«Семейный бизнес — всегда с душой». Фото: джелатерия Мамма Mia da Federico
Поделиться
От 90-х и до наших дней
Многие семейные предприятия ведут дела с начала 90-х. Во-первых, именно тогда начал складываться российский бизнес, а во-вторых, в условиях разрушения старой и создания новой правовой системы главной опорой для начинающих предпринимателей становились близкие люди.«В начале 90-х, когда в стране была большая неопределённость, родители собрали семейный совет и решили, что нужно держаться друг друга и открыть совместный бизнес. Изначально в этом бизнесе участвовали папа, мама, я и мой брат Андрей. Позже мы с Андреем полностью занялись ведением дел», — рассказывает владелец ООО «КАО» Александр Кантур из Краснодара.
В 1992 году супругами и молодыми ростовскими преподавателями Василием и Татьяной Высоковыми как семейная компания был основан банк «Центр-инвест». Банк давно перерос масштаб семейного предприятия, но традиции сохраняет — сейчас в команде банка трудятся члены 42 семей, где двое и более родственников работают вместе, а рождаемость в семьях сотрудников более чем в три раза превышает среднероссийский показатель.
Поделиться
«Стрессы в бизнесе укрепляют семью, а крепкая семья готова к любым стрессам». Фото: из архива Василия Высокова«Семейный бизнес — это в первую очередь ответственный подход и личная ответственность за продукт, общий результат и позитивное влияние на бизнес и жизнь наших земляков», — считает основатель банка Василий Высоков.
90-е годы — старт массового создания семейных предприятий, но они запускаются вплоть до наших дней. Например, в 2022 году в Ростове-на-Дону открылась джелатерия Мамма Mia da Federico олимпийской чемпионки по гандболу Владлены Бобровниковой и её мужа, итальянского пловца Федерико Абиса. До этого у пары уже был совместный бизнес с партнёрами, но позднее Владлена и Федерико открыли своё заведение.
Поделиться
«В Италии больше половины бизнеса основано семьями, и они стараются оставить его внутри семейного круга. Мы следуем этой тенденции». Фото: из архива Владлены Бобровниковой«Я думаю, что семейный бизнес — всегда с душой. Ты вникаешь во все моменты, знаешь все процессы, и это встраивается в ДНК бренда, отражается на результате... — говорит Владлена Бобровникова. — А вообще, в Италии, наверное, больше половины бизнеса основано семьями, и они стараются всегда оставить его внутри семейного круга. Мы следуем этой тенденции».
Особенности семейного управления
Распределение обязанностей и ответственности в семейных компаниях происходит по-разному. Трудно даже выделить общую тенденцию, настолько разнообразны управленческие модели, настолько зависят от принятых в семье правил и обычаев.Например, братья Кантуры (ООО «КАО») важные решения принимают коллегиально, хотя по должностям не равны.
«Основное управление компанией всегда было на мне, с братом мы советуемся по вопросам развития бизнеса. Не всегда эффективно, когда решение принимается единолично. Есть риск ошибиться, потому что один человек не всегда видит ситуацию в целом. С самого начала у нас всё решалось совместно, думаю, что коллегиальный способ более совершенный», — уверен Александр Кантур.
А вот в типографии «Оптима» из Невинномысска стиль управления «капитанский».
«И в нашей компании, и в семье решения принимаю я. Уже больше десяти лет я самостоятельно воспитываю детей, поэтому в любом случае являюсь главой нашей семьи. Конечно, мы многое обсуждаем коллегиально, но ответственность за мной. Плюс у нас есть договорённость, что родственники родственниками, но на работе мы все — сотрудники», — говорит руководитель компании Надежда Швалова.
Семейный бизнес имеет и оборотную сторону. В отличие от обычного предприятия, здесь конфликт может привести к потере не только сотрудника или партнёра, но и близкого человека.
В конце 2023 года суд приговорил к пяти годам заключения и крупному штрафу сына покойного владельца колхоза СЗАО «СКВО» Владимира Касьяненко. Предприниматель не оставил завещания, и между наследниками — сыном от первого брака и приёмной дочерью от второго брака — возник бурный конфликт. Семейные распри вышли в публичную плоскость, стороны обменивались обвинениями и оскорблениями на страницах интернет-СМИ, в итоге суд занял позицию второй семьи. Конфликта можно было бы избежать, если бы собственник предприятия при жизни ясно выразил свою волю.
Бизнес-консультант Вячеслав Холодченко советует чётко разграничивать зоны ответственности на бумаге, не надеясь на то, что всё образуется само собой: «Нужно либо юридически выделить доли в совместном бизнесе, либо, если отношения не настолько близкие, определить точную должность и перечень вопросов, за которые отвечает каждый партнёр. Это позволит даже в тяжёлой ситуации разграничить риски и дать опору для будущих договорённостей».
Три совета для семейного бизнеса
И всё же модель семейного бизнеса эмпирически доказывает свою эффективность, и число таких предприятий со временем будет только расти — по мере того, как собственники будут передавать управление бизнесом своим потомкам. Достичь успеха помогут правила и советы, которые сформулировали для себя успешные партнёры в таких организациях.Поделиться
«Любовь и уважение распространяются не только на родню, этот принцип действует для всех сотрудников компании». Фото: из архива Надежды ШваловойПервый совет — разграничивать личное и деловое.
«С одной стороны, общий бизнес объединяет, у вас всегда есть тема для разговора. С другой стороны, это не всегда хорошо. Мы стараемся утром решать рабочие дела, а вечером организовать семейный ужин или даже романтическое свидание, на котором говорим уже о других вещах», — делится опытом Владлена Бобровникова.
Второй совет — не надеяться, что любовь и взаимопонимание между родственниками вырастут сами собой, а работать над отношениями. Так, как это делает Надежда Швалова:
«Мы все принимаем участие и в радостных, и в печальных событиях, которые происходят в жизни родных. Мы собираемся в большую дружную семью независимо от того, сколько времени не созванивались по причине занятости. А ещё я завела семейный чат, где мы общаемся, поздравляем друг друга с праздниками, днями рождения. Сейчас в нём около 30 участников. Но любовь и уважение распространяются не только на родню, этот принцип действует для всех сотрудников компании».
На эту тему
Национальные цели малого бизнеса
Поделиться
Наконец, третий принцип — из недостатков делать преимущества.
«В семейном бизнесе всё переплетено. Важно, например, из “отходов” научной деятельности сделать доходы семьи; споры заканчивать не разводом, а лучшим решением; устанавливать гибкие графики нагрузки — за вечерним чаем ставится проблема, к утреннему кофе находится решение. Стрессы в бизнесе укрепляют семью, а крепкая семья готова к любым стрессам», — резюмирует Василий Высоков.
Материал подготовлен в рамках проекта «Семейный бизнес», реализуемого при поддержке банка «Центр-инвест»