Главный редактор «Эксперт Юг» Владимир Козлов делает доклад «Люди и тренды года на Юге России в 2024 году» в рамках делового приема // Фото: «Эксперт Юг»
Мультиформатность набирает силу
Мультиформатность — не новый тренд, но он сохраняет актуальность для СМИ, потому что, как правило, присутствуют они далеко не во всех каналах и не во всех одинаково эффективны. Ежегодно «Эксперт Юг» ставит задачи по укреплению позиций или развитию того или иного канала присутствия. В 2024 году, например, мы получили большой прирост в канале Дзена, социальных сетях, а также на видеохостингах благодаря запуску первого мультиформатного проекта «Наставник». Большие интервью с людьми бизнеса выходят в виде текста, аудио и видео — на сайте, в журнале, телеграм-канале, нескольких видеохостингах и аудиоплатформах. В результате мы видим, что публикация, размещенная во всех каналах, получает во много раз большую аудиторию, чем стандартная. Главный итог этой работы — решение расширять линейку мультиформатных проектов.
СМИ как канал доступа к экспертным сообществам
«Эксперт Юг» помогает институтам власти и бизнеса взаимодействовать с разными экспертными сообществами. В некоторых корпорациях уже появляются специалисты нового типа — по взаимодействию с экспертным сообществом (ER-специалист). Нас это очень радует, поскольку наглядно подчеркивает важность самой функции: ведь важно не просто продвигать себя — важно, чтобы экспертное сообщество, с которым вы работаете, обсуждало идеи, которые вам интересны. Мы помогаем это организовать, и у нас хорошо получается, поскольку мы много лет занимаемся развитием экспертного сообщества в региона.
Самый крупный проект 2024 года — стратегическая сессия по развитию креативных индустрий в Ростовской области, в которой приняли участие около 100 экспертов. Обобщенные итоги этой работы были предоставлены правительственной комиссии по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий и опубликованы в качестве банка идей для всех, кто занимается развитием этой темы.
Спрос на экспертизу СМИ для построения бренда
Важный запрос, всплеск которого мы почувствовали в 2024 году, — экспертиза публичности, анализ технологий создания и продвижения корпоративного и личного бренда. На рынке колоссальное количество образовательных предложений, связанных с развитием личного бренда, и на первых этапах они предполагали развитие первичных навыков — прежде всего, создания контента для соцсетей. Но по мере развития этой сферы стало ясно, насколько исключительное положение в медиасреде играют СМИ. Да, за последнее десятилетие доля СМИ в медиасреде скорее уменьшилась, но при этом пресса остается ключевым институтом, подтверждающим авторитет эксперта. Я лично несколько раз выступал в 2024 году перед разными бизнес-аудиториями с семинаром на тему «Как и зачем строить отношения со СМИ». Журналом «Эксперт Юг» запущена ежегодная премия «Публичный эксперт», задача которой — поддержка людей, которые демонстрируют лидерские стратегии в сфере публичной экспертизы и развитие экспертного сообщества региона. И наконец, я создал личный телеграм-канал «Очень публичный эксперт», где делюсь своим пониманием инструментов работы в медиа. Появляются и более сложные задачи — например, у нас появился опыт в создании информационной стратегии для малого и среднего бизнеса.
Экосистема для региональной журналистики
В 2024 году важное развитие получил один из некоммерческих проектов нашей команды — региональная премия в области прессы «Искра Юга» на семнадцатом году жизни стала национальной, благодаря объединению с премией «Поколение S» им В.В.Смирнова, которую несколько лет развивал банк «Центр-инвест». Премии удалось объединить журналистику Юга России общим разговором о критериях качества журналистских текстов. Частью премии всегда была образовательная составляющая — мастер-классы для работников СМИ, но в прошлом году начал работу «ИСКРА Центр» — центр креативного письма и культурных индустрий в профильном институте Южного федерального университета. Это позволяет сделать системной работу по проектированию образовательных проектов, в которых заинтересованы региональные СМИ. На базе Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ всю вторую половину года велась работа по проектированию журналистского образования будущего — наверняка она даст свои плоды.
Зумеры и СМИ как популяризатор профессии
Зумеры сейчас — хайповая тема, потому что мало кто уже подобрал ключи к этому поколению — а доля его на рынке труда стала уже значимой, хотя и не наибольшей. Зумеры привыкли, что за них конкурируют, часто не понимая, что они тоже конкурируют с другими поколениями. Наш позитивный опыт показывает, что зумеры гораздо лучше понимают, что такое социальные сети, проектная работа, ценности волонтерства. А вот что такое журналистика и зачем она нужна... Я думаю, что идея журналистики для нового поколения должна быть сформулирована заново, а потому медиакомпании сегодня обязаны заниматься просветительской деятельностью, объяснять азы своей профессии. В основе работы журналиста независимое исследование, иногда расследование — проблемы, сюжета, иногда человека. Ведь в том, что такое герой интервью, тоже надо разобраться. В ситуации тотального информационного шума, работы целой индустрии фейков значимость этой миссии только растет. Бурное расширение сферы медиа только подчеркивает уникальное место журналистики в ней. Работа медиакомпаний с вузами, бизнесом, партнерства вокруг образовательных проектов — это попытка перезагрузки журналистики. Мы видим, что такая работа на Юге России резко активизировалась. «Эксперт Юг» готовит к запуску очередную Школу аналитической журналистики.