98 102 13

Сливки снимут те, кто продаёт впечатления: отельеры Юга подводят итоги и делают прогнозы на 2025 год

333
11 минут

Пока Красная Поляна сообщает о стопроцентной загрузке в пиковые даты, отели Сочи смотрят за рубеж, а также ищут спасения в корпоративных мероприятиях и коротких турах. Крыму, несмотря на рост турпотока, сложно справиться с логистическими проблемами, а Кавминводы готовятся к наплыву гостей, разочарованных Черноморским побережьем.

Сливки снимут те, кто продаёт впечатления: отельеры Юга подводят итоги и делают прогнозы на 2025 год

В горах Сочи выпало достаточно снега, чтобы начать горнолыжный сезон вовремя. Фото: Новости и Смыслы
Поделиться
Предварительные итоги зимнего сезона 2024/2025 на южных курортах России противоречивы. Горный кластер бьёт очередные рекорды загрузки, тогда как прибрежные отели сталкиваются с небольшим, но падением спроса. Об этом говорили на онлайн-эфире Ассоциации Отельеров АМОС, посвященному открытию делового сезона HoReCa.

По мнению игроков отрасли, экономика впечатлений, активность внутренних туристов и первые шаги на арабском рынке — вот главные тренды, которые определят перспективы межсезонья и лета.

Теплая зима греет продажи, цены — охлаждают

Нынешняя зима во всей России выдалась теплой. В Сочи, например, дневная температура в декабре и январе практически не опускалась ниже 10 градусов тепла. Тем не менее, в горах выпало достаточно снега, чтобы начать горнолыжный сезон вовремя и даже раньше, чем в прошлом году. Оба фактора подогрели продажи: брони отелей вместе со стоимостью проживания продолжают расти. Однако не у всех: в ряде случаев рост цен на проживание в совокупности с повышением стоимости билетов действует на клиентов охлаждающе.

«Новогодние праздники прошли хорошо, а вот середина января разнопланово — ряд отелей показывает хорошую загрузку, ряд других участников рынка загружен ниже ожиданий. Ключевая причина — высокие цены и на отели, и на авиаперелет», — рассказал о своих наблюдениях председатель экспертного совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
На эту тему
Отдых на юге за год подорожал на треть, но турпоток продолжает расти
Поделиться

Это мнение подтвердил директор управляющей компании «Прованс» Сергей Тыщенко. В управлении компании находится 14 объектов как в горах Сочи, так и на морском побережье.

«Старт зимнего сезона 2024/2025 в Красной Поляне выглядит лучше, чем в прошлом году. Горнолыжные трассы открылись раньше, и это позволило повысить динамику продаж. Подтверждение тому — высокая загрузка наших отелей сети by Provence: на новогодние праздники они были забронированы на 85-90%, а в пиковые даты достигли 100% заполняемости. Кроме того, видим возросшую долю туристов-горнолыжников и по косвенным признакам: спрос на аренду мест хранения инвентаря и на трансфер до подъемников».

Тыщенко.jpg
Поделиться
Сергей Тыщенко: «Старт зимнего сезона 2024/2025 в Красной Поляне выглядит лучше, чем в прошлом году». Фото из соцсетей эксперта

По словам топ-менеджера, январь завершается с хорошей загрузкой и ростом стоимости проживания до 20% от прошлого года, а вот в феврале и марте заметна тенденция к небольшому снижению объема бронирования, за исключением высококачественных объектов размещения с развитой инфраструктурой. При этом рост цены год к году в этом периоде более умеренный.

«В прибрежном кластере сохраняется спад спроса после новогодних праздников, особенно на сегмент 3* — возможно, из-за увеличения аналогичного предложения на рынке Сочи. На межсезонье активно заходят MICE-запросы, позволяющие увеличивать выручку за счёт дополнительных услуг. В целом наблюдаем спрос на более короткие туры, что соответствует современному тренду на частые, но короткие путешествия», — подытожил Сергей Тыщенко.

Как рассказал генеральный менеджер отелей Golden Tulip & Tulip Inn Rosa Khutor Владимир Шуванов, зимний сезон на курорте «Роза Хутор» начался успешно и в срок, при этом загрузка января в среднем на 15 пунктов выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

«Многие гости в этом году приехали к нам впервые. Из особенностей — сокращение окна бронирования, многие гости бронируют за неделю и даже за один день до заезда. Март тоже обещает быть успешным, на последней неделе месяца ожидаем фестиваль New Star Camp, который популярен среди гостей», — считает Шуванов.

Шуванов1.jpg
Поделиться
Владимир Шуванов: «Из особенностей — сокращение окна бронирования». Фото из соцсетей эксперта

Оптимистичен и Антон Бодокия, сооснователь и управляющий партнер компании «Adamand Resort», в управлении которой находятся апарт-отели в центре Сочи и на Красной Поляне:

«Зимний сезон 2024/2025 демонстрирует уверенный рост ключевых показателей по сравнению с прошлым годом. Несмотря на меньшее количество снега на Красной Поляне, загрузка и доходность наших объектов значительно выросли. Так, загрузка нашего отеля в прибрежной зоне в декабре этого сезона по сравнению с прошлым увеличилась в два раза, а доходность выросла на 86%. В отеле горнолыжного кластера нам удалось улучшить и без того высокие показатели прошлого зимнего сезона: количество проданных номероночей в декабре увеличилось на 34%, а доходность выросла на 71%.

На февраль Антон Бодокия смотрит с надеждой — традиционно этот период становится пиковым для горнолыжного отдыха, и турпоток будет расти.

От центральной России до арабских стран

Среди туристов, посещающих курорты юга России, абсолютно доминируют соотечественники. Как сообщал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, по итогам 2024 года россияне совершили более 92 млн внутренних поездок — имеется не только Юг, но и вся страна. Из них более 20 млн человек посетило Краснодарский край — об этом рассказало региональное министерство курортов.

В то же время иностранных туристов в январе-ноябре 2024 года в России побывало порядка 4 млн, это на 40% больше, чем за аналогичный период 2023 года, утверждает Минэкономразвития РФ. Так как самые популярные направления у иностранцев — Москва, Санкт-Петербург и Казань, нетрудно сделать вывод, что процент зарубежных гостей в южном турпотоке совсем невелик.
На эту тему
Рейсы из Бахрейна и отель Muslim Friendly: Сочи принимает восточных гостей
Поделиться

«В топ стран по количеству иностранных гостей сети Cosmos на черноморском побережье на новогодние праздники входят Китай, Беларусь, Израиль, Армения, Индонезия, Румыния, Казахстан, Турция, — говорит вице-президент Cosmos Hotel Group Ольга Акимова. — В целом же в период новогодних праздников мы зафиксировали рост числа туристов и рост загрузки нашего черноморского кластера, а это более 700 номеров. С 31 декабря по 7 января загрузка наших отелей в среднем составила почти 60%, а в некоторые праздничные дни превышала 80%».

Ориентируясь на местного туриста, многие отели разрабатывают специальные программы для жителей соседних регионов.

Заплетина Амос.jpg
Поделиться
Елена Заплётина: «Хочу пожелать более активно работать с международными коллегами». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

«Зимний сезон 2024-2025 в Сочи стартовал ярко. По сравнению с предыдущими годами, наблюдался рост числа гостей, что связано с увеличением числа туристов из центральной части России. А также гостей из ЮФО, так как почти в каждом отеле Сочи есть специальные выгодные условия для их размещения, — подчеркнула Маргарита Зейтунян, начальник отдела продаж Sea Galaxy Hotel Congress & Spa. — Наблюдается увеличение цен на гостиничные услуги в сравнении с прошлыми сезонами, это связано с высоким спросом и нововведением — туристическим налогом. Кроме того, наши южные отели стали пользоваться большой популярностью в сегменте MICE-туризма как единая площадка для проведения конференций, семинаров и одновременного размещения гостей в номерах».

При этом интерес к международному туризму сохраняется, и наиболее перспективным для себя отельеры видят рынок арабских стран, с рядом которых у Сочи уже есть налаженные отношения. По данным администрации Краснодарского края, летом 2024 года на курорте побывали более трех тысяч арабских туристов — в основном, из Бахрейна, Омана, Саудовской Аравии, Кувейта.

«В 2024 году только 1−2% коллег из индустрии гостеприимства отправляли кого-то из сотрудников в дружественные страны для обмена опытом. И только 5% привлекали экспатов в качестве консультантов, чтобы освоить рынки стран BRICS, — сказала Елена Заплётина, руководитель гостиничного департамента «Мантера-групп». — Процент маленький, а потенциал большой. В арабских странах очень жаркое лето, и они рады приезжать к нам в Краснодарский край, где более комфортный климат. Поэтому я хочу пожелать более активно работать с международными коллегами».

Крым на росте, но до рекорда далеко

Турпоток 2024 года в Крыму, по данным республиканского министерства курортов, составил 6 млн 60 тыс. туристов, что на 16% выше, чем в 2023 году. Однако надо понимать, что это эффект низкой базы. До максимума 2021 года, когда Крым посетило 9,5 млн человек, ещё далеко. Тем не менее, отельеры говорят об успешном завершении года и с оптимизмом смотрят в межсезонье.

«Средняя годовая загрузка за 2024 год составила 75%. Доходность сумасшедшая — не могу привести цифры по этическим соображениям, но поверьте, все показатели достигнуты, — поделился успехами Алексей Копылов, коммерческий директор санатория «Полтава Крым», расположенного в городе Саки близ Евпатории. — Доля собственных продаж составляет 96%, из них 15% приходится на сайт. Мы внедрили динамическое ценообразование и первый год прошли без скидок, с нулевыми потерями».
На эту тему
Абсолютная свобода творчества: как работают коммунальные винодельни Крыма
Поделиться

Тенденция к росту просматривается и на восточном побережье полуострова, а именно в Феодосии. Екатерина Мильчинская, руководитель курортного кластера управляющей компании UPRO Group из Санкт-Петербурга, рассказала о своём видении перспектив развития нового объекта компании — отеля «Алые паруса» в Феодосии.

«Крым превращается в стабильный круглогодичный курорт: обороты по межсезонью растут на 20−30%, — отмечает Екатерина. — Феодосия, как и весь восточный берег Крыма, на мой взгляд, недооцененный регион. Поэтому перед нами стоит амбициозная задача — сделать свой вклад в развитие и узнаваемость именно этого региона. Например, в пяти минутах от нас находится отреставрированная галерея Айвазовского. В Феодосии жили Цветаева, Грин, Маяковский. С помощью маркетинга можно распаковать культурный код этого региона и открыть его для гостей. Кроме того, наша задача — сменить целевую аудиторию. Мы в своих проектах всегда активно работаем с семейной аудиторией, а в Феодосии её пока недостаёт, Поэтому планируем развивать инфраструктуру для детей плюс wellness для взрослых».

Мильчинская.jpg
Поделиться
Екатерина Мильчинская: «Крым превращается в стабильный круглогодичный курорт». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

Главной и нерешаемой на уровне отелей и туроператоров проблемой является логистика. Открытия аэропорта пока не предвидится, поэтому в 2024 году 74% туристов прибыло на автомобилях и автобусах, а 26% — на поездах.

«Отели Крыма делают всё возможное, вплоть до того, что привозят туристов с материка собственными автобусами. Например, мы забираем туристов в Краснодаре. Знаю, что так делают и “Мрия”, и “Ялта Интурист”, и другие», — заметил Алексей Копылов.

Тренд на экономику впечатлений

Ставропольский край в 2024 году принял 9,5 млн туристов — как Крым в лучшие свои времена. По мнению игроков рынка, число туристов в этом году может вырасти ещё — в том числе за счёт тех туристов, которые не рискнут ехать в Анапу и на другие курорты Черного моря из-за аварии в Керченском проливе.

«Мы готовимся к тому, что нагрузка на Кавказские Минеральные Воды будет выше, чем мы привыкли, — отметила Наталья Барабанова, генеральный директор отеля «Ария» в Кисловодске. — Главное, чтобы это не вылилось в обыкновенное поднятие цен, чтобы урвать сегодня и сейчас. Хотя, наверное, будет в том числе и такое».
На эту тему
«Быстрая рыба» проглотит «медленную»: гостиничные тренды 2025 года
Поделиться

По словам Натальи Барабановой, декабрь в Кавминводах был одним из самых спокойных за последние пять лет — людей на курорте наблюдалось существенно меньше, чем обычно. В январе уже ощущается оживление, а в межсезонье ожидается рост.

Если говорить конкретно о четырёхзвёздочной «Арии», то она, по утверждению директора, скорее похожа на городской бизнес-отель, чем на курортный объект — в нём нет лечебного отделения, нет спа. Поэтому основной способ привлечь посетителей — создать впечатления:

«Мы располагаем ограниченным набором инструментов для того, чтобы гости приезжали к нам снова и снова. Приходится придумывать, чем их удивлять. Мы прилагаем массу усилий для того, чтобы создать ощущение комфорта, стараемся окружать их тем самым кавказским гостеприимством, которое люди и хотят здесь получить. Без ложной скромности могу сказать, что повторов огромное количество».

Такой подход соответствует тренду на экономику впечатлений в сфере туризма, который отметила представитель «Мантера-групп» Елена Заплётина.

«За последние три года работы в Сочи, куда раньше ехали исключительно на пляжный отдых, я вижу формирование нового архетипа путешественника, — рассказала Елена. — Идёт запрос на аутентичность, локальную гастрономию и формирование ценностных предложений независимо от звёздности объекта. А что гость получит, помимо койко-места и пляжа? Отели с креативным подходом к формированию такого ценностного предложения, безусловно, будут снимать сливки с рынка».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .