Третья очередь за бутылкой

215
6 минут
Третья очередь за бутылкой

Новочеркасский завод стеклотары ОАО «Фирма “Актис”» завершил строительство третьей очереди. Увеличение мощностей сделало завод одним из крупнейших российских предприятий на этом рынке. Однако спрос здесь не превышает предложение , а производителям приходится либо снижать цены , либо идти в узкие сегменты , где конкуренция минимальна

Ещё в докризисном 2007 году «Актис» приступил к расширению производственных мощностей, и руководством компании было принято решение строить «под ключ» новый завод с установкой оборудования для выпуска стеклотары. В 2010 году заработало новое предприятие мощностью 360 млн единиц стеклотары в год. Завод стал выпускать банки и бутылки для алкогольной, слабоалкогольной и безалкогольной продукции, а также для консервации . Но на этом в компании не успокоились, и в 2011 году ввели в эксплуатацию вторую очередь, увеличив тем самым производительность в два раза. Строительство третьей очереди «Актиса» было завершено нынешней весной, её мощность также составляет 360 млн единиц стеклотары в год. Три очереди обошлись компании в сумму более 6,7 млрд рублей, большую часть из которых занимают заёмные средства. Теперь в год «Актис» может выпускать более 1,1 млрд единиц стеклотары разных оттенков – зелёного, коричневого и бесцветного.

Больше мощность – меньше себестоимость
«Мы строили завод , исходя из нашей инфраструктуры , на 10 гектаров , — комментирует генеральный директор ОАО “Фирма «Актис»” Владимир Базиян . — Я изучил зарубежный опыт и понял , что заводы мощностью за 600 миллионов единиц конкурентоспособны. Чем больше мощность , тем ниже себестоимость. Поэтому мы максимально использовали действующую инфраструктуру , чтобы снизить стоимость продукции».
Для этой же цели компанией был создан литейный завод ООО «Литмаш» по изготовлению формокомплектов, предназначенных для формирования стеклотары различных форм и объёмов. А часть производства «Актис» оснащает оборудованием европейских производителей. Как признаются в компании, зачастую приобрести российские аналоги намного дороже или просто невозможно из-за их отсутствия. И если оборудование из Германии, Франции позволяет сократить издержки, то собственный литейный завод символизирует ещё и стремление не зависеть от импорта. Изготовление своих формокомплектов исключает риск остановки производства, а также даёт «Актису» преимущество в ускорении выпуска готовой стеклотары.
Новые мощности позволяют заводу расти не только вширь, но и вглубь: покупателями выступают предприятия России, Украины, Турции, стран СНГ. Среди основных клиентов – ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”», ОАО «Нарзан», ЗАО «Балтимор-Холдинг». По мнению президента «СтеклоСоюза» России Виктора Осипова , «Актис» сумел выстроить очень гибкую потребительскую политику, позволяющую по максимуму использовать производственные мощности.

Погоду определяет потребитель
«Ситуация в стеклоотрасли довольно непростая,— считает г-н Осипов. — Каждый производитель смотрит на свои технические возможности и развитие региона в целом. Но рынок здесь определяет потребитель. Есть потребитель – тогда и завод производит стеклотару».
По итогам 2012 года стеклотара занимает большую долю в совокупном валовом продукте (СВП) стекольной отрасли России. Согласно опубликованному журналом «Стеклянная тара» исследованию информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис» , более 44% СВП приходится на производство полых стеклянных изделий – бутылок , банок , медицинских и парфюмерных флаконов , а также посуды. Южный федеральный округ , согласно этому материалу , занимает третье место по выпуску стеклотары: в прошлом году было произведено 1 ,94 млрд штук , что соответствует 13 ,7% российского рынка. Как полагает Владимир Базиян , южный рынок стеклотары будет расти – этому способствуют и увеличение уровня жизни населения , и рост заработных плат , и постепенное осознание потребителями того , что стеклотара – самый экологичный вид упаковки , ведь стеклянная тара – это часть культуры потребления. «Для развития стеклотарного рынка южный регион очень перспективен, — добавляет Виктор Осипов. — Здесь же производится плодово-овощная продукция. Поэтому не может не развиваться изготовление широкогорлой стеклянной тары. Достаточно велики пивной , винный и коньячный сегменты. В последнее время и соки тоже заливаются в стеклянную тару».
В прошлом году ЮФО действительно увеличил объёмы производства: по сравнению с 2011 годом рост в данном сегменте составил 36,6%. При этом цена на стеклотару продолжает расти, превышая докризисные уровни. Существенно влияет на рынок запрет на использование оборотной тары в алкогольной промышленности. «Сложность рынка стеклотары в том, что спрос не превышает предложение, — поясняет г-н Базиян. — Рост цен не параллелен с ростом тарифов и затрат. Затратная часть – сырьё, инфляция, железная дорога, перевозки, энергетика – заставляет производителей повышать цены на 40 процентов. Поэтому мы увеличили мощности, создали производство, которое требует меньше денег на содержание оборудования. Чтобы продавать, мы конкурируем ценой».
Если «Актис» использует стратегию снижения себестоимости, то другие игроки южного рынка стеклотары предпочитают работу в узких сегментах. Так, в ОАО «Каменский стеклотарный завод» расширение планируют в профиле, на котором специализируются давно – производстве широкогорлойтарыёмкостью свыше 1 литра. «На стеклотару сейчас отсутствует спрос из-за спада в винно-водочной промышленности, — считает коммерческий директор ОАО “Каменский стеклотарный завод” Сергей Аиткулов . — Поэтому востребованность узкогорлой тары резко пошла вниз. Многие заводы, которые выпускают узкогорлую тару, вынуждены или перейти полностью на винную бутылку, где необходимо перекрашивать стекло из прозрачного в цветное, или уходить в сегмент широкогорлой тары, где рынок сбыта тоже очень ограничен». Поэтому, по мнению г-наАиткулова, расширение мощностей «Актиса» – очень рискованный шаг, поскольку рынок не готов к такому увеличению, не обеспечен спросом.

Всё-таки бутылка?
Бутылки , помимо «Актиса» , в ЮФО производит ещё ООО «Русджам-Кубань» , а также ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» и ЗАО «Камышинский стеклотарный завод» , входящие в состав концерна Saint-Gobain. Руководство двух последних заводов отказалось от комментариев. По мнению Владимира Базияна , в сегменте стеклотары основной по объёму производства является пивная бутылка.Однако в этом есть свои сложности: появление новых законов , запрет на продажи в ночное время сильно влияют на падение продаж пива. Как полагает г-н Базиян , есть и другие сегменты рынка , где наблюдается тенденция роста – минеральная вода , винные бутылки , консервная продукция. Смотреть в разных направлениях – пожалуй , самое главное для производителей стеклотары. «Есть заводы , которые проектируют , выстраивают какую-то философию бизнеса , согласовывают с потребителем возможные поставки , и на этом успокаиваются , — объясняет Виктор Осипов. — Это самая страшная ошибка. За два-три года с момента начала проектирования , запуска производства очень многое меняется на рынке , стеклотарном в особенности. И если кто-то думает со старым багажом быть современным , у него это не получится. Это постоянная работа – изучение спроса , желаний потребителя».
Главное при этом – чтобы клиент предпочитал стеклянную тару пластику. Национальный союз защиты прав потребителей уже обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой запретить использованиепластиковых бутылок в пищевой промышленности. И если обращение будет услышано , объём производства стеклотары вырастет не только на рынке ЮФО.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...