Ваш город: ,
85 91 12

Снижение тарифов на замену речевых процессоров: кому выгодна экономия?

373
2 минуты

С 1 января 2025 года в России действует новая программа госгарантий бесплатной медицинской помощи, сократившая тарифы ОМС на замену речевых процессоров кохлеарных имплантов на 15–23%. Тарификация, основанная на усреднённых расчётах, оставляет за рамками пациентов, чьё оборудование дороже установленного лимита. Дмитрий Бочкарёв, сооснователь и руководитель сети клиник сурдологии и слухоречевой реабилитации «МастерСлух», уверен, что необходим пересмотр тарифов.

Снижение тарифов на замену речевых процессоров: кому выгодна экономия?

Фото: «МастерСлух»
Поделиться

Тарифы невыгодны всем

Крупные федеральные клиники могут компенсировать убытки за счёт других направлений, но не могут закупать процессоры по цене выше установленной. В регионах услуга становится экономически несостоятельной.

«Теоретически новая система тарификации выстроена логично. Однако она не отвечает на главный вопрос: что делать пациентам, чьи речевые процессоры стоят дороже», — комментирует Дмитрий Бочкарёв.

Похожая ситуация уже была. Пользователи кохлеарных имплантов французского бренда Neurelec столкнулись с невозможностью замены процессоров, так как их перестали поставлять в Россию. Сегодня под угрозой могут оказаться и другие пациенты, чьи устройства не вписываются в тариф.

«Даже федеральные клиники не смогут закупать процессоры дороже, чем им компенсирует государство. Либо они ищут способы „перекрыть“ разницу за счёт других услуг, либо — пациентам придётся подстраиваться под систему?» — задаётся вопросом Бочкарев.

Расчет и реальность

ФФОМС утверждает, что средняя стоимость процессора составляет 700 тысяч рублей, на основе чего установлены тарифы: 701 884,26 рубля в дневном и 706 642,64 рубля в круглосуточном стационаре.

Эти суммы должны включать не только стоимость процессора, но и сопутствующие расходы — оплату труда специалистов, коммунальные платежи, налоги и закупку расходных материалов.

Однако в 2025 году закупочные цены варьируются от 705 тысяч до 720 тысяч рублей, и как минимум три мировых производителя не укладываются в этот лимит.

«Клиники оказываются в ситуации, когда после покупки процессора у них остаётся менее семи тысяч рублей на оплату самой медицинской услуги. Средняя почасовая ставка врачей при этом составляет 153 рубля. Как можно говорить о качестве реабилитации в таких условиях?» — комментирует Дмитрий Бочкарёв.

Ещё один момент — в расчётах не учтён фактор инфляции, что ведёт к дальнейшему удешевлению тарифа в реальном выражении.

Что дальше?

«Есть два сценария. Снижение тарифов — это либо ошибка в расчётах, либо управленческое решение, направленное на укрупнение медицинских кластеров», — говорит Бочкарёв.

Если цель государства — доступность медицинской помощи для всех категорий пациентов, то необходимы пересмотр тарифов и возврат их к уровню 2024 года. Если нет, то ни о каком региональном развитии реабилитации в новых условиях речь не идёт.

Ещё один вариант — выделение стоимости речевого процессора в отдельную статью расходов. Это исключит влияние цен на комплектующие и позволит клиникам работать с разными производителями, не ориентируясь на усреднённый тариф.

Коррекция тарифов — не вопрос экономии, а инструмент сохранения доступной слухоречевой реабилитации не только для тех, кто может её себе позволить за счёт собственных средств.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .