98 105 14

Современному бизнесу роботы не особо нужны: эксперты Юга о борьбе со спам-звонками

3100
5 минут

Совет Федерации поддержал закон о введении штрафов до 1 млн рублей за спам-звонки, а также одобрил меры по ужесточению наказания за рекламу кредитов с нарушением законодательства РФ. Эксперты уверены: обзвоны потеряли свою актуальность, как инструмент для бизнеса, а применение в этом случае роботов стало раздражающим фактором для потребителей. Инициативу законодателей собеседники поддерживают, но считают, что решение проблемы требует комплексного подхода и более жесткого наказания.

Современному бизнесу роботы не особо нужны: эксперты Юга о борьбе со спам-звонками

Применение роботов для обзвонов стало раздражающим фактором для потребителей. // Иллюстрация: UniversusGPT
Поделиться
В 2023 году россияне столкнулись с настоящей спам-атакой: за первое полугодие им поступило около 3,8 млрд подобных вызовов, что в 2,5 раза больше показателей, зафиксированных годом ранее. Такие данные приводят «Известия».

Жертвами спам-звонков становятся преимущественно жители городов-миллионников. Хотя малые города и небольшие населенные пункты этот “тренд” также не обошел стороной. Эксперты считают, что обзвоны сами по себе уже являются раздражающим фактором, а применение роботов только усиливает этот эффект.

Внимание на проблему обратили законодатели. На прошлой неделе Совет Федерации одобрил закон о введении штрафов за спам-звонки, а также об ужесточении штрафов за рекламу кредитов с нарушением законодательства.

Распространение рекламы при помощи спам-звонков, согласно проекту, подразумевает наказание в виде штрафа: рядовых граждан – в размере от 10 до 20 тыс. рублей, должностных лиц – от 20 до 100 тыс. рублей, юрлиц – от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Кроме того, ужесточается ответственность для кредитных организаций и МФО. Если они в рекламе не будут озвучивать полную стоимость потребительского кредита, то для их сотрудников предусмотрен штраф в размере от 40 до 100 тыс. рублей, а для самих юридических лиц – от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.

Собеседники «Эксперта Юг» поделились своими мнениями относительно того, почему спам-звонки, особенно с помощью роботов, перестали быть эффективным инструментом на службе бизнеса, и почему в озвученный законопроект в скором времени будут вносить новые поправки.

Ильяченко.jpg
Поделиться

Александр Ильяшенко отмечает, что роботы вызывают негативные реакции со стороны потребителя

«Полноценный бизнес отказался от обзвонов с помощью роботов»

Александр Ильяшенко - генеральный директор маркетинговой компании Фэйском

Обзвоны с использованием роботов существенно потеряли свою эффективность как маркетингового инструмента. Сегодня это очень дешевый канал коммуникации с потребителями, поэтому его по-прежнему продолжают использовать те компании, которые хотят сильно сэкономить. При этом мы все, как потребители, ненавидим, когда нам поступают такие звонки.

Стоит обратить внимание, что принятые решения затрагивают не только ситуацию со спам-звонками, но и недобросовестную рекламу кредитов. В этом случае такие меры являются актуальными и значимыми.

Я, как руководитель маркетинговой компании, могу с уверенностью сказать, что современному бизнесу эти роботы не особо нужны. Все прекрасно понимают, что они вызывают негативные реакции со стороны потребителя, и избавиться от полученного негативного эффекта для имиджа компании потом будет сложно. Поэтому полноценный бизнес давно от этого канала отказался. При этом, потеря этого рекламного инструмента для современного бизнеса незначительна.

Лично меня смущает, что в этом законе существуют некие обходные пути, текущая формулировка довольно абстрактна. Из-за этого пока могут возникнуть сложности. Со временем, думаю, мы все привыкнем и разберемся. Кто-то, безусловно, понесет определенные наказания, а
кто-то, возможно, оптимизирует свои рабочие процессы, но объем спам-звонков должен точно уменьшится.

Дяченко.jpg
Поделиться
Александр Дяченко уверен, что базой для обзвона можно пользоваться гораздо экологичнее. // Фото предоставлено экспертом

«Эта ниша сейчас монетизирована со всех сторон»
Александр Дяченко - бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность»

Я полностью поддерживаю это решение, поскольку в последние годы телефон, без контроля надзорных органов, практически постоянно подвергается атакам в виде непрерывных спам-звонков. Особенно с этим сталкиваются предприниматели и те, кто по какой-то причине размещает свои номера в открытых источниках. В связи с этим возникает желание, чтобы меры были не просто введены, а максимально ужесточены.

Как известно, сегодня есть call-центры, которые по заказу различных компаний занимаются обзвонами. Хочется, чтобы к ответственности привлекали и эти центры, и их заказчиков.

Единственное, возникают опасения, что такие меры могут быть в дальнейшем использованы и для подставы, когда звонки якобы будут поступать от компаний, а на самом деле - например, от их конкурентов. Интересно, как это будет отслеживаться в дальнейшем.

Обзвоны, конечно, приносят результат, если этот канал используют эффективно в сервисе, когда клиент дал согласие на такое взаимодействие. Если ты уже находишься в рамках обслуживания какого-либо бизнеса, тебя могут уведомить о новых поступлениях или позвонить для уточнения деталей в рамках предоставления услуг.
На эту тему
Белый или инфоцыганский: эксперты о дальнейшей судьбе инфобизнеса в России
Поделиться

Если человек не оставлял свои контакты, а ему поступают навязчивые звонки, эффективность такого инструмента крайне мала. Сегодня существуют сервисы, которые ставят на сайт специальный код, который позволяет отлавливать контакты людей, которые заходили на сайт компании. С этим я бы тоже рекомендовал серьезно бороться, поскольку посещение сайта не означает, что ты даешь согласие на звонки в дальнейшем.

В целом эта ниша сейчас монетизирована со всех сторон. Чаще всего такие инструменты используют в банковском сегменте, в недвижимости, а также в медицинских центрах, в юридической сфере, в индустрии красоты и т.д. Бизнесы в этих направлениях зачастую приобретают базу для обзвона. Еще хуже, когда для этого задействуют роботов с их важными предложениями.

При этом такой базой можно пользоваться “гораздо экологичнее” - получив к ней доступ, использовать эту аудиторию для таргетированной рекламы. При этом ты попадаешь на глаза человеку в социальных сетях, но не нарушаешь его личные границы.

Гребенников.jpg
Поделиться

Роман Гребенников уверен, что за спам-звонки и навязывание микрокредитов стоит привлекать к уголовной ответственности. // Фото предоставлено экспертом

«Одни лишь штрафы не остановят недобросовестных представителей бизнеса»

Роман Гребенников - гендиректор юридической фирмы «Спартак»

На мой взгляд, ужесточение наказания за подобные деяния должно подразумевать не только административную, но и уголовную ответственность. При систематическом нарушении федерального законодательства, особенно когда речь идет о навязывании микрокредитов, меры должны быть соответствующими - чем строже, тем лучше.

Более того, как мы знаем, базы данных просто сливаются в руки недобросовестных рекламодателей и их заказчиков - так называемых псевдокоммерсантов.

Я думаю, что Федеральное Собрание своевременно приняло такое решение. Но я уверен, что спустя полгода после принятия в этот законопроект будут внесены новые поправки, поскольку одни лишь штрафы не остановят недобросовестных представителей бизнеса.

К ответственности стоит привлекать не только различные рекламные конторы и их заказчиков, но и сотовых операторов, которые не принимают должные меры в плане блокировки подозрительных номеров.
0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .