
Для реализации проекта специалисты уложили 330 тысяч тонн железобетона. // Фото: пресс-служба АО «Стройтрансгаз»
Поделиться
«Строительство Багаевского гидроузла начиналось в рамках комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры и сейчас завершается уже в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система», — напомнил он. — Это уникальное гидротехническое сооружение, в ходе возведения которого было произведено более 4 млн кубометров земляных работ, более 6 млн кубометров дноуглубления, уложено 330 тысяч тонн железобетона. Сейчас на объекте заканчивается пусконаладка. В июле мы будем готовы к запуску первой очереди Багаевского гидроузла – это шлюзы, плотина и рыбоходный канал».
Помимо этого, на левом берегу Дона завершено строительство жилья для будущих работников гидроузла. Возведено более 30 домов. В реализации проекта были заняты порядка 2 тысяч специалистов и около 180 единиц техники.
Цена росла, сроки сдвигались
Впервые о необходимости появления в низовьях Дона нового гидроузла заговорили еще в 2012 году. Тогда было сформировано техзадание на объект. Его строительство было обусловлено начавшимся обмелением главной водной артерии региона. По задумке, Багаевский гидроузел должен расширить необходимые габариты водного пути для полноценного осуществления речных перевозок, а также обеспечить жителей Ростовской области питьевой и технической водой. Заказчиком проекта выступило федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).Первые трудности с его реализацией начали возникать еще на стадии подготовительных работ. Так, выяснилось, что будущее строительство обернется подтоплением гораздо больших площадей, нежели это прогнозировалось ранее. Кроме этого, властям пришлось решать вопрос с владельцами частных земель, на территории которых должны была развернуться грандиозная стройка.
К 2016 году общая стоимость гидросооружения оценивалась в 22 млрд рублей. Под строительство гидроузла было зарезервировано около 6000 га земли. Предполагалось, что строительство гидроузла завершится в 2020 году. Но из-за затянувшегося решения возникших трудностей к работам приступили только в 2018 году. Позднее было частично пересмотрено финансирование проекта – деньги из федерального бюджета перенаправили на другие нужды. А сроки окончания строительства сдвинули на 2023 год. Однако реализовать проект снова не успели.

Поделиться
О необходимости появления в низовьях Дона нового гидроузла заговорили еще в 2012 году. // Фото: пресс-служба АО «Стройтрансгаз»
В 2023 году цена объекта выросла почти до 36 млрд рублей.
Возведением гидроузла занимается АО «Стройтрансгаз» из Москвы. На старте проекта столичная компания выполнила работы на подготовительном этапе, а затем стала генподрядчиком всей первой очереди объекта, выиграв повторный аукцион, объявленный Росморречфлотом. Первый тендер был признан несостоявшимся, так как желающих взяться за реализацию проекта тогда не нашлось.
К началу 2025 года подрядчик возвел на территории Багаевского гидроузла необходимые гидротехнические и сопутствующие сооружения, а также произвел углубление реки Дон до 4 метров в нижней ее части. Это должно обеспечить безопасное судоходство при эксплуатации объекта.
«Этот объект с большим нетерпением ждет вся отрасль морского и речного транспорта, — отметил заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, также посетивший стройплощадку в начале апреля. — Багаевский гидроузел позволит обеспечить необходимые осадки для судов. Это позволит эффективно эксплуатировать их и поддержит всю экономику отрасли».
Рыбные запасы не пострадают?
На протяжении всех этапов возведения гидроузла не утихают споры относительно экологических последствий строительства и будущей эксплуатации объекта. Так, по мнению природоохранных активистов появление сооружения скажется на сокращении рыбных запасов. А жители близлежащего к Багаевскому гидроузлу хутора Арпачин не раз высказывали опасения в связи с возможным затоплением домов и придомовых территорий.«Постоянные переносы сроков завершения работ, на мой взгляд, могут свидетельствовать о неполной или недостаточной подготовке проекта на стадии не только его экономического, но и экологического обоснования, — делится мнением с «Экспертом Юг» директор компании «Ростинпром» Евгений Крашенников. — В частности, при реализации таких проектов важно кропотливо проработать вопрос о нересте редких видов рыб. И если какие-то моменты, влияющие на ход работ, выясняются только в ходе строительства, это говорит о допущенных ошибках и упущениях при разработке проекта».

Поделиться
Некоторые эксперты по-прежнему считают, что появление грандиозного сооружения приведет к сокращению рыбных запасов. // Фото: пресс-служба АО «Стройтрансгаз»
В свою очередь в АО «Стройтрансгаз» заявляют, что будущий объект создаст благоприятные условия для развития рыбного хозяйства региона.
«В состав рыбохозяйственных сооружений Багаевского гидроузла входят рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, расположенный на правом берегу реки Дон, которые позволят увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб», — резюмируют представители компании-подрядчика.