В ЮФО компания открыла 273 новые точки, в СКФО — 107. Это магазины в формате «у дома», «Магнит Косметик», дискаунтеры «Моя Цена» и фирменные аптеки. Больше всего магазинов открыто в Краснодарском крае, откуда «Магнит» родом.
Присутствие федеральных сетей на Северном Кавказе аналитики оценивают, как низкое. Эксперты отмечают, что культура потребления в республиках СКФО не похожа на другие регионы Юга России. Ритейлеры не всегда это учитывают и совершают ошибки.
Суперсторы и киоски: новые форматы
«Магнит» делает ставку на мультиформатную модель, стараясь закрывать как можно больше покупательских миссий, отмечают в пресс-службе ритейлера.Одним из ключевых событий на Юге в минувшем году стал запуск в Краснодаре суперстора «Магнит Экстра» площадью более 3 тыс. кв. м. Как рассказали в компании, это формат «компактного городского гипермаркета, удобного как для крупных закупок впрок, так и для повседневных покупок».
Поделиться
Суперстор «Магнита» в Краснодаре, дизайн-концепция магазина посвящена теме путешествий Фото: magnit.comНа Северном Кавказе запускаются в основном торговые точки формата «у дома». Три года назад компания открыла первые магазины в Дагестане, сейчас там работает сеть более чем из 50 объектов разных форматов. В компании отметили, что продолжат активное развитие в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и других субъектах, включая южный округ.
«Юг и Северный Кавказ – одни из стратегических регионов для развития компании. Безусловно, они обладают большим потенциалом, а мы всегда идем туда, где есть покупатель и потребность в современных качественных магазинах, — сообщили в пресс-службе «Магнита».
Доля «магазинов у дома» в розничных продажах сети составляет около 70%. В 2024 году ритейлер планирует открыть в Волгограде и Ставрополе первые магазины «у дома плюс».
«Это формат, объединяющий преимущества супермаркетов (увеличенный ассортимент, большая площадь, дополнительные сервисы) с доступными ценами магазинов «у дома», — рассказали в пресс-службе.
Продолжится эксперимент с ультрамалыми форматами магазинов шаговой доступности. В 2021 «Магнит» запустил в Краснодарском крае тестирование киосков «Магнит GO». Акцент в магазине сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса. Киоски открываются в местах с высоким трафиком – вблизи офисов, учебных заведений, спортивных объектов, транспортных узлов и на пешеходных улицах. Особенность формата – большое количество покупателей и небольшой размер среднего чека.
Поделиться
Киоск «Магнит GO» Фото: magnit.comВ компании отметили, что на фоне рационализации потребления продолжат развивать и формат дискаунтеров. Можно ждать появления на Юге сети «жестких» дискаунтеров «Магнита» В1 («Первый выбор»). До недавнего времени эта сеть развивалась только в Москве и Московской области. Анонсировано, что в этом году В1 выйдет в новые регионы. В какие именно, пока не уточняется. Сейчас в ЮФО и СКФО работают 170 «мягких» дискаунтеров «Магнита» «Моя Цена».
Большие планы у компании и на развитие онлайн-коммерции. В конце прошлого года ритейлер приобрел крупнейший в России региональный маркетплейс KazanExpress и в этом году запустит на его основе собственную торговую площадку «Магнит Маркет». Компания планирует кратно нарастить число пунктов выдачи заказов за счет их открытия в «Магнитах» разных форматов.
Федералы не учитывают особенности регионов, в том числе Северного Кавказа
Несмотря на огромные ресурсы и масштабные планы, развитие крупного ритейла на Северного Кавказе происходит небыстро, подчеркивают аналитики. Федеральные игроки недостаточно анализируют специфику потребления в отдельных регионах, считает независимый эксперт по ритейлу, учредитель отраслевого издания «Продукт Медиа» Михаил Лачугин:«У многих сетей совершенно отсутствует аналитика на местах. Открываются торговые точки, выполняются планы, но при этом никто не анализирует, что люди покупают, в каком количестве, каким магазинам отдают предпочтение. Например, у «Магнита» наиболее сильные позиции на Юге, потому что эта сеть из Краснодарского края. Магнит там любят. В Ленинградской области и Петербурге исторически больше любят «Пятёрочку», она родом из Петербурга».
Отсутствие аналитики в регионах приводит к серьезным ошибкам, отмечает эксперт. Один из примеров — развитие федеральных сетей на Северном Кавказе. Сегодня их присутствие там оценивается, как низкое. Культура потребления в республиках СКФО не похожа на другие регионы Юга России и ритейлеры не всегда это учитывают.
«Я сам родился в Грозном. Жители Северного Кавказа не привыкли приобретать кулинарию, молочную продукцию и овощи в супермаркетах. Они идут за этим на рынок и покупают там свежие домашние продукты или готовят сами. В магазины ходят за бакалейной группой, конфетами и хозтоварами. Федеральные сети не учитывают эту специфику и, насколько мне известно, дела в СКФО у них идут не очень. Чтобы подсадить этот регион на унифицированные продукты торговых сетей потребуется много лет. Для этого нужно долго и кропотливо развивать и предлагать другую культуру потребления. «Лента» первой из крупных федеральных ритейлеров открыла гипермаркет в Грозном в 2016 году. Им приходилось несколько раз пересматривать свой ассортимент. Сети должны быть готовы, что первые годы магазины могут абсолютно не оправдать изначальных ожиданий», — говорит Михаил Лачугин.
Поделиться
Открытие первого магазина «Магнит» в Дагестане в 2021 году Фото: magnit.comРазвитие сетей на Северном Кавказе — это вопрос административного решения, считает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
«В подавляющем большинстве власти контролируют торговлю, поэтому там практически не представлены федеральные сети, а в некоторых случаях представлены копии федеральных сетей».
Поделиться
Копия «Пятерочки» в Дагестане Фото: dzen.ru («Путешествия со смыслом»)Магазины у дома забирают траффик гипермаркетов
Опрошенные «Экспертом Юг» аналитики сходятся во мнении, что гипермаркеты чувствуют себя плохо. Потребители не хотят тратить много времени на покупки и ездить в магазины большого формата. Тем, кто живет в одиночку, крупные покупки не нужны, говорит Иван Федяков:«Атомизация российского общества приводит нас к тому, что гипермаркеты становятся все менее и менее востребованы. Пик их развития был достигнут лет пять назад. С этого момента мы видим сокращение и последовательное закрытие гипермаркетов в России».
Продажи и выручка гипермаркетов падают, в связи с чем наметилась тенденция их переформатирования, отмечает Михаил Лачугин. Ритейлеры сокращают площади гипермаркетов, добавляют туда центры обработки и сбора онлайн-заказов, зоны для курьеров. Встречаются попытки создать из гипермаркетов общественные пространства, где человек помимо покупок, может провести время, посидеть в кафе, поработать за ноутбуком, сдать вещи в химчистку.
«Ритейлеры расширяют зоны кафе в гипермаркетах. Это видно на примере «Магнита», «Ленты» и других игроков. Но из-за неправильного выбора локаций такие эксперименты не всегда приводят к желаемым результатам, — рассказывает Михаил Лачугин. — Мне приходилось видеть, как суперсовременные магазины открываются в районах старой советской застройки, где преобладают жители пенсионного возраста. Им в меньшей степени нужны кофемашины с самообслуживанием и столики с розеткой и Wi-Fi. Нужно анализировать, где открывать такие магазины. Есть районы, где этот формат зайдет, а есть места, где в кафе собирается маргинальная публика, а вовсе не те, кто готов оставлять там деньги и работать за ноутбуком».
Поделиться
«Магнит» со столиками, зарядками и Wi-Fi Фото: magnit.comОдним из востребованных форматов эксперты называют дискаунтеры, растущие на фоне снижения покупательской способности населения. Федеральные игроки, наблюдая за успехом «Светофора», «Маяка» и «Доброцена», тоже пытаются зайти на рынок магазинов низких цен. Результаты получаются противоречивыми.
«Я захожу в дискаунтер «Моя цена» и вижу там тот же самый ассортимент «Магнита» у дома, просто урезанный. В каждой из категорий оставлены наиболее дешевые позиции. Это называют магазином низких цен, но это немного лукавство. «Первый выбор» — проект противоречивый, потому что неясно, должна ли быть в жёстких дискаунтерах готовая еда и свежая выпечка. Кажется, что в ультражесткий формат хотят собрать все концепции», — говорит Михаил Лачугин.
Поделиться
Дискаунтер В1 («Первый выбор») Фото: magnit.comПонадобится еще несколько лет, чтобы научиться работать в формате дискаунтера и найти баланс между низкими ценами и качеством, добавляет эксперт:
«Можно положить на полку колбасу за 25 рублей, но будут ли это покупать люди — большой вопрос. Как выясняется, не всегда даже те, у кого совсем нет финансовых возможностей, делают выбор в пользу таких товаров. Они предпочитают иной раз ничего не купить».
Основной доход «Магниту» и многим другим ритейлерам сегодня приносят классические магазины у дома. Другие форматы могут быть эффективны, но пока далеки от массового внедрения, уверен Максим Лачугин:
«Магазины у дома будут оставаться основой. Тестирование новых форматов «Магнитом» — это желание инвестировать средства в новые направления, попытка успеть за трендами рынка и не отставать от конкурентов».
Иван Федяков считает, что «Магнит» сейчас вынужден искать новые форматы, подходящие для потребителей, поскольку конкуренция на рынке классических магазинов у дома слишком остра:
«С одной стороны, жесткую конкуренцию создает «Пятёрочка», которая сильна в своем формате магазинов у дома, с другой стороны, «Красное и белое» оттянуло существенную часть потребителей, которые шли в «Магнит» за алкоголем».
Конкуренцию «Магнит» может выиграть за счет развития собственного маркетплейса на базе KazanExpress. При имеющейся инфраструктуре у «Магнита» есть все шансы попробовать стать одним из заметных игроков на рынке электронной торговли, говорит Михаил Лачугин:
«Совершенно очевидно открывать пункты выдачи заказов на базе магазинов, разбросанных по городам и селам. Можно даже просто поставить постаматы. Люди буду приходить за заказами в «Магнит» и параллельно покупать еще что-то из продуктов».
Поглощение региональных сетей продолжится, но есть надежда
Количество региональных торговых сетей и их магазинов сокращается. Идет процесс консолидации рынка и укрупнения основных игроков. В течение ближайших нескольких лет поглощение местных магазинов крупным ритейлом продолжится, считает Михаил Лачугин. Небольшим сетям сложно конкурировать в условиях расширения федеральных игроков и запуска ими новых форматов. Развитие региональных сетей долгое время тормозилось в том числе из-за неготовности крупных производителей налаживать сбыт небольшим магазинам, говорит эксперт:«Надо не забывать, что последние 20 лет небольшие локальные предприятия в России покупались транснациональными корпорациями, такими как, например, Carlsberg, Danone и многими другими. Долгие годы они были заточены преимущественно под работу с крупным ритейлом. Надеюсь, через несколько лет ситуация начнет меняться. У нас снова появляются сильные региональные производители, некоторые из которых уже пробуют развивать собственный сбыт. В ряде регионов эта тенденция очевидна уже сейчас, ее развитие — перспектива 5-10 лет. У федеральных торговых сетей ассортимент унифицирован. Он везде примерно одинаковый, а люди часто хотят увидеть на полках что-то другое, и они пойдут в несетевые, небольшие, локальные магазины».