Новое поколение в бизнесе: понять и масштабировать

3029
21 минута
Новое поколение в бизнесе: понять и масштабировать

Власть и общество должны увидеть, насколько изменились ценности предпринимательства в новом поколении, — и преодолеть уже свои колебания насчёт того, стоит ли делать на него ставку

Старый предприниматель описывается эпитетами «опытный» и «ответственный», новый — «коммуникабельный» и «инновационный». Новое поколение в бизнесе нам сообщает о том, что его интересуют высокое качество жизни и реализация своих идей через инновационные решения в интересах своих семей и общества. Старое поколение на этом фоне выглядит более ориентированным на личное выживание, тяжёлый труд, опыт и привилегии. Молодые делают ставку на знания и индивидуализм, они плохо выносят разного рода социальные обременения, не интересуются политикой, но хотят приносить пользу обществу. Старое поколение делало ставку на связи во власти и в бизнесе, новое — на умение коммуницировать. Старое — на трудоголизм, новое — на инновации. Предыдущее поколение скорее брало на себя ответственность, новое просто реализует себя. Прошлое поколение в основном торговало, нынешнее — оказывает услуги. У этих поколений разные потребности, с ними надо по-разному работать, по-разному им помогать.

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» подводит итоги исследования «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе», которое было проведено в феврале-апреле 2020 года при поддержке банка «Центр-инвест» и компании Amway. Его целью было изучить ценности молодых предпринимателей (возраст до 35 лет) в сравнении с поколением предыдущим. Рабочей гипотезой была мысль о том, что они отличны друг от друга; скажем сразу, она нашла подтверждение. В ходе исследования были проанкетированы 300 молодых предпринимателей Краснодарского края и Ростовской области, взято 35 интервью, проведена конференция по теме. Однако прежде чем перейти к выводам, стоит пояснить, почему такого рода работа важна.

Ценности — главное слово теперь в предпринимательстве

В прошлом году в России стартовала кампания по популяризации предпринимательства. Её обоснование — сравнительно низкая вовлечённость граждан в предпринимательство. Еще более глубокая причина, сформулированная в стратегии развития МСП до 2030 года и затем в нацпроекте «Малый бизнес и поддержка индивидуальной инициативы», — идея о том, что малый и средний бизнес мог бы стать одним из локомотивов экономического роста в России. Даже сегодня, когда коронавирус косит ряды малого бизнеса, национального проекта по этой теме, расписанного до 2024 года, никто не отменял. Как только эта тема появилась, мы задались вопросом: а что, собственно, мы хотим популяризировать? А как сегодня воспринимается предприниматель? Что больше всего пугает, мешая начинать свое дело? На эти вопросы мы попытались ответить исследованием «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления». Следующая гипотеза: новое поколение отличается от предыдущего, оно уже является носителем тех ценностей, исходя из понимания которых надо развивать инфраструктуру поддержки, фокусировать действия по популяризации. Наконец, новое поколение в бизнесе — активный потребитель на самых разных рынках. Чтобы понимать, как работать с ним, нужны инсайты — так маркетологи называют часто неосознанные мотивы, которые побуждают человека к действию. Именно инсайты лежат в основе эффективных решений. Но это только верхняя часть айсберга.

Нужно напомнить, что ценности в экономике напрямую связаны с институтами — формальными и неформальными правилами, которые управляют нашими решениями. Институциональная теория модернизации говорит о том, что каждая страна должна найти свой собственный баланс между этими видами институтов — тогда модернизация, экономический прорыв, использование того большого потенциала страны, о котором мы так долго говорим, окажутся возможными. Ценности — и институты — часто рукотворны, являются предметом осознанной или не очень экономической политики. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан пишет, что немецкая экономика не всегда ассоциировалась с ценностью порядка (Ordnung), а девиз «свобода, равенство, братство» совсем не отражал иерархичности французского общества. Пока рано говорить о том, что Россия нашла свою институциональную формулу, которая обеспечивает развитие. Сейчас скорее можно констатировать, что на ключевых развилках — одну из них мы проходим сегодня — российская власть как бы заново решает, действительно ли малый бизнес такая ценность, чтобы делать на него ставку.

Разговор о ценностях как движущей силе предпринимательства сегодня вообще выходит на первый план. На основе общих ценностей строятся команды, закладываются миссии предприятий, маркетологи разрабатывают ценностные предложения для каждой целевой аудитории, представляя себе её портрет. По нашему мнению, власть сегодня ещё очень плохо понимает, что такое бизнес, чем он реально живёт. Сплачиваться на основе идей развития предпринимательства, не понимая его актуальных ценностей, вряд ли получится. Мы надеемся через такие исследования внести свою лепту в развитие более глубоких коммуникаций с предпринимательским сообществом.

Кто эти люди: образ респондента

Главное — все наши респонденты представляют новое поколение в бизнесе. Это важно, поскольку отдельной статистики по молодым предпринимателям в регионе, по нашей информации, до сих пор не было — как нет и базы персоналий. При этом для того, чтобы добиться социологической репрезентативности исследования, нам пришлось проявить смекалку (см. врезку о методике). У нас в результате исследования появилась и база.

Среди наших респондентов наблюдается преобладание мужчин над женщинами — 59% и 41% соответственно. В возрастном распределении наиболее велика группа от 23 до 29 лет — 46% участников опроса (см. график 1). В отдельных вопросах ответы сильно меняются в зависимости от возрастной группы.

10-01.jpg

Образование у молодых предпринимателей преимущественно высшее (78%). На среднее профессиональное образование приходится 15% респондентов, на полное среднее — 5%.

Большинство участников опроса являются индивидуальными предпринимателями (91%), учредителями и руководителями коммерческих организаций — 9% респондентов. В Краснодарском крае зарегистрировано 57% респондентов, в Ростовской области — 40%. Выбрали вариант ответа «другой регион» — 3%.

Отраслевой портрет респондентов более сложен (см. график 2). Более трети представлены сферой услуг (34%), торговлю представляют 22% респондентов, в ИТ-предпринимательстве заняты 14%, в производстве — 12%. Для сравнения: на уровне страны главная отрасль МСП — оптовая и розничная торговля, на неё приходится около 60% предприятий. То есть мы видим, что новое поколение резко выделяется ставкой на услуги.

10-02.jpg

Почему прибыль важнее своих идей, а качество жизни важнее прибыли

Мы предложили респондентам блок вопросов, выясняющий, что мотивирует их заниматься предпринимательством. Первый вопрос этого блока — о том, что именно побудило заняться бизнесом. Более половины ответили, что это было желание работать на себя (53%) (см. график 3). Несколько мягче аналогичная позиция выражалась в ответе «Желание попробовать себя в предпринимательстве» — его выбрали 21% молодых бизнесменов. Но для такого же количества предпринимательство — результат стечения обстоятельств (21%). Вынужденной мерой бизнес стал только для 5% молодых предпринимателей.

10-03.jpg

Отметим, что доля респондентов, заявивших о желании работать на себя, максимальна в самой молодой возрастной группе до 22 лет — 67%. Возрастная категория 23–29 лет чаще всех выбирала ненавязчивый пункт о желании просто попробовать. Наконец, самые старшие молодые предприниматели чаще других начинали заниматься бизнесом в силу обстоятельств. Тренд очевиден: желание заниматься предпринимательством всё чаще становится результатом осознанного стремления к независимости в делах. В самом молодом поколении вообще нет ни одного случая предпринимательства поневоле.

Далее мы предложили вопрос: на достижение каких целей прежде всего направлена ваша предпринимательская деятельность? Выбрать можно было не более двух вариантов ответа. В качестве основной цели большинство участников исследования указали прибыль и личное обогащение (43%) (см. график 4). На втором месте — забота о своей семье и родных (34%). Третья по значимости цель — воплощение в жизнь собственной идеи (33%), четвёртая — независимость в принятии решений (26%). Эти четыре цели можно назвать определяющими для мотивации предпринимательства.

10-04.jpg

Более сложная картина формируется, если присмотреться к особенностям возрастных групп. В группе до 22 лет ценность номер один — независимость в принятии решений (50%). В группе 23–29 лет желание зарабатывать деньги имеет максимальных отрыв от остальных. Зато жажда независимости теперь не входит даже в пятёрку ключевых целей. В группе 30–35 желание высокой прибыли уже значительно ниже, при этом почти столько же голосов набирает желание воплотить свою идею (37%), которое было слабым в первой и неуверенным во второй возрастной группе. Схожая, но более мягкая траектория у желания принести пользу своей семье.

Эти данные мы имеем возможность сравнить с результатами опроса действующих предпринимателей ЮФО, проведённого «Экспертом ЮГ» в прошлом году. Тогда было опрошено чуть больше сотни предпринимателей всех возрастов — им задавался тот же самый вопрос о ключевых целях в предпринимательской деятельности. Возможность реализации своих идей там была на первом месте — её назвали 78% предпринимателей против 60% назвавших высокие личные доходы. Вывод: свои идеи и сильное желание их реализовать приходят в основном после 30 и продолжают нарастать в дальнейшем. Кажется, что для понимания того, в каких аудиториях стоит искать стартапы, этот тезис мог бы иметь определяющее значение.

В то же время один из вопросов, предложенных в анкете для молодых предпринимателей, предлагал выбрать наиболее важные ценности в образе жизни. Ответы получились гораздо менее прагматичными, чем можно было ожидать. Так, наиболее важным для молодых предпринимателей стало качество жизни (52%) — у него большой отрыв (см. график 5). На втором месте оказалось «самовыражение и реализация личного потенциала» (39%). Отметим, что в этом ответе можно было выбрать до трёх ответов, и чаще всего первым вариантом ответа в опросе выступал ответ «качество жизни», а вторым оказывался ответ «высокая прибыль». Но в общей иерархии ценностей высокая прибыль лишь на третьем месте — у 32% участников исследования. Пятая часть молодых предпринимателей указали на удовлетворение личных потребностей (21%) — это четвёртое место в списке.

10-05.jpg

Однако есть существенные отличия в ответах разных возрастных групп. Например, для предпринимателей 17–22 лет качество жизни куда менее значимо, чем для бизнесменов в возрасте 30–35 лет — 47,8% против 55,7%. Примечательно, что и высокая прибыль совсем молодых волнует меньше. Зато за пункт «создание семьи» в этой группе отдаётся почти 35% голосов — для бизнесменов-«тинейджеров» он столь же значим, как и самовыражение, и стоит на втором месте. Аномально высокие доли голосов в этой возрастной группе набирают «предпринимательский риск и ощущение азарта», а также «инновации» — значимость обоих пунктов в других возрастных группах падает в 3–5 раз. Зато для предпринимателей 30–35 лет гораздо важнее забота о своем здоровье, воспитание детей и — неожиданно — потребление дорогих товаров и услуг. У респондентов в возрасте 17–22 года последний пункт, для сравнения, собрал ноль голосов.

Новое поколение: коммуникабельность без обязательств

Коллективные портреты поколений в бизнесе принципиально различны. Ориентированный на творческий поиск и инновации индивидуалист сменил ответственного и прагматичного человека труда.

Абсолютное большинство молодых предпринимателей убеждены в том, что представители их поколения отличаются своим мировоззрением, картиной мира и ценностями от предпринимателей старшего поколения — так ответили в общей сложности 78% респондентов (см. график 6). Впрочем, пятая часть молодых предпринимателей придерживаются мнения о том, что различий между ними и предпринимателями старшего поколения в целом не существует.

10-06.jpg

Следующие вопросы были направлены на выявление того, какими себе сами представляются молодые предприниматели, и какими им представляются предприниматели старшего поколения. Предлагалось выбрать наиболее характерные три эпитета из более чем двадцати предложенных. Полученные данные позволяют выделить черты, характерные только для молодого или только старшего поколения предпринимателей.

Сначала о том, как видят себя и своё поколение молодые предприниматели. Для характеристики своего поколения они выделили следующие черты: коммуникабельные (53%), активные (45%), инновационные (43%) — у этих трёх прилагательных наибольший отрыв по числу голосов (таблица 1). Второй уровень характеристик: ориентированные на результат (27%), образованные, стремящиеся к знаниям (26%), индивидуалисты (20%). Перед нами ядро коллективных представлений о молодом поколении предпринимателей.

10-07.jpg

Портрет, который складывается на основе ядерных характеристик, получается примечательным. Активность, коммуникабельность, инновационность, открытость знаниям выдают прежде всего человека, постоянно находящегося в творческом поиске. И этот поиск прежде всего индивидуален, он не обременён ни лишней ответственностью, ни трудолюбием.

В таблице, представляющей иерархию черт коллективного портрета молодого предпринимателя, указаны только те характеристики, которые всё же набирали голоса у самих предпринимателей. Такие черты, как целеустремлённость, решительность, уверенность и рисковость, раскрепощённость, самостоятельность и ответственность, хотя далеко не в лидерах, но набирают достаточно голосов.

В то же время есть ряд характеристик, с которыми молодые предприниматели не хотят иметь ничего общего. Так, предприниматель нового поколения им не представляется криминальным (0%), не уважающим законы (2%), патриотом (3%), толерантным (3%), мучеником (3%) или богатым (4%), безответственным (4%) и аморальным (4%).

Также сами молодые предприниматели не стремятся считать своё поколение альтруистическим (5%), опытным (5%), прагматичным (6%) и агрессивным (6%), стремящимся за наживой (7%), социально ответственным (7%) и трудолюбивым (7%). В этой группе отвергнутых характеристик прочитываются несколько сюжетов. С одной стороны, молодой предприниматель избегает отношений с государством во всех формах, от криминала и незаконности до патриотизма и социальной ответственности. С другой, отвергаются разного рода социальные обременения — как в виде толерантности и роли мученика, так и в виде альтруизма и трудолюбия. И это несмотря на то, что на первом месте в своей характеристике они ставят коммуникабельность. И безответственными они себя не считают — просто это ответственность за другое.

Старшее поколение: опыт и трудолюбие

Старшее поколение предпринимателей участники исследования наделяли следующими чертами: это люди прежде всего опытные (51%) и ответственные (31%) — две самых популярных характеристики (см. таблицу 2). Чуть меньше голосов набирает ещё одна группа черт: ориентированные на результат (26%), коммуникабельные (24%), прагматичные (22%) и трудолюбивые (22%). Так выглядит ядро коллективных представлений о старшем поколении предпринимателей глазами предпринимателей молодых. В результате перед нами портрет ответственного человека труда, который опирается не столько на знания и инновации, сколько на опыт, прагматичность и трудолюбие. И индивидуализм в этом портрете совсем не главное, его перевешивает ответственность.

10-08.jpg

«Третий эшелон» черт старшего поколения предпринимателей собирал уже заметно меньше голосов, но он тоже должен быть принят во внимание. Укажем только те, которые старшее поколение отличают от младшего: патриоты, прямолинейные, богатые, агрессивные и криминальные. Не забываем, что так предыдущее поколение в бизнесе воспринимается нынешним.

Интересно посмотреть, в чём старшему поколению молодое отказывает. Оно не представляется ему толерантным (2%), безответственным (2%), несчастным, мучеником (4%), альтруистом (4%), раскрепощённым (4%), инновационным (4%), социально ответственным (4%), аморальным, безнравственным (5%), не уважающим законы (7%), целеустремленным (8%) и стремящимся за наживой (9%). В большинстве указанных черт представления о старшем поколении предпринимателей совпадают с представлениями о молодом поколении предпринимателей, за исключением таких черт, как «инновационный», «раскрепощённый» и «целеустремлённый».

Пересечения и расхождения между поколениями

Схожие черты молодого и старшего поколения предпринимателей — ориентированность на результат (27% и 26% соответственно), индивидуализм (20% и 16%), рисковость (по 16% соответственно), решительность и уверенность (по 16% соответственно), самостоятельность и независимость (по 12% соответственно) (см. график 7).

10-09.jpg

Однако можно заметить, что совпадение черт наблюдается только по характеристикам второго и третьего ряда. Но если взглянуть на ядерные (наиболее упоминаемые) характеристики поколений, становится видно, что из шести заявленных черт совпадение есть только по двум — это индивидуализм и ориентированность на результат. В остальных четырёх случаях зафиксирован резкое и значительное расхождение. Например, в коммуникабельности разница составляет 29%., в активности — 35%, инновационности — 39%, образованности и стремлении к знаниям — 11% (см. график 8).

10-10.jpg

В свою очередь на графике 9 представлено сопоставление ядерных характеристик старшего поколения предпринимателей с такими же характеристиками молодого поколения. Видно, что из семи заявленных характеристик совпадение только по одной — ориентированность на результат. Плюс на графике видно, что в коммуникабельности молодые предприниматели считают себя гораздо сильнее. В остальных шести случаях зафиксировано резкое и значительное расхождение. В таких чертах, как опытность, разница составляет 46%, ответственность — 21%, прагматичность — 16%, трудолюбие — 15%, патриотичность — 14%.

10-11.jpg

Таким образом, мнение молодых предпринимателей о том, что разница между поколениями в бизнесе значительна, находит подтверждение. В глазах молодых предпринимателей поколения имеют больше отличительных черт, чем схожих.

Восприятие внешней среды: семья и инновации

Дополнением к этому тезису оказываются различия между молодым и старшим поколением предпринимателей в отношении к некоторым социальным явлениям и институтам. В этом вопросе фиксируются изменения в восприятии предпринимателями внешней среды. Мы предложили оценить молодым предпринимателям значимость ряда явлений и институтов в их жизни. Иерархию ценностей можно видеть на графике 10. У семьи огромный отрыв по количеству голосов, отдаваемых за вариант «очень значимая роль» — 71%. Всего 95% респондентов определяют роль этого института как значимую. 

10-12.jpg

Совокупные голоса, отданные за «деньги», не настолько уж меньше, но оценки всё же гораздо сдержаннее. На третьей позиции — близкое окружение, друзья — так ответили 82% респондентов. По сути, перед нами три ключевые ценности нового поколения, которые в сумме показывают, что предприниматели сегодня реализуются в подавляющем большинстве в микросоциумах, состоящих из семьи и близких. Ценности вот этого маленького личного мира несопоставимо значительнее больших идей и тем. Второй блок по значимости — это образование и инновации. Большинство участников онлайн-опроса также выбрали положительные ответы — 79% и 77% респондентов соответственно. Хотя и здесь уже доля негативных оценок становится значительнее — 16–18%, и доля восторженных значительно ниже. И тем не менее — это однозначно значимые ценности нового поколения предпринимателей. А вот значение явлений, связанных с внешним миром, — в данном случае малой родины и политики — значительно ниже.

10-13.jpg

Далее мы попросили ответить, в какую сторону, по сравнению с предыдущим поколением в бизнесе, изменилось отношение к этим явлениям и институтам, причём список последних был расширен. Результаты достаточно красноречивы (см. график 11). Лидер изменений, по мнению респондентов, — инновации. Молодые предприниматели наиболее единодушно отмечают, что отношение к инновациям у нового поколения в бизнесе отличается в лучшую сторону — так ответили 67%. Ни один ответ больше не имеет такой высокой доли. Примерно равное и достаточно высокое количество голосов собирают затем общество и образование — 46% и 45% молодых предпринимателей соответственно считают, что отношение к этим институтам изменилось в лучшую сторону. Изменение отношения к обществу тоже заслуживает отдельного комментария. Мы видим, что стремление нового поколения предпринимателей к инновациям, реализации своих идей разворачивает бизнес к потребностям общества, а оценка общества, роль в обществе становятся важными составляющими предпринимательства. В отношении же к деньгам, государству, близкому окружению и семье ничего не изменилось — так голосует большинство респондентов.

Факторы успеха в бизнесе вчера и сегодня

Один из наиболее типовых вопросов в исследованиях о предпринимательстве посвящён факторам успеха в бизнесе. В этой сфере есть неплохая база для сравнения.

Итак, главными факторами успеха в бизнесе молодые предприниматели называют настойчивость, целеустремлённость (39%), работоспособность, трудолюбие (33%), коммуникабельность, умение налаживать деловые связи (31%) (см. график 12). Всё это — личные характеристики человека, в существенной степени связанные с мотивацией.

10-14.jpg

Вторая по значимости группа факторов — образование и знания, команда, умение генерировать идеи. Эти факторы уже гораздо более объективны. Но наиболее объективные — доступ к рычагам власти, к капиталу, наличие опыта — набирают минимум голосов в аудитории молодых предпринимателей. И образ получается следующий: целеустремлённость при должных работоспособности и коммуникабельности гарантируют успех, а знания, команда, идеи — это важное, но не основное.

Но мы также спросили у молодых предпринимателей о том, какими, по их мнению, были факторы успеха в старшем поколении. На первом месте оказалась работоспособность, трудолюбие (41%) — характеристика личностная, но наименее «благородная» из той тройки качеств, которые новое поколение приписывает себе. Вторая группа факторов — достаточно большая. Здесь есть вполне объективные — доступ к рычагам власти, наличие предпринимательского опыта, но также и личностные — настойчивость, коммуникабельность и стратегическое мышление. Образ получается такой: успеха раньше добивался трудоголик, имеющий доступ к власти, но с проблесками стратегического мышления и коммуникабельности. Не самый уважительный образ.

Узкие места молодого предпринимательства

Мы спросили у респондентов, в какой области им прежде всего необходима помощь для развития своего бизнеса. На первом месте оказалось финансирование для реализации бизнес-идеи (31%) (см. график 13). Значимость этого пункта сложно переоценить: поиск средств на реализацию стартапов — главное узкое место молодого предпринимательства. Чуть менее значима актуальность продвижения (30%) — в данном случае речь идёт о расширении существующих бизнесов. Достаточно много голосов набирают помощь в управлении финансами (28%) и помощь в обучении (28%).

10-15.jpg

Тему поддержки сферы предпринимательства продолжали два вопроса о роли государства в развитии сферы МСП. Было предложено несколько вопросов, в которых респондентам нужно было выбрать одно из двух противоположных суждений. Первая пара — о достаточности мер поддержки предпринимателей государством: 54% участников исследования считают, что государство не уделяет достаточного внимания разработке мер поддержки предпринимателей и развитию бизнеса. Соответственно 46% выбрали противоположный ответ — разрыв, как мы видим, не кардинальный. И он сокращается до минимума при выборе суждения о мерах по популяризации предпринимательства. По факту, мнения молодых предпринимателей разделились почти поровну — 51% уверены в том, что государство недостаточно и слабо занимается популяризацией предпринимательской деятельности, 49% уверены в обратном.

Абсолютное большинство молодых предпринимателей (88%) уверены в том, что на сегодняшний день общество положительно относится к тем людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Данные коррелируют с результатами независимых социологических исследований отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству — так, по данным Левада-центра, 80% россиян положительно относятся к предпринимателям, а по данным ВЦИОМа, эта цифра и вовсе составляет 89%. При этом 47% респондентов нашего исследования уверены, что отношение к предпринимателям в последнее время улучшилось.

Как сделать предпринимательство привлекательнее

Мы спросили у респондентов, что могло бы сделать образ предпринимателя в регионе привлекательнее. Наибольшее количество голосов набирает пункт «Больше внимания к предпринимательству в сфере образования» (48%) (см. график 14). Даже от совсем юных бизнесменов в ходе интервью мы слышали о том, что становиться предпринимателями им приходилось вопреки, что на уровне школы и университета попытки заниматься предпринимательством не только не поощряются, но осложняют жизнь тем, кто их предпринимает. Без вмешательства в эту сферу вряд ли получится существенным образом повысить вовлечённость граждан в бизнес. Нужно заметить, что этот пункт вышел на первое место и в прошлом году при опросе действующих предпринимателей всех возрастов.

10-16.jpg

Однако и другие варианты ответа на тот же вопрос собрали немало голосов — например, развитие региональных конкурсов для предпринимателей (37%), развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей (34%). Чуть менее популярны предложения использовать акселерационные программы для бизнеса (26%), увеличить программы поддержки стартапов (24%), создавать публичные истории успеха бизнесменов (22%).

Отметим, что в наиболее юной возрастной группе респондентов на первое место вышел пункт «Развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей». А для группы 30–35 лет этот пункт имеет весьма слабую значимость, для них гораздо важнее становится развитие региональных конкурсов для предпринимателей — видимо, поскольку уже есть что предъявить.

Мы спросили респондентов, много ли примеров для подражания в сфере предпринимательства они знают в своем регионе. Более половины (54%) признают, что в регионе достаточное количество примеров для подражания — из них 30% уверены, что назовут с десяток имен, 24% просто говорят, что таких примеров очень много. Ещё около трети (32%) молодых предпринимателей ответили, что таких примеров лишь единицы. Это очень позитивные ответы. Для сравнения, в аудитории студентов-старшекурсников, которых мы опрашивали в рамках прошлогоднего исследования, доля тех, кто видит большой выбор региональных примеров для подражания в бизнесе, составляет около 21%. Это говорит о том, что того многообразия историй успеха, о котором говорят сами предприниматели, подавляющая часть молодёжи просто не видит.

Большинство молодых предпринимателей рассчитывают на то, что их собственные дети также будут вести свой бизнес — так ответили 86% участников опроса. В прошлогоднем опросе предпринимателей всех возрастов доля ответивших таким образом составила 71%. Вывод: в аудитории нового поколения в бизнесе сама идея предпринимательства пустила более глубокие корни.

Как использовать выводы исследования

Инсайты этого исследования можно превращать в продукты, ценностные предложения, программы поддержки, образовательные программы и даже институты развития. До сих пор у нас никто не фокусировался на работе с новым поколением в бизнесе, не заботился о том, чтобы изучать его специфические ценности и потребности. Возможно, не все они радуют, но в данном случае важнее понимание того, с чем к ним идти, если ставится цель превратить малый и средний бизнес в один из локомотивов роста российской экономики.

 

Методика Исследования «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе»

Цель исследования — изучить портрет (образ) современного российского молодого предпринимателя, особенности нового поколения в бизнесе по сравнению с предыдущим.

Социологические исследования, претендующие на репрезентативность, опираются на понимание объёма так называемой генеральной совокупности. В нашем случае нужно было понять, сколько в Ростовской области и Краснодарском крае молодых предпринимателей (в возрасте до 35 лет). Это, однако, оказалось нелегко, поскольку такой статистики не ведётся. Но мы знаем количество субъектов МСП, а также знаем по другим социсследованиям, что доля жителей региона в возрасте от 18 до 35 лет, определяющих свою профессиональную идентичность как «Предприниматель, руководитель коммерческой организации», составляет примерно 5%.

 Таким образом, можно посчитать, какой будет генеральная совокупность по Ростовской области и Краснодарскому краю, а значит, определить объёмы репрезентативной выборки.

Исходя из этих данных, выборка по Ростовской области должна была составить 140 респондентов, по Краснодарскому краю — 160. По факту в Ростовской области было опрошено 132 респондента, в Краснодарском крае 168 респондентов — погрешность невелика. Проведено также 35 интервью. Вся «полевая» часть работы пришлась на февраль-март 2020 года.

Исследование реализовано при поддержке банка «Центр-инвест» и компании Amway.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен