
Поделиться
В случае с Северным Кавказом долгое время продолжавшаяся там деиндустриализация, сильно усугубленная военными действиями, нанесла громадный удар по экономической культуре региона. Процесс возрождения промышленности, который в России в целом пришёлся на период после 1998 года, на Кавказе, за редким исключением, начался совсем недавно. За как минимум пятнадцать лет провала были потеряны технологии, квалифицированные кадры и даже сама привычка к восьмичасовому рабочему дню. Глава владикавказского предприятия «Баспик» Сослан Кулов прямо нам говорит, что развал кавказской электронной промышленности, к которой принадлежало около 60 предприятий, привёл к маргинализации существенной части населения и ухудшению криминогенной обстановки. Системных мер по диверсификации экономики, которые Россия с разной степенью эффективности использовала на отдельных своих депрессивных территориях, постсоветский Северный Кавказ никогда не знал.
Этот контекст, кажется, предопределяет рабочую стратегию в регионе. В первую очередь, нужно помочь тем, кто выжил и тем более — эффективно работает. Вторая логичная задача — появление нового поколения современных проектов.
Появление СКФО ознаменовалось рождением амбициозной экономической стратегии, которая предполагала сосредоточение на второй задаче — список потенциальных новых проектов был утверждён. Общий план мог оказаться успешным, если предусмотренные механизмы финансирования этих проектов — госгарантии — заработали бы. Но до получения денег дошла только небольшая часть предприятий. За время ожиданий работа с региональными лидерами бизнеса если и велась, то была незаметной. Их влияние на экономическую политику минимально. Федеральные структуры делают запросы в регионы, местные министерства запрашивают у компаний некие справки, на предприятия, как на Луну, высаживаются разного рода десанты… Но настоящего контакта нет. Луна остаётся Луной, её изучают в телескопы.
Самое правильное в идее импортозамещения — начать работать с очевидными неиспользуемыми ресурсами региона. Иными словами, начать с начала. Никто не говорит, что нужно отказываться от реализации новых проектов, но если регион хочет расти, он должен обратить внимание на бизнес, который способен обеспечить рост. И затем — предложить ему действующие механизмы. В случае с работающими предприятиями перечень потенциальных механизмов в принципе расширяется. Иногда достаточно координации и разбора сложных ситуаций — для этого нужна была влиятельная специальная региональная комиссия по импортозамещению, которая могла бы работать напрямую с менеджментом предприятий. Сейчас же пока ситуация на стадии списков тех, кому надо помогать, и многих достойных в этих списках нет. Но ещё не поздно превратить бумагу в действующий инструмент.