В Китае тренд на bubble tea пошел на спад, а вот в России он в самом разгаре. // Фото: freepik.com
Bubble tea: как шарики тапиоки захватили Юг России
По одной из версий, чай с шариками придумали на Тайване еще в 80-х. В основе этого напитка — тапиока. По сути это крахмалистый продукт, который получают из корней маниоки — растения, произрастающего в Южной Америке и Азии.В нулевых bubble tea открыли для себя европейцы. С 2009 года этот напиток приобрел бешеную популярность у местных жителей. В России первое заведение, хотя, правильнее здесь будет сказать «точка», с модным чаем появилось в одном из московских аквапарков в 2012 году. Тогда бизнесмены Леонид Шляховер и Дмитрий Фельдман открыли сеть Tea Funny. Спустя четыре года в сети запустили уже 135 точек, плюс, больше 200 открыли по франшизе. Сегодня точки сети можно найти в самых разных городах — от Сахалина до Сочи, а в меню заведений представлены более 1450 вариантов напитков.
Спустя годы интерес к этому продукту только продолжил расти. Так, по данным сервиса 2ГИС, лидером по темпам открытия в РФ с октября 2023 по октябрь 2024 года стали заведения, предлагающие bubble tea. За указанный период количество таких точек увеличилось на 14%.
Заведения bubble tea сегодня предлагают не только напитки. // Фото: t.me/tapioka_franchise
Изначально в регионах этот тренд развивался более медленными темпами. Например, на Юге настоящий bubble tea-бум произошел лишь три года назад. С тех пор количество точек с яркими напитками ежегодно увеличивается. В Краснодаре, по данным за 2023, было зарегистрировано больше 130 таких заведений, а всего в российских города-миллионниках число точек уже превысило 2 тыс. Помимо кубанской столицы лидерами по количеству «баблтишных» на Юге стали Ростов-на-Дону и Волгоград.
«”Баблтишные” стали так популярны в связи с внедрением азиатской культуры в целом. В России есть спрос на китайскую, корейскую продукцию. Сегодня есть множество видеоигр с атрибутами, которые переходят в реальную жизнь - это статуэтки и, в том числе еда и напитки. Но продукт зашел преимущественно за счет соцсетей, где активно распространялись видео с такими напитками и жующими людьми. Сюда стоит добавить и популярность k-pop-культуры в России», — комментирует «Эксперту Юг» владелец заведения MEETEA Дмитрий Тарабановский.
По его наблюдениям, в Китае этот тренд сегодня пошел на спад. Wow-эффекта в Поднебесной этот продукт уже давно не вызывает, а новые заведения-bubble tea местный бизнес уже не открывает года полтора.
Развитие франчайзинга и рост аудитории
Наталья Лепнухова, лидер направления стратегического маркетинга сети ресторанов японской и азиатской кухни MYBOX, отметила, что рост числа точек с bubble tea в РФ стал возможным благодаря развитию как независимых кафе, так и крупных сетей. Например, крупные бренды, как Pims, вышеупомянутый Tea Funny и «Чико Рико», активно внедряют популярный тайваньский напиток в свои меню, расширяя его присутствие на российском рынке. Они открывают новые точки и развивают франчайзинг, быстро охватывая новые регионы и привлекая инвесторов.«Наибольшая популярность таких кафе наблюдается в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Именно здесь сосредоточена молодежная аудитория, активно интересующаяся новыми гастрономическими трендами. Согласно исследованию платформы “Анкетолог”, проведенному летом 2024 года, bubble tea пробовали 23% респондентов, из которых 90% остались довольны. Кроме того, данные Statista показывают, что около 30% новых заведений этого формата открываются по франшизе, что свидетельствует о высоком доверии предпринимателей к сегменту», — говорит Наталья Лепнухова.
Покупателям нравится, что они могут выбрать любые ингредиенты и собрать свой напиток. // Фото: заведение MEETEA
По ее словам, рост популярности продуктов из Юго-Восточной Азии объясняется несколькими факторами: уникальные вкусы и текстуры, комбинации напитка и «жевательных» шариков в bubble tea, привлекают внимание аудитории. Собеседница согласна с тем, что значительную роль сыграли в этом процессе соцсети, особенно TikTok. При этом, если раньше напиток считался продуктом для подростков, то сегодня аудитория расширилась, охватывая людей разного возраста и создавая дополнительные возможности для роста рынка.
И если в Азии тренд на чай с тапиокой начинает «угасать», то в России этот продукт еще будет востребован несколько лет, прогнозируют эксперты. Покупателям нравятся безалкогольные коктейли навынос. К тому же, в меню точек, как правило, всегда есть варианты напитков и для любителей кофе.
«Средняя окупаемость заведений этого формата составляет 12–18 месяцев, что делает их привлекательными для инвесторов, — констатирует собеседница «Эксперта Юг». — Однако, как и любой бизнес, сегмент bubble tea имеет свои риски. Высокая конкуренция, изменчивость предпочтений потребителей, нестабильность поставок ингредиентов и возможные изменения законодательства могут создать сложности для предпринимателей. Успех также зависит от региона: концепция, популярная в мегаполисах, не всегда находит такой же отклик в городах с меньшим населением».
Три точки bubble tea в одной локации Ростова
Как рассказал совладелец сети bubble tea «Тапиока» Никита Лушпанов, за последние пару лет на Юге, и особенно в Ростове-на-Дону, уровень конкуренции таких заведений заметно вырос. Свой бизнес собеседник запустил еще десять лет назад и за прошедшие годы многое в этой нише изменилось.«В нашем городе открылось много таких заведений. Порой это даже выглядит довольно странно: в одном месте могут находиться сразу три точки. При этом я не беру в расчет кофейни или даже "шаурмичные", которые ввели в меню несколько напитков bubble tea. Я имею в виду полноценные заведения с большим ассортиментом. Но если взять, например, Питер, то там конкуренция еще выше. То есть мы еще пока не на пике, еще явно будут открываться новые точки, — поделился наблюдениями предприниматель. — Людям нравится, что с помощью bubble tea можно выделяться: можно собрать напиток на свой вкус, выбрав составляющие из сотни ингредиентов. Тренд на уникальность в этом случае тоже отлично работает».
Первую «баблтишную» Никита Лушпанов открыл с партнером еще десять лет назад. // Фото предоставлено собеседником
Никита Лушпанов напомнил, что в Ростове был период, когда популярность таких заведений пошла на спад, из-за чего многим владельцам пришлось закрывать свои точки, однако в последние годы мы наблюдаем обратный процесс.
«Когда мы открывались, люди вообще не знали, что это за продукт. Нам приходилось участвовать в различных мероприятиях, ярмарках, чтобы познакомить покупателей с bubble tea и собрать свою аудиторию. Сейчас таких проблем нет. Основная задача сегодня — сделать напиток вкусным, а это зависит от ингредиентов и опыта. Кто-то делает ставку на красивую картинку, а кто-то на качество, тщательно работает с рецептурой, — рассуждает совладелец сети bubble tea «Тапиока». — Спрос на ингредиенты, особенно в сезон, очень большой. У поставщиков и перекупщиков в Москве и Санкт-Петербурге заканчиваются ингредиенты, это приводит к сильному росту цен. При этом поступает очень много некачественных ингредиентов. Мы вынуждены брать тестовые партии, смотреть, вписываются ли они в рецептуру, экспериментировать. Какие-то партии приходилось выбрасывать из-за ненадлежащего качества. Поэтому мы стали заказывать контейнеры по 25-27 тонн напрямую с заводов Китая».
По словам ростовского предпринимателя, когда у тебя сеть заведений, всегда нужно иметь большие запасы ингредиентов. Брать проверенный товар оптом из Китая — единственный вариант в этой ситуации. В России предприниматель закупает лишь стаканы, наклейки и другие расходные материалы.
«Когда мы открывали первую точку десять лет назад, наши вложения были в районе 600-700 тыс. рублей. При этом часть оборудования на тот момент стоила дороже, чем сейчас. Тогда оно было уникальным, его было трудно достать. За годы цены выросли. Сегодня для наших франчайзи-партнеров установлена планка для открытия небольшой точки в районе 2 млн рублей — с ремонтом, оборудованием и начальным набором ингредиентов. В сезон точки окупаются за пару месяцев, но здесь многое зависит от расположения», — комментирует «Эксперту Юг» Никита Лушпанов.
Bubble tea в Китае заметно отличается от российской интерпретации
Дмитрий Тарабановский открыл в Волгограде «баблтишную» в декабре 2021 года. Изначально идею предложила знакомая китаянка. Начинающий предприниматель сначала отнесся к идее скептически: продавать чай с молоком и жевательными элементами ему не казалось перспективным. Но в итоге волгоградцам понравилось необычное меню.
«Я учился в колледже по направлению “общепит”и работал в ресторанах поваром, то есть, за барной стойкой я в жизни никогда не стоял, не готовил напитки, — вспоминает молодой предприниматель. — Я поехал в Китай, посмотрел, как готовят такие напитки там, и посетил порядка 50 подобных заведений в России. Я старался оценивать все факторы. Сегодня я могу разделить варианты bubble tea на модные, которые востребованы у платежеспособной молодежи, и премиум-форматы. Последний вариант предпочитают люди постарше, они более сдержаны, готовы платить более высокую цену за напитки».
Дмитрий Тарабановский понял, что меню китайских заведений российская аудитория не оценит, поскольку местные жители практически не употребляют сахар, а десерты из Поднебесной большинству соотечественников будут непонятны. Поэтому пришлось долго адаптировать меню, разрабатывать свою рецептуру. Для этого владелец “баблтишной” методом проб и ошибок выбирал лучшие варианты из китайских и российских предложений.
Собеседник также отметил сложности в выборе надежных поставщиков. К тому же, цены на сырье за последние пару лет выросли в два раза из-за изменения курса валют.
В целом предприниматели отмечают, что спрос на bubble tea на Юге в ближайшие годы будет только расти. Причем поклонников чая с шариками не пугает даже повышение цен.
«На мой взгляд, еще лет пять-десять эта история будет востребована. Появятся как локальные новые заведения, так и новые точки столичных сетей. При этом мы, конечно, понимаем, что тренды могут очень быстро меняться - в любой момент, когда ты этого не ожидаешь. Но в нашем случае еще многие люди не открыли для себя этот продукт», — резюмирует Дмитрий Тарабановский.