Условия для бизнеса на Юге в 2021 году глазами молодых

1327
10 минут

При оценке условий для бизнеса в Ростовской области и Краснодарском крае молодые предприниматели стали более прагматичны — вынудил 2020 год. «Эксперт ЮГ» весной 2021 года опросил около сотни бизнесменов-миллениалов и представляет итоги исследования

Условия для бизнеса на Юге в 2021 году глазами молодых

«Эксперт ЮГ» подводит итоги исследования «Молодые созидатели Юга», которое было проведено в марте-апреле 2021 года при поддержке К«Центр-инвест» и участии факультета бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета. Исследование является продолжением прошлогоднего проекта «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе», цель которого заключалась в формировании портрета молодого поколения бизнесменов, выявлении основных составляющих их образа через отражение отношения к различным сферам жизни: деньгам, предыдущему поколению, государству, обществу. Настоящее исследование направлено на то, чтобы показать ценности молодого поколения предпринимателей, понять, какими мотивами они руководствуются и как видят успех, как воспринимают условия и внешнюю среду для ведения бизнеса в регионе, в каких направлениях считают нужным эту среду развивать.

Мнение молодого поколения предпринимателей о сложившихся условиях для ведения бизнеса важно выделять, поскольку новое поколение в бизнесе отличается по своим ценностям, так что его голос часто слышен недостаточно. Между тем именно у молодого поколения успех ассоциируется не только с прибылью и хорошей репутацией, но и со способностью расти. Если судить по оценкам опрошенных предпринимателей, условия для бизнеса на Юге заметно лучше, чем в среднем по России. Однако в оценке роли чиновников это поколение гораздо жёстче взрослых коллег. И надо признать, что по тем мерам поддержки, спрос на которые сегодня предъявляет молодой бизнес, сделано пока очень мало.

Портрет молодого предпринимателя на Юге

В опросе приняли участие 95 предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет, чей бизнес зарегистрирован на территории ЮФО. Из них 43% являются индивидуальными предпринимателями, 33% — собственниками или совладельцами бизнеса, 24 % приходится на самозанятых. Большая часть респондентов имеют бизнес в Ростовской области (63%) и в Краснодарском крае (21%).

Среди респондентов наблюдается незначительное преобладание мужчин над женщинами — 57% и 43% соответственно. В возрастном распределении группа от 31 до 35 лет составляет 60% от всех участников опроса. Совсем молодых людей, до 25 лет, всего 16%. Мнения по некоторым вопросам варьируются в зависимости от возрастной группы. Так, в группе респондентов до 25 лет мнение по некоторым вопросам отличается от основной массы ответивших. Однако такие расхождения незначительны.

Образование, полученное респондентами, — преимущественно высшее либо незаконченное высшее (86%). Практически половина (49%) получила/получает образование в сфере общественных наук, 30% — в сфере технических наук. Учёной степенью могут похвастаться 2% опрошенных.

Что касается отраслевой структуры, то почти треть респондентов (31%) представляет сферу услуг, 22% — торговлю, 11% — ИТ-индустрию. На такие сферы, как финансовая деятельность, образование, социальное предпринимательство, сельское хозяйство и производство приходится незначительное количество опрошенных (в диапазоне от 2 до 4 % на каждую из сфер). 20% респондентов, характеризуя направление своего бизнеса, выбрали вариант ответа «другое», хотя деятельность большинства из ответивших таким образом также можно отнести к сфере услуг.

За последние два года динамика развития большей части бизнесов характеризуется как сдержанный рост или стабильность — 40% и 38% соответственно. Подавляющая часть наших предпринимателей имеет опыт наёмной работы. Только 8% респондентов говорят, что не работали по найму никогда. У 53% время наёмной работы составляет менее 5 лет.

Мотивация молодых предпринимателей и их понимание успеха

При ответе на вопрос о том, что является основной мотивацией для ведения предпринимательской деятельности, можно было выбрать несколько вариантов ответа. Три главных мотиватора — это получение прибыли и личное обогащение (48%), воплощение своей идеи в жизнь (44%), желание обеспечить благополучие своей семьи (37%) (см. график 1). Мы задавали этот вопрос и в прошлогоднем исследовании «Образ молодого предпринимателя», полевая часть которого прошла прямо перед пандемией — в феврале 2020 года. Тогда в лидерах при ответе на этот вопрос была та же тройка ответов, но получение прибыли не имело такого отрыва, а желание обеспечить благополучие семьи набирало больше голосов, чем воплощение своих идей. Пандемия подчеркнула прагматические и индивидуалистические ценности предпринимательства — для кризисного периода это нормально.  

График 1. Что для вас является основной мотивацией для ведения предпринимательской деятельности

graph_1.JPG

Если же проанализировать ответы на этот вопрос респондентов в возрасте до 25 лет, то мы увидим, что цель «прибыль и личное обогащение» уступает место желанию создать свой собственный имидж,сделать своё имя узнаваемым, обеспечить себе репутацию.

Названные мотивы осуществления предпринимательской деятельности коррелируют с ответами на вопрос о том, как респонденты понимают успех в предпринимательстве. В качестве критериев успешности бизнеса более чем половина опрошенных называет большую прибыль (62%), рост бизнеса (56%) и хорошую репутацию (56%) (см. график 2). Прибыль, рост и хорошая репутация — это фактически формула успеха в предпринимательстве по версии нового поколения. Особенно здесь примечательна нацеленность на рост. Ведь прибыль и хорошую репутацию может иметь и бизнес, который не растёт. Напомним также, что в южнороссийской экономике есть проблемы именно со способностью компаний расти — на Юге количество ИП почти вдвое больше на душу населения, чем в среднем по стране, а предприятий — в полтора раза меньше. Очень важно увидеть в новом поколении людей, мотивированных расти. Тиражирование этой мотивации было бы очень полезно для экономики.

График 2. Какие критерии успешности бизнеса вы считаете главными?

graph_2.JPG

Лишь 9% ответивших рассматривают инновационность бизнеса как признак его успешности. Примечательно то, что критерий инновационности важен в большей степени для поколения, переступившего порог 25 лет. Хотя при ответе на вопрос о главных факторах успеха в собственном бизнесе именно для предпринимателей до 25 лет на первое место выходит инновационный характер бизнеса. То есть самые молодые предприниматели связывают успех собственного дела с его инновационным характером, но не рассматривают эту инновационность в качестве критерия успешности.

Если проанализировать мнения всех респондентов в целом, то в качестве главных факторов достижения успеха в собственном бизнесе они называют работоспособность, трудолюбие (50%), наличие особых личных качеств (35%), коммуникабельность, умение налаживать деловые связи (33%) — это три самых популярных ответа (см. график 3). Много голосов набирают также настойчивость, целеустремлённость (31%), а также умение генерировать свои и воспринимать чужие идеи (30%). Такой фактор, как наличие команды, отметили 27%, а доступ к капиталу — всего 11% опрошенных, из чего можно сделать вывод, что большая часть предпринимателей объясняет успехи и результаты своего бизнеса исключительно индивидуальными качествами.

График 3. Главные факторы успеха в собственном бизнесе

graph_3.JPG 

Отметим, что для предпринимателей до 25 лет работоспособность и целеустремлённость не считаются особенно значимыми. Важным становится такой фактор, как наличие предпринимательского опыта, которого им очевидно не хватает.

Какие компетенции необходимы предпринимателям и можно ли им обучиться

Большая часть полагает, что предпринимательскому мышлению и навыкам можно обучиться посредством практического опыта — 61%, прикладных образовательных программ — 15%, наставничества и опыта других предпринимателей — 15% (см. график 4). И только 9% ответивших (к ним относятся предприниматели в возрасте от 30 до 35 лет) считает, что предпринимательским навыкам невозможно научиться, с ними нужно только родиться. Нужно отметить как особенность такую высокую оценку практического опыта. Дело в том, что по факту именно через практический опыт сегодня подавляющее число бизнесменов становятся предпринимателями. При очень низкой распространённости бизнес-образования иной путь вряд ли возможен. Однако нам не раз популярно объясняли недостатки отсутствия нормального доступного бизнес-образования в России (см. например, интервью с Андреем Дегтярёвым). Вера в силу практического опыта, на наш взгляд, не противоречит мысли о том, что развитие бизнес-образования могло бы значительно сократить процесс приобретения предпринимательских навыков и количество шишек, которые при его отсутствии обязательно набиваются.

График 4. Можно ли обучиться предпринимательству?

graph_04.JPG

При ответе на вопрос «Какие компетенции наиболее важны для успешного предпринимателя?» респонденты отметили важность всех предложенных вариантов (см. график 5). Но на первом месте умение достигать результатов (69%) и способность к саморазвитию — 67%. Именно умение любую ситуацию доводить до результата, необходимого для следующего шага, в сочетании с саморазвитием — это главные предпринимательские компетенции, по мнению молодых бизнесменов Юга. На втором месте адаптивность (62%) и организованность (60%). На третьем — управление навыками и креативное мышление (по 48%). Для предпринимателей до 25 лет способность к саморазвитию является наиболее важным умением: этому пункту отдано 80% голосов.

График 5. Какие компетенции наиболее важны для успешного предпринимателя?

graph_5.JPG

Как молодые предприниматели воспринимают внешнюю среду

Очевидно, что успешность бизнеса определяется не только личными качествами и компетенциями предпринимателя и его команды, но и условиями внешней среды. Мы задали ряд вопросов, направленных на понимание того, какие факторы внешней среды негативно влияют на перспективы предпринимательской деятельности и как сделать её более привлекательной.

Лидирующими факторами, которые мешают развитию предпринимательства, по мнению наших респондентов. являются бюрократия (44%), высокие налоги (41%), а также административные барьеры (33%) (см. график 6). Часть респондентов беспокоит ряд факторов, связанных с финансовыми аспектами, такими как дорогая аренда — 22%, высокие проценты кредитования — 14%, недоступность финансовых средств в целом — 13%. 21% респондентов указывает на такую проблему, как монополизация рынков крупными компаниями, значительно затрудняющую становление и развитие малого и среднего бизнеса. Особенно актуальной эта проблема является для сферы торговли, где сетевым магазинам принадлежит большая часть рознично-торгового оборота, и они имеют больше возможностей снижать цены на продукцию, сохраняя при этом рентабельность. Для представителей торговли этот фактор оказался на втором месте после высоких налогов, обогнав даже бюрократию и финансовые аспекты.

График 6. Какие факторы внешней среды более всего мешают развитию предпринимательства в регионе и стране?
graph_6.JPG

Около 18% опрошенных полагают, что государство не уделяет достаточного внимания поддержке предпринимательства. Предприниматели в возрасте до 25 лет поставили этот фактор на первое место, отдав ему 47% голосов. И это несмотря на то, что на протяжении последних лет государством последовательно создаётся инфраструктура поддержки МСП. Только 2% опрошенных считают, что в сфере предпринимательства не существует никаких барьеров.

Совокупно 67% полагают, что местные чиновники играют отрицательную роль в развитии частного предпринимательства в регионе, тогда как 33% склоняются к тому, что они оказывают помощь (см. график 7). В этом вопросе новое поколение оказывается более радикальным в оценках, чем их старшие коллеги.

График 7. Какую роль в развитии предпринимательства играют чиновники?

graph_07.JPG

Несмотря на указанные проблемы, большинство опрошенных предпринимателей (69%) считает, что условия для развития бизнеса в регионе являются в целом хорошими (см. график 8). Большая часть положительных оценок приходится на сдержанный вариант ответа «Скорее хорошие». Необходимо упомянуть, что согласно результатам опроса, представленным ВЦИОМ в 2019 году, большинство российских предпринимателей (71%) оценивают условия для ведения бизнеса в нашей стране как неблагоприятные. Такая разница в мнениях может свидетельствовать о том, что условия ведения бизнеса на территории ЮФО в целом лучше, чем в других регионах.

График 8. Каковы условия для развития бизнеса в вашем регионе?

graph_08.JPG

Мы спросили у респондентов, в какой области им прежде всего необходима помощь для развития своего бизнеса. На первом месте оказалось финансирование для реализации бизнес-идеи — 43% (см. график 9). Причём этот пункт набрал на 12% больше голосов, чем в прошлогоднем опросе. Далее по значимости следуют продвижение продукции и поиск клиентов — 39%, подбор кадров — 28%, расширение сети полезных контактов (нетворкинг) — 27%. Примечательно, что последние два ответа вошли в число наиболее популярных в течение последнего года. До пандемии на третьем и четвёртом местах были управление финансами, налогами, а также изучение рынков и инструментов управления. Но кризис отодвинул значимость теоретического знания, выдвинув вперёд то, что помогает делать бизнес прямо сейчас.

График 9. В какой области вам прежде всего необходима помощь для развития собственного бизнеса?

graph_9.JPG

На вопрос о том, что могло бы сделать предпринимательство привлекательнее, большинство голосов было отдано пункту «Больше внимания к предпринимательству в сфере образования» (47%) (см. график 10). Этот пункт остаётся актуальным (он вышел на первое место и в прошлом году), поскольку российская система образования не предусматривает возможность приобретения и развития предпринимательских навыков, не способствует выработке необходимых моделей поведения и формированию предпринимательского менталитета. Большинство курсов и образовательных программ, посвящённых данной теме, представляют собой набор отдельных, зачастую не связанных между собой элементов, направленных на изучение основ предпринимательской деятельности. В них отсутствует реальное взаимодействие с рынком, очень мало внимания уделяется практической проектной деятельности, тогда как образование может стать одним из триггеров для вовлечения граждан в бизнес.

График 10. Что могло бы сделать предпринимательство привлекательнее?

graph_10.JPG

Пункту «Тиражирование программ поддержки стартапов» отдано 40% голосов. Год назад этот вариант ответа был аж пятым по количеству голосов, а теперь он на втором месте. Далее 37% полагают необходимым развитие региональных конкурсов для предпринимателей, 36% хотят знать больше публичных историй успеха, вдохновляющих на создание и развитие собственного дела, 35% хотели бы видеть развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей. Теоретически эти пункты есть в стратегии развития МСП в стране, на практике успехи по ним пока минимальны. Иными словами, к стратегии нет вопросов, но — её надо реализовывать!

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.