Формат «ПокупАлко» объединяет алкомаркет с продовольственным магазином // Фото: «Эксперт ЮГ»
В середине апреля стало известно, что ООО «Тамерлан», которой принадлежат сети «Покупочка», «ПокупАлко», а также кулинарии «Га-Га», полностью перешла в распоряжение гиганта ритейла – Х5 Group. Бывший владелец волгоградских супермаркетов, экс-мэр Евгений Ищенко (он являлся основным учредителем, с долей в 85%) заявил, что на этом ставит точку в продовольственном и продуктовом бизнесе.
Главный исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман в официальном пресс-релизе отметил, что эта сделка позволит расширить присутствие компании на юге России и занять лидирующую позицию в регионе. Эти слова подкреплены цифрами: в рамках соглашения крупному ритейлу переходят 295 магазинов общей площадью более 124 тысячи кв. м, и право аренды в отношении логистического центра, площадь которого составляет 30 тысяч кв. м.
Местные сети долго «цеплялись за жизнь»
До недавнего времени Волгоградская область могла похвастать наличием местных продуктовых сетей, которые успешно сосуществовали друг с другом на одной территории. Их присутствие на рынке было весьма значительным. Достаточно вспомнить, что, когда в 2014 году в городе-герое снова начали открывать «Пятерочки», федералам приходилось конкурировать с магазинами «МАН», «Радеж», и, конечно, «Покупочками».
Уже тогда эксперты фиксировали низкую покупательную способность волгоградцев. Об этом свидетельствует и уровень зарплат населения региона. Так, согласно исследованиям за 2022 год, средний доход жителей города на Волге составил чуть более 41 тысяч рублей. Это худший показатель среди миллионников по стране. Но наблюдатели уверены, что даже эти данные сильно преувеличены.
В 2015 году Х5 Retail Group обновил формат своих магазинов в Волгограде; «Пятерочки» стремительно ворвались в жизнь районных центров области. Крупный ритейлер мог предложить покупателям скидки, которые не могли себе позволить местные сети, и они стали сдавать свои позиции.
Первой ушла с рынка торговая сеть «МАН». Она была создана в 2001 году бизнесменом Андреем Воробьевым, который позже стал депутатом областной думы. Эти супермаркеты отличал особый подход к покупателям, уютный дизайн, наличие собственных пекарен и кулинарий. Для любителей премиальных товаров были созданы магазины «Гурман».
Первые серьезные проблемы начались у компании в 2013 году. Тогда надзорные органы выявили неуплату налогов в довольно крупном размере. Чтобы как-то спасти ситуацию, руководство компании оформило крупные кредиты, а контроль над супермаркетами взяло ООО «Лаки». К сожалению, эти перемены не смогли исправить ситуацию в лучшую сторону. С 2017 года магазины сети «МАН» стали закрываться один за одним, а против владельца было возбуждено несколько уголовных дел.
По мнению экспертов, это случилось по двум причинам: слишком большая налоговая нагрузка и отсутствие плана по переходу из магазинов достаточно высокого ценового сегмента в более доступный и выдерживающий конкуренции формат.
Магазины сети «Радеж» покидали рынок не так драматично. Компания была создана в 2003 году. Ее учредителем и гендиректором был волгоградский бизнесмен Юрий Сударев. В течение 20 лет фирма открыла более 150 магазинов в Волгоградской и Ростовской областях. По словам владельца сети, оборот за этот период составил около 12 млрд рублей.
В интервью волгоградским СМИ Юрий Сударев не раз подчеркивал, что на полках его супермаркетов выложены продукты преимущественно местных производителей. Однако в 2021 году прозвучало официальное заявление: «Радеж» прекращает свою деятельность как торговый оператор. Владелец компании подчеркнул, что теперь он заинтересован в другом направлении своего бизнеса – развитии тепличного комплекса «Ботаника». В декабре этого же года представители ПАО «Магнит» выразили заинтересованность в долгосрочной аренде 58 магазинов бывшей сети «Радеж».
Кольцевая композиция в истории «Покупочки»
Еще год назад, комментируя уход своих конкурентов с рынка, бывший учредитель ООО «Тамерлан» Евгений Ищенко искренне посочувствовал коллегам и признался, что его компания также переживает не лучшие времена: «Работаем на грани себестоимости, практически ничего не зарабатывая».
История бренда «Покупочка» уникальна еще и тем, что изначально магазины этой сети открывались по франшизе X5 Retail Group. В 2013 году учредители компании не стали продлевать соглашение с федеральным ритейлером. Таким образом 157 магазинов «Пятерочка» стали развиваться на территории Волгоградской области уже в желто-зеленой гамме. В рамках новой концепции жителям региона пообещали обеспечить отличное качество и доступные цены, добиться которых удавалось благодаря наличию собственного логистического центра.
В 2019 году руководство ООО «Тамерлан» начало работу над новым брендом «ПокупАлко». Его позиционировали, как уникальный для Волгограда формат – смесь супермаркета и алкомаркета или «алкопродмаркет», как поясняли создатели. Название для новой сети подбирали также с учетом объема будущих затрат. Особое внимание уделялось дизайну магазинов: большие витражные окна, точечная подсветка и напольное покрытие, поддерживающее атмосферу уюта. Изюминкой сети «ПокупАлко» стал большой ассортимент алкогольной продукции, которую выделили в отдельную капсулу.
Однако приятная ценовая политика и оформление в стиле «лофт» не смогли принести владельцам ООО «Тамерлан» желанный доход. По данным экспертов, в 2021 году чистая прибыль компании сократилась на 41% и составила 227 млн рублей.
По словам бывшего владельца сети Евгения Ищенко, пока магазины «Покупочка» будут работать в прежнем режиме, сокращение персонала не привидится.
Независимый эксперт по ритейлу, создатель проекта «ПродуктМедиа» Михаил Лачугин считает, что это нормальная практика с точки зрения бизнеса. «Сейчас представители федеральной компании будут смотреть, выполняют ли магазины определенные операционные обязательства. Если не выполняют, их нужно закрывать, либо трансформировать, – добавил эксперт. – Что касается формата «ПокупАлко», я уверен, что он абсолютно не интересен новым владельцам. У крупных игроков есть отработанная стратегия, по которой они выстраивают свою работу. Возможно, некоторые магазины этой сети будут переформатированы в «Перекрестки», но точно, не все. Давайте не будем забывать, что X5 Group уже поглотил серьезные дальневосточные сети, захватил розницу даже в таком крупном городе, как Санкт-Петербург. В некоторых случаях это происходило стремительно, в некоторых – постепенно, путем открытия повсеместно своих супермаркетов и «выжигания» тем самым крупных локальных игроков».
«Чижик» добрался до Волгограда
Пока наблюдатели рассуждают о том, как переформатируют местную сеть, в городе активно ведутся подготовительные работы по открытию магазинов «жесткого дискаунтера» «Чижик». Стоит отметить, что X5 Group сейчас активно продвигает это направление. К примеру, идут переговоры по осваиванию Поволжья: в апреле первые магазины уже открылись в Самаре и Казани.
Как удалось выяснить «Эксперт Юг», в ближайшее время в Волгограде запустят 20 магазинов «Чижик». Точные даты открытия пока неизвестны. Часть объектов практически готова к сдаче, но заказчик хочет сразу запустить несколько точек, чтобы логистический комплекс смог заработать в полную силу. Адреса магазинов «низких цен» не совпадают с адресами «Покупочек». Это вполне объяснимо - разные форматы подразумевают разные локации и площади.
Кроме того, на портале компании интернет-рекрутмента HeadHanter уже появились вакансии по Волгограду для торговых точек сети «Чижик»: требуются супервайзеры, старшие работники торгового зала, менеджеры, водители и сотрудники административного корпуса.
По данным первых исследований, формат таких магазинов (базовые продукты по низким ценам) пока достаточно успешен, а география присутствия постоянно расширяется. Тем не менее, более серьезный анализ рынка можно будет провести ближе к концу этого года.
Что касается ситуации с магазинами «Покупочка», такие истории давно являются обыденными в масштабах страны. По мнению экспертов, региональные сети не выживают из-за высоких издержек, маленькие предприятия не выдерживают конкуренции в плане ценовой политики, логистики, менеджмента, привлечения кадров.
«Магазин у дома» обслуживает широкий круг населения. Тут речь не идет о нишевом продукте, где у бизнеса шанс выжить гораздо выше. Так построена вся мировая торговля. В Европе доля крупных торговых сетей больше, чем в России. В нашей стране доля рынка ритейла регламентируетсяантимонопольным законодательством. В рамках его требований ПАО «Магнит» и X5 Group смогут
открыть еще много объектов на юге и в частности, в Волгоградской области.