Аналитический центр «Эксперт Юг» совместно с факультетом бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета (ЮФУ) провел конференцию «Молодые предприниматели: условия для развития».
В марте-апреле 2021 года «Эксперт Юг» при поддержке «Центр-инвест» и участии факультета бизнеса «Капитаны» провел исследование названного «Молодые созидатели Юга». Исследование представляло собой опрос молодых предпринимателей (до 35 лет), с целью выяснить ценности молодого поколения предпринимателей, понять, какими мотивами они руководствуются и как видят успех. Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь.
Исследование является продолжением прошлогоднего проекта «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе».
Бюрократия и высокие налоги — главные барьеры
На конференцию были приглашены, начинающие представители малого бизнеса, власти, общественных организаций и делового сообщества.
Центральной темой обсуждения стали факторы внешней среды, которые мешают развивать предпринимательство. Присутствующие отметили, что это бюрократия, высокие налоги, административные барьеры и недостаточная государственная поддержка малого бизнеса.
Однако ситуация постепенно меняется: органы государственной власти в последнее время разворачиваются лицом к предпринимателям, оказывая поддержку начинающему бизнесу.
Управляющий партнер проектного бюро «Среда» Александр Кулешов рассказал, как подал заявку на помощь от государства в рамках проекта культурно-делового центра «Кластер 52» для выплат зарплат своим сотрудникам после пандемии.
— Вопрос соразмерности, конечно, есть, но тем не менее, поддержка существует, — высказался Александр Кулешов.
При этом, как отметил депутат городской думы Ростова, управляющий партнер финансовой компании «Smirnoff-Investment» Сергей Смирнов, инфраструктура поддержки молодого предпринимательства эволюционирует.
«Выскажусь как предприниматель, который ушел в бизнес на третьем курсе университета: сейчас все гораздо легче. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, ты должен был пройти через многое. Если ты в этой бумажке-форме, как сейчас помню, Р13001,
не поставил запятую, тебя не зарегистрируют. Сейчас все гораздо проще: все в цифровом варианте. Вы можете открыть любую форму, быстро зарегистрировать ИП, открыть счет и начинать работать», — поделился Сергей Смирнов.
Положительные моменты в развитии инфраструктуры для предпринимателей выделил и владелец компании Choco corp Максим Костюков:
«Еще несколько лет назад нельзя было открыть счет в банке онлайн. Было много сложностей с регистрацией бизнеса, а сейчас мы уже знаем, что есть готовая инфраструктура, тебе помогут».
По мнению генерального директора ООО «Атлант» Ксении Саввиной, многие предприниматели также опасаются связываться с банками, так как после этого они становятся видны для государственных служб, и после этого к ним часто направляют проверки, которые представляет собой «прохождение через девять кругов ада».
Тем не менее, как отметила заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова, для банков посткризисное время – самое лучшее для стартап-проектов: «Количество обращений, если привести статистику, просто зашкаливает. Мы все поменялись, условия поменялись, очень много об этом всем говорили, где же стартап-проекты? А они были у самозанятых. За первые пять месяцев работы с самозанятыми, более 1,5 тысячи заявок получил банк. Именно самозанятые сейчас точка роста».
«Ниша молодых предпринимателей для нас всегда важна, интересна, — отметила директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова. — Это отдельный вид клиента. Поэтому для молодых предпринимателей у нас есть отдельные продукты. Это и доступные займы по более низким ставкам, например. Недавно руководитель федеральной налоговой службы РФ озвучивал данные по плательщикам налога на профессиональный доход. В стране на сегодняшний день их уже более 2 миллионов, и официально их доход составил 430 миллионов рублей. Число самозанятых, практически подростков, не молодых предпринимателей, превышает 30 тысяч человек. Я считаю, что это достойная цифра, которая ярко иллюстрирует доступные условия ведения бизнеса в стране».
Обучение должно идти через бизнес-сообщества
Один из самых бурных моментов дискуссии вызвал вопрос: можно ли обучиться предпринимательству?
По словам декана факультета бизнеса «Капитаны» Марины Шустовой, этим как раз занимаются сейчас системно:
«Вот уже третий год мы развиваем практико-ориентированное бизнес-образование на уровне бакалавриата. Должна быть синергия между образовательными программами и практическим опытом. Мы как раз пробуем это создать. В 2022 году мы представим наших первых выпускников».
Со стороны предпринимателей высказалась руководитель Международного экспортного агентства «Свои люди» Юлия Ханталина.
Все эти программы должны отвечать на вопрос, кого мы хотим вырастить: самозанятого фрилансера или предпринимателя.
«Это совершенно разные вещи, — отметила Юлия Ханталина. — Задача этих программ - не зазывать всех подряд в бизнес, а объяснять всю ответственность за себя, за свою семью, за свою команду, перед клиентами и партнерами».
Она подчеркнула, что ответственность необходимо осознавать с самого начала, а также «не лениться и читать юридические документы».
Марина Шустова согласилась с утверждением Юлии Ханталиной и акцентировала внимание на том, что сегодняшние программы и обучение предпринимательству базируется на необходимой теории: это пласт практик и дисциплин, чтобы человек мог не просто создавать какой-либо продукт, но и организацию с рабочим коллективом.
На конференции также была поднята проблема отсутствия единого информационного портала и предпринимательского сообщества внутри региона.
Так гендиректор брендинговой лаборатории «Смородина» Евгений Гобузов считает отсутствие единого централизованного информресурса, где можно узнать обо всех проектах для бизнеса и их поддержке, основной проблемой:
«Листовки сейчас не актуальны, контент идет в основном через социальные сети, поэтому нужны четкие, сжатые тексты вместо больших и непонятных».
В ходе конференции также была поднята тема бизнес-сообществ и тех возможностей, которые они дают.
Наталья Чирва, генеральный директор студии машинной вышивки «Мак», отметила необходимость создания бизнес-сообщества на юге России:
«Нужно, чтобы ты мог прийти и обсуждать то, что важно. Место кооперации. Чтобы прийти и расширить сферу знакомств, осознать, что ты не один. Возможно, даже с помощью государства создать подобное. На мой взгляд, этого пока что нет».
Собравшиеся отметили, что несмотря на большое количество различных бизнес-сообществ сегодня, у предпринимателей появился запрос на сообщество нового типа.
Как отметила заместитель исполнительного директора НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» Людмила Тарасова, именно бизнес-сообщества могут решать проблемы, давать предложения, но в административном порядке здесь ничего не получится. Тут нужно только найти единомышленников.
Инна Шенгоф, директор АНО «Фирон», управляющая коворкингом «Рубин», подчеркнула:
«У нас даже есть отдельное community, где предприниматели дружат между собой, оказывают поддержку, помощь или бесплатный совет. И, конечно, заказывают друг у друга услуги, что помогает им выживать в рыночных условиях на одной площадке».
Общественный представитель по направлению «Молодежное предпринимательство» Дмитрий Корнеев, добавил, что жизнь предпринимателей значительно упростили интернет-технлогии, но при этом запрос на поддержку от государства у молодых все же сохраняется. Но при этом, по его словам, стоит учитывать. Что государственная поддержка — «это сложная система со своим регламентом и документами, которую трудно изменить».
Но при этом, по его мнению, среди молодых представителей бизнеса нужно находить «звездочек», создавать из них команды, давать им возможность делать качественные и продуманные проекты, взращивать их и только потом финансировать.
Конференция «Молодые предприниматели: условия для развития 2021» состоялась при поддержке «Центр-инвест» и участии факультета «Капитаны» Южного федерального университета.