В марте и апреле 2020 года на юг России обрушились четыре волны возвратных заморозков*. Температура в ряде районов опускалась до -11 градусов. По мнению садоводов, это привело к массовой гибели плодовой почки, а, следовательно, и солидной части будущего урожая. Сильнее всего пострадали хозяйства Краснодарского края — крупнейшего региона РФ по садовым площадям и объемам производства плодово-ягодной продукции.
По оценкам некоммерческой организации Союз «Садоводы Кубани», в среднем в хозяйствах потери составили до 60% по семечковым культурам (яблоня, груша), до 80% — по косточковым (черешня, слива, вишня, абрикос). «Предприятия, где ущерб наиболее значительный, оказались на грани выживания, — считает гендиректор Союза "Садоводы Кубани" Николай Щербаков. — Сильный град в июне, ураган в июле и засуха в августе усугубили ситуацию. В итоге, например, косточки на Кубани собрали на 53% меньше: 16 тысяч тонн сейчас против 30 тысяч тонн годом ранее. Урожай яблок не превысит 60 процентов от плана». В итоге, по данным организации, вместо ожидаемых в 2020 году 400 тыс. тонн кубанские садоводы соберут около 260 тысяч, а в целом по России урожай фруктов на 20% ниже показателя 2019 года: 1 млн тонн против прошлогодних почти 1,2 млн.
Цифры прозвучали в рамках «круглого стола» по проблемам и перспективам отрасли, который Союз «Садоводы Кубани» и аналитический центр «Эксперт Юг» провели в Торгово-промышленной палате края. Во встрече участвовали собственники и топ-менеджеры предприятий, которые выращивают в регионе 80% товарных плодов.
Как пострадали садоводы
Стоит отметить, что последние пять лет садоводство Кубани показывало высокие темпы роста. По дынным Союза «Садоводы Кубани», с 2015 года по 2019-й в регионе было заложено более 8,5 тыс. га садов. Из них свыше 6,7 — сады интенсивного типа. Валовое производство плодово-ягодной продукции края за пятилетку увеличилось на 53% — до 390 тыс. тонн в год. «Были достигнуты рекордные показатели за последние 30 лет», — подчеркивают в объединении садоводов. Интенсивное развитие отрасли позволило аграриям инвестировать в сопутствующие направления и инфраструктуру: появились питомники плодовых деревьев, современные мощности по хранению фруктов с упаковочными и сортировочными линиями. За пять лет в экономику края влились миллиардные инвестиции, тысячи людей получили рабочие места. Однако в первой половине 2020 года большинство плодовых хозяйств Кубани столкнулись с серьёзными трудностями.
«Мы планировали получить пять тысяч тонн, а получили 2,5 тысячи тонн. И это — яблоки, — говорит учредитель ООО "Мост-Агро" Андрей Медведев. — У нас нет других культур, например, сливы. У тех из наших коллег, кто занимается еще и косточковыми культурами, потери достигли 80%».
«Мы ожидали 18 тысяч тонн, а получили около 12 тысяч, с учетом вступления в плодоношение молодых садов, — уточняет Александр Акимов, директор ООО "Южное ААА" (Сад "БАМ"). — Экспериментируем, стараясь максимально защитить (культуры). Но это приводит к повышению себестоимости продукции. Мы выживаем, но это для нас происходит болезненно. Понимаем, что придется приостановить дальнейшую закладку садов».
«Мы потеряли около 40 процентов урожая, — отмечает замдиректора ООО "Алма Продакшн" Никита Трясцин. — Из-за мороза и недостатка влаги качество плодов заметно хуже. По предварительным подсчетам, потери составляют около 150 миллионов рублей. Мы консультировались о возможных мерах господдержки на региональном и федеральном уровне. Решения нет до сих пор. У нас довольно сильная кредитная нагрузка на бизнес. Банки навстречу не идут: ставку не понижают, отсрочки не дают. Кроме того, мы понесли серьезные затраты, связанные с водообеспечением садов из-за засухи. Нужно было срочно принимать меры по спасению сада».
По мнению Валерия Планкова (на фото — справа), старшего менеджера по продажам Краснодарского представительства АО «Щёлково Агрохим», нивелировать риски, в том числе и погодные, аграриям позволяют современные технологии. «Мы живем в 21 веке. Сегодня многие сельхозпредприятия отслеживают прогнозы погоды. О весенних заморозках было известно заранее. Некоторые из наших клиентов к ним подготовились, применяя системный подход к защите растений. Провели обработку специальными препаратами за две недели до заморозков и после них. В итоге, у таких садоводов потери были намного меньше», — отметил Планков.
По его словам, производители современных средств защиты растений постоянно работают над более эффективными продуктами. Например, «Щёлково Агрохим» последние три года активно внедряет новые препараты для садов и виноградников – инсектициды и фунгициды. Только они могут гарантированно обеспечить до 60% защиты сада, уверен эксперт. Кроме того, в арсенале компании имеются универсальные удобрения для листовых подкормок с высоким содержанием аминокислот, которые противодействуют стрессам и их последствиям. А одно из инвестиционных предприятий АО «Щёлково Агрохим» выпускает современные противоградовые сетки, позволяющие эффективно защищать сады от птиц и во время ненастья.
Никита Трясцин и его коллеги уверены, что существенно помочь южному садоводству смогут дополнительные субсидии, потому что отрасль садоводства в России «еще не достигла уровня самоокупаемости без участия государства».
Какая поддержка нужна
Усилить господдержку надо по трем направлениям, считают садоводы. Первое — дополнительные субсидии. К тем, которые садоводы Кубани уже получают. Так, по данным минсельхозпрода региона, за минувшие восемь лет плодовым хозяйствам выплачено около 4 млрд рублей. «Только в 2020 году размер субсидий составил 716 миллионов рублей, — говорит начальник управления растениеводства краевого министерства Андрей Журавель. — Субсидируется не только закладка сада, но и установка шпалерных систем, противоградовой сетки и уходные работы. Порядка 100 миллионов рублей мы дополнительно запросили у федерального центра».
Николай Щербаков подчеркнул, что адресную поддержку надо усиливать, средств нужно больше. «Мы обратились в правительство России с предложением предоставить хозяйствам субсидии: для интенсивных садов 60 тысяч рублей на гектар, для суперинтенсивных — 120 тысяч рублей на гектар, — говорит гендиректор союза. —Общая сумма на край — порядка 2 млрд. рублей. Нам ответили, что сделана пролонгация на льготные кредиты, как мера поддержки для садоводов, а также прорабатывается механизм агрострахования. Однако на момент наступления природных катаклизм, фактически готового продукта страхования не было».
Андрей Журавель отмечает, что пока по линии Минсельхоза России субсидируется только полная гибель многолетних плодовых культур и при наличии договора агрострахования. «Кубанские садоводческие хозяйства, в большинстве случаев, не проходят по действующему регламенту — уточнил г-н Журавель. — Предприятия собрали необходимые документы, зафиксировали гибель генеративных органов, но площади садов не застрахованы. Сейчас, на различных уровнях прорабатывается вопрос возможности оказания дополнительных мер государственной поддержки отечественным производителям плодов, в том числе условия страхования».
Собственно, второе направление поддержки — это внесение поправок в закон об агростраховании с учётом пожеланий садоводов. «Предусмотрено страхование только полной гибели (урожая). И если для зерновых культур это подходит, то для нас — нет, — уверен Николай Щербаков. — У садового хозяйства может быть не полная гибель, но высокая доля «не стандарта», который в 10 раз дешевле (стандарта) и идёт на сок. Но потерю качества урожая, к сожалению, не страхуют. Поправки в федеральный закон должны вносить не только страховые компании. В этом процессе должны участвовать сами садоводы, их общественные объединения и представители науки».
«Мы поддерживаем обращение садоводов Кубани, касающееся возможности компенсирования из бюджета те убытки, которые хозяйства понесли, — сказал Корней Биждов, президент Национального союза агростраховщиков (НСА; общение с ним состоялось по видеосвязи). — Мы понимаем ту тяжелую финансовую ситуацию, в которой предприятия оказались и потому, со своей стороны, обратились в правительство РФ с просьбой такую возможность изыскать. Это — первое. Второе: мы предложили разработать отдельные программы агрострахования, адаптированные под специфику Кубани. Мы также отправили две программы, специально разработанные для садов края. Одна касается страхования урожая, другая — насаждений. Проанализировали все риски (включая, погодные) и учли при разработке этих программ».
По словам г-на Биждова, стоимость страхования по этим программам была снижена на 82%. «Если по базовой программе стоимость составляет 42 тысячи на гектар, то (полис) по специальной программе садоводам Кубани обошелся бы в 6,5 тысячи рублей на гектар. Это — международная практика: делать инструменты максимально доступными для клиентов», — объяснил страховщик. Он добавил, что эти предложения НСА направил в минсельхозпрод края, который перенаправил их аграриям. «Позже из министерства нам ответили, что замечаний и предложений по представленным программам от садоводов не поступало. Так что, говорить, что сейчас нет специальных страховых программ, мягко говоря, некорректно. И риски, о которых говорят садоводы, могут быть застрахованы и сейчас, а не в начале 2021 года, когда планируется принятие измененного Закона об агростраховании», — резюмировал Корней Биждов.
Третье направление — отмена нулевой пошлины на ввоз в РФ импортных яблок и установление на них сезонных квот. «Сейчас ценовая конъюнктура на внутреннем рынке складывается не в пользу отечественного товаропроизводителя, так как розничная цена на плодовую продукцию в супермаркетах в несколько раз выше цены оптового импорта и средней оптовой закупочной цены у отечественных товаропроизводителей», — считает Щербаков. По его мнению, перераспределение прибавочной стоимости происходит в пользу торговой сети, которая закупает у садоводов продукцию по низким оптовым ценам, что, в частности, связано с затовариванием рынка импортными фруктами.
Все предложения, касающиеся мер господдержки, участники встречи оформили в виде резолюции, подписали и направили её в правительство РФ, федеральный Минсельхоз и краевой минсельхозпрод.
За помощь в организации и проведении круглого стола «Эксперт Юг» благодарит соорганизатора мероприятия — Союз «Садоводы Кубани». Генеральный партнёр круглого стола — АО «Щёлково Агрохим».
________________________________________________________________________________________________________________
*Возвратные заморозки — это резкое понижение температуры воздуха ниже нуля градусов, имеющее кратковременный характер. Столбик термометра то опускается ниже нуля, то поднимается выше. Возвратные заморозки являются серьезной угрозой для растений, которые уже вышли из состояния покоя и начали весенний цикл развития.