголовной ответственности», слабом межведомственном взаимодействии полиции, Роспотребнадзора, прокуратуры и недостаточном вовлечении общественности.
Глава Всероссийского общественного движения «Антидилер» Денис Терсков полагает, что проблема не только в отсутствии взаимодействия между силовыми и контролирующими органами, легальным бизнесом, властью, но и в коррупции: «При выявлении табачной продукции и вызове полиции ларьки закрываются: кто-то “маякует” предпринимателям. Сейчас все предприниматели подстроились под рейды “Антидилера”: товар держат в таком объёме, чтобы не было уголовной ответственности. Это — проблема, которая решается на уровне высшего руководства МВД. Мы устали писать письма в прокуратуру и следком. Надеемся на плодотворное сотрудничество с таможней. Сегодня взаимодействуем с любыми организациями на уровне руководства, стремимся к одной цели — убрать контрафакт с рынка. И я не скажу, что в Ростове мы находим всестороннюю поддержку».
По наблюдением Игоря Черкасского, через Ростовскую область проходят многие нелегальные поставки, которые затем распространяются по всей стране. Определённая часть продукции, безусловно, оседает в регионе.
Представители легальных фабрик, эксперты рынка уверены: из-за имеющихся «узких» мест ситуация на табачном рыке региона ухудшится уже в ближайшие полгода.
«Дорожная карта» борьбы с контрафактом
По мнению г-на Черкасского, есть три основных направления, по которым нужно действовать на федеральном уровне, чтобы снизить в стране долю контрафактных сигарет. «Во-первых, необходимо защитить границы России от нелегальных поставок, в первую очередь из ЕАЭС, изменить правила транзитных перевозок подакцизных товаров, полностью контролировать их путь на территории страны, ввести ответственность за незаконный ввоз табака через границу РФ с другими странами союза, — перечисляет эксперт. — Во-вторых, сблизить ставки акциза во всех странах ЕАЭС. Они ещё в 2019 году подписали соглашение о гармонизации акцизов на табак, согласно которому к 2024 году все государства союза должны установить единую ставку налогов (она будет варьироваться в пределах 20% от индикативной ставки 35 евро за 1000 сигарет, по курсу на начало декабря 2020 года; минимальная ставка в России сейчас 29,6 евро, в Белоруссии — 8,5 евро, в Казахстане — 18,5 евро. — “Эксперт ЮГ”). В-третьих, надо ужесточить санкции: повысить штрафы, сделать более строгой уголовную ответственность. Необходимо усилить полицейские мероприятия по выявлении поставщиков и продавцов на местах».
«Санкции, которые действуют сейчас, зачастую не соответствуют тяжести нарушения, — отмечает вице-президент Международной ассоциации “Антиконтрафакт” Байсолт Хамзатов. — Например, когда в краснодарском аэропорту изъяли более полутора миллионов пачек нелегальных сигарет, последовал только штраф, а к уголовной ответственности никого не привлекли». Ещё в июле 2020 года «Антиконтрафакт» обратилась с письмом к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой ввести лимиты на перевозку иностранных сигарет, повысить штрафы, ввести уголовную ответственность за нелегальную торговлю и «стимулировать Республику Беларусь повысить ставки акциза на низкоценовые сигареты уже в 2021 году на 50%». По данным газеты «Ведомости», такое письмо попало в аппарат премьер-министра и было далее передано в Минсельхоз, МВД и Федеральную таможенную службу.
Главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королёв уверен, что в России стоит ограничить перевозку иностранных сигарет для личного пользования тремя блоками. «Такой законопроект прошёл первое чтение в Госдуме», — говорит эксперт.
«Специфика крупных рыков (Москвы, Ростова) в том, что на них большой оборот, а текущие санкции в три-четыре тысячи рублей для физлица не дают должного эффекта, — добавляет Игорь Черкасский. — Сейчас купить небольшую партию достаточно просто из-за развития онлайн-каналов продаж, а небольшие штрафы создают иллюзию безнаказанности» .
По мнению Алисы Андреевой, ощутимого результата в борьбе с нелегальной торговлей можно добиться, только используя комплексный подход. «Необходимо добиться того, чтобы в полной мере заработали принятые в прошлом году законодательные меры: установление единой минимальной цены на сигареты, ниже которой они не могут продаваться в рознице, а также запрет на ввоз и перевозку физическими лицами для личного потребления немаркированных сигарет в размере более десяти пачек. В дополнение к этому, необходимо и далее повышать эффективность контрольно-надзорной и правоприменительной практики, кратно увеличить размеры административных штрафов за оборот нелегальных сигарет и ввести на базе системы цифровой маркировки реестр основного производственного оборудования в табачной индустрии», — резюмирует г-жа Андреева.