101 106 14

Творческий бизнес нестабилен: эксперты о развитии креативных индустрий на Юге

2708
8 минут

Президент РФ подписал закон, призванный ускорить развитие творческих индустрий в стране. Однако эксперты Юга отмечают, что зачастую представителям креативной отрасли трудно получить господдержку и пробиться к крупным заказчикам. Проблемы также возникают из-за того, что творческому бизнесу, из-за отсутствия навыков управления, как правило, тяжело работать по установленным скриптам и схемам. К тому же, сегодня заметно снизилась покупательская способность людей, интересующихся искусством. «Эксперт Юг» разбирался в проблемах индустрии.

Творческий бизнес нестабилен: эксперты о развитии креативных индустрий на Юге

Художница Милана Халилова считает, что перспективы развития креативных индустрий в СКФО вызывают много вопросов». // Фото: соцсети эксперта
Поделиться
Владимир Путин утвердил основной закон, затрагивающий развитие творческих индустрий в стране. Цель документа – стимулировать развитие креативной экономики в России и ускорить внедрение инноваций во всех сферах деятельности. Он вступит в силу по истечении 180 дней с момента его официального принятия.

В документе закреплены понятия «субъекты креативных индустрий», «креативный кластер» и «меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий», а также определены виды творческих индустрий. Более того, каждый регион теперь сможет самостоятельно выбрать приоритетные для себя индустрии и сделать упор на их развитие и поддержку

Президент АНО «Креативная экономика», директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова считает, что законопроект сможет вывести субъекты креативной экономики страны из тени. Однако на сегодняшний день в этой сфере наблюдается немало проблем, а ее представителем по-прежнему сложно балансировать между свободой и регламентацией.

Вызовы для творческого бизнеса

«Творческий бизнес отличается нестабильностью. Доходы могут резко меняться – сегодня много заказов и денег, а завтра их нет совсем», – отметил ростовский девелопер Денис Зубков, который совместно с партнерами занимается реализацией креативного кластера в Ростове-на-Дону.

Особенно остро эта проблема ощущается на ранних стадиях, когда стартапы и молодые предприятия нуждаются в начальных инвестициях для реализации своих идей. Это связано с тем, что традиционные финансовые институты не всегда готовы инвестировать в проекты с высоким уровнем неопределенности и рисков. Креативные продукты часто не имеют четкой оценки стоимости, особенно на начальных этапах, что делает их менее привлекательными для инвесторов.
На эту тему
Креативные кластеры Юга: пока слишком мало для индустрии
Поделиться

При этом, чтобы поддержать творческий бизнес, государство выделяет значительное количество грантов. Однако получить их достаточно сложно, поскольку необходимо обладать навыками работы с бюрократическими процессами. «Креативный человек, часто сосредоточенный на своей деятельности и не всегда обладает необходимыми навыками. В результате, государственная поддержка часто доступна тем, кто умеет ее получить, а не тем, кто в ней действительно нуждается», – подытожил Денис Зубков.

Это не единственные проблемы, с которыми сталкивается креативная индустрия. Творческий бизнес находится в прямой зависимости от общей ситуации в стране.

«Все виды бизнеса сталкиваются с препятствиями, и художники также испытывают их во время глобальных проблем, когда все сферы жизни замедляются. Так, например, когда началось СВО заказы перестали поступать, в тот момент у меня отменились выставки, не было новых проектов – просто было полное затишье из-за общенационального кризиса», – поделилась Милана Халилова, художница, которая превратила традиционное адыгское ремесло валяния войлоком в современное искусство.

К перечню проблем эксперты также относят уменьшение покупательской способности людей, интересующихся искусством и повышенную конкуренцию. Одной из главных причин высокой конкуренции в креативной сфере является низкий барьер входа на рынок. С развитием технологий любой желающий может создать и продвигать свои креативные продукты или услуги, будь то графический дизайн, видеопроизводство или музыкальное творчество. Это приводит к тому, что на рынке появляется множество новых игроков, что, в свою очередь, усложняет задачу выделения своего продукта среди аналогичных предложений.

Творческий бизнес – это не только вдохновение и инновации, но и тонкий баланс между свободой и регламентацией. Чтобы раскрыть весь креативный потенциал сотрудников, необходимо создать рабочую среду, которая будет комфортной и свободной, но также она должна быть и упорядоченной.

«Ключевая особенность ведения творческого бизнеса заключается в том, что для максимально эффективной работы коллектива важно создать такую рабочую среду, которая правильным образом раскрыла бы весь креативный потенциал сотрудников. Главные риски как раз и состоят в несоблюдении этого баланса между созданием комфортной, открытой и свободной среды для развития потенциала сотрудников и работой по регламентам, скриптам, схемам. Создание чрезмерно регламентированного креативного бизнеса приведет к тому, что люди просто начнут выгорать, а вседозволенность в управленческой структуре способствует тому, что люди будут уходить в своего рода «творческий астрал», из-за чего КПД такого бизнеса будет стремиться к 0», – отмечает Иван Пачко, генеральный директор коммуникационного агентства The Mellows.

Иван Пачко.jpg
Поделиться

Творческим людям трудно работать по жестким регламентам, уверен Иван Пачко. // Фото предоставлено экспертом

При этом эксперты уверены, что для реализации потенциала творческого бизнеса необходима разработка комплексной стратегии для поддержки креативных индустрий.

Креативный кластер – катализатор творческого бизнеса

Важным аспектом, по мнению Александры Веретено, руководителя по стратегическому маркетингу автохолдинга «Барс», члена гильдии маркетологов, является создание творческих кластеров и инкубаторов для обмена идеями и ресурсами.

«Для нас кластер – скорее понятие идеологическое. Это как сообщество, в котором творческие профессионалы, взаимодействуя друг с другом, могут совместно создавать сложные, культурно, социально и, конечно, экономически значимые проекты, где значительную часть составляет интеллектуальный труд и творчество», – отметил Денис Зубков.

Эксперты уверены: развитие креативных индустрий требует создания благоприятной среды для взаимодействия талантов и запуска новых проектов. Творческие кластеры и инкубаторы выступают в роли катализатора этой среды, предоставляя площадку для обмена идеями, ресурсами и сотрудничества.

При этом в последнее время наблюдается тенденция, когда креативные кластеры становятся определенным типом офисной недвижимости, теряя свой первоначальный функционал.

«Рынок креативных пространств превратился в нишу девелоперского бизнеса, где внешний вид часто отвечает стилистике креативного пространства, но внутри это просто коммерческий проект, заточенный на сдачу помещений в аренду определенному типу арендаторов. Творческий бизнес, с его этапностью становится не комфортным для арендодателей и туда заселяются просто любые бизнесы готовые стабильно и дорого платить за модность места», – рассказал Денис Зубков.

творческое пространство.jpg
Поделиться

Креативные кластеры все чаще становятся определенным типом офисной недвижимости, теряя свой первоначальный функционал. // Фото: freepik.com

Эксперты добавляют, что не менее важно сегодня обеспечить финансовую поддержку креативных проектов и инвестировать в развитие компетенций творческих специалистов, а также популяризировать учебные процессы для представителей креативных индустрий.

Предпринимательские навыки в креативной индустрии

«Если говорить о креативной индустрии, то мне в первую очередь приходит на ум ассоциация с культурной средой. Культурная среда включает в себя различные институты – от академических до арт-институтов. Если такие учреждения существуют, это свидетельствует о поддержке культурной среды на государственном уровне, что указывает на важное значение культуры в жизни общества и на спрос на нее. Следовательно, спрос на арт-работы и другие культурные продукты также имеет место в таком обществе, что способствует возникновению креативной индустрии», – поделилась Милана Халилова.

Таким образом, государственные программы и инвестиции в сферу культуры позволяют создать инфраструктуру, обеспечивающую доступ к образовательным и культурным ресурсам для творческих специалистов.

Помимо государственной поддержки, важным элементом успешного развития креативной индустрии является развитие предпринимательских навыков. Александра Веретено, среди основных аспектов поддержки креативного бизнеса выделяет «обучение и развитие навыков в предпринимательстве для творческих людей».

Обладание знаниями в области управления проектами, маркетинга, финансов и других аспектов бизнеса позволяет эффективнее монетизировать творческие идеи и успешно конкурировать на рынке. Развитие предпринимательских навыков также способствует созданию устойчивых бизнес-моделей, обеспечивая долгосрочное развитие и успех творческих проектов.

Еще одним важным аспектом на который стоит обратить внимание является то, что маленькие креативные компании часто сталкиваются с проблемами при попытке доступа к крупным заказчикам.

«Особенность российских креативных компаний заключается в том, что большая часть из них – это маленькие компании бутикового типа (меньше 100 человек). Они относятся к микропредприятиям, к малому бизнесу. Проблема в том, что нередко такие компании создают очень много инноваций и действительно очень полезных решений, но их не допускают до больших компаний заказчиков, потому что есть закрытый периметр собственных тендерных закупочных процедур, куда приглашается только такой же крупный бизнес», – обращает внимание Иван Пачко.

При этом эксперты отмечают, что в конкурентной среде успех зависит не только от качества продукта и его функциональности, но и от его способности вызывать эмоции, вдохновлять и удовлетворять творческие потребности потребителя.

Творческая составляющая продукта

«В современном мире творческая составляющая продукта очевидна и часто превышает его объективную или материальную ценность. По сути, творческие качества становятся неотъемлемой характеристикой товара, будь то хоть сценическая постановка, художественное произведение, хоть электронный прибор или объект недвижимости», – отметил Денис Зубков.

В конкурентной среде креативность является ключевым фактором отличия от других предложений на рынке. Она вызывает у клиентов сильные эмоции, что способствует их лояльности и повторным покупкам. Современные потребители готовы платить за опыт, за историю и за то, что отражает их ценности и личность.

Эксперты отмечают, что креативный товар может стать отражением личности потребителя, его стиля и ценностей. Это особенно актуально для молодого поколения, которое стремится выразить себя через свои покупки. Также такое товар может подчеркнуть социальный статус потребителя. Это особенно важно в сфере моды, автомобилей и других товаров премиум-класса.

При этом, несмотря на очевидную важность творческой составляющей в современной концепции бизнеса, некоторые эксперты отмечают, что перспективы развития креативного бизнеса в определенных регионах Юга остаются туманными.

«Вопрос о перспективах развития креативного бизнеса в СКФО очень важен. Важно помнить, что всегда существует надежда на изменения и развитие. Хотя, по текущим данным, мне эти перспективы кажутся неясными. Конечно, говорить про полное их отсутствие не хочется, однако, на сегодняшний день, перспективы развития креативных индустрий в СКФО вызывают много вопросов», – резюмирует Милана Халилова.

С ней не согласен Иван Пачко который отмечает, что именно на территориях Юга России традиционно развивались определенные кластеры креативных индустрий: выездные кемпинги, конференции, научные летние лагеря для программистов и дизайнеров. Он также отмечает, что это развитие в дальнейшем будет продолжаться. «По моему мнению, здесь будет продолжение развития – появление еще большего количества местных филиалов креативных кампаний, направленных на повышение квалификации кадров, их обучение или переобучение», – поделился собеседник.
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .