94 100 13

Волонтёрство как профессия

ЭКСПЕРТ ЮГ №45-46 (335) 2014
1169
6 минут

Проект «Добротворец.ру», реализуемый ростовским Центром повышения эффективности добровольцев, призван создать универсальную систему мотивации добровольцев. Возможность профессионального роста и применения волонтёрских навыков при построении карьеры уже позволила привлечь к работе над социальными проектами более полутора тысяч человек

Волонтёрство как профессия

Поделиться
Волонтёрская активность, наряду с деятельностью общественных организаций и социально ответственного бизнеса, является одним из источников социальных инициатив. Привлечение волонтёров при обслуживании летней Универсиады и сочинской Олимпиады продемонстрировало большой потенциал этой силы. По мнению руководителя проекта «Добротворец.ру» и директора Центра повышения эффективности добровольцев (ЦПЭД) Фёдора Микушина, добровольчество вполне может стать современным аналогом БАМа — идеей, консолидирующей активную молодёжь и позволяющей реализовать прорыв в социальной сфере. Пока же внедряемые организацией на региональном уровне трудовая книжка добровольца и карточка «добротворца» позволяют стимулировать активность инициативной молодёжи и налаживать контакт между волонтёрами и некоммерческими организациями. Система «Добротворец.ру», созданная ЦПЭД, предлагает добровольцу карьерный рост, который пригодится ему при дальнейшем трудоустройстве.

Идея

Проект «Биржа волонтёров» появился в 2001 году, и основной его целью, по словам Фёдора Микушина, создателя биржи, была именно мотивация добровольцев. «Когда в 1999-м году я работал в восьми некоммерческих организациях в качестве волонтёра, то по итогу года получил благодарственное письмо только от одной из них. А ведь я проводил там по полдня каждый день», — рассказывает г-н Микушин о собственном опыте добровольческой деятельности. Подобное отношение со стороны благотворительных организаций приводило в начале 2000-х годов к тому, что большинство молодёжи быстро «выгорало» и в дальнейшем отказывалось от идеи добровольного участия в тех или иных социальных проектах. Это в свою очередь приводило к низкой квалификации добровольцев, вызываемой «текучкой», и дефициту волонтёров.

Чтобы доброволец имел хотя бы какую-то видимую отметку, свидетельствующую о его работе, и была разработана «Биржа волонтёров», которая быстро превратилась в систему трудовых записей. Общая база была дополнена бумажной «трудовой книжкой волонтёра», которая позволяла отслеживать добровольческий стаж и двигаться по волонтёрской карьерной лестнице — от новичка до эксперта (введение этой системы в России — тоже идея руководителя ЦПЭД). Сами по себе записи уже позволяли волонтёру смотреть на свою деятельность как на определённый путь, но со временем значение трудовой книжки волонтёра стало шире; она превратилась в один из показателей профессионального роста.

Карьера добровольца

В европейской системе добровольчества модель, при которой волонтёрская деятельность учитывается при трудоустройстве, уже отработана. «В Германии для получения работы в Берлине нужно, чтобы у тебя было тринадцать-пятнадцать волонтёрских стажировок, причём три из них должны быть зарубежными, — рассказывает Фёдор Микушин. — Я столкнулся с этим в своей поездке за границу. Часы, которые человек тратит на волонтёрскую работу, фиксируются с помощью пластиковой карты волонтёра и потом учитываются при приёме на работу». Подобный подход повышает волонтёрскую активность молодёжи — студенты из Голландии и Швейцарии едут в африканские страны для участия в социальных программах, чтобы получить соответствующую запись о своём волонтёрском стаже, не говоря уже об их активности в самой Европе. В России эта система пока только зарождается, но, как показывает опыт «Биржи волонтёров», оказывается столь же продуктивной.

Возможность накопить опыт в работе с людьми, в том числе и в области администрирования и организации мероприятий, очень важна в целом ряде сфер жизни. Работник, имеющий свой опыт в этой области, получает конкурентное преимущество по сравнению со своими коллегами, и бизнес-среда в последние годы демонстрирует понимание этого фактора. Как утверждает руководитель программы, в Москве бизнес уже осознал репрезентативность и действенность системы накопления волонтёрского стажа, и человек, прошедший работу по опеке лиц с ограниченными возможностями, уже рассматривается как один из основных кандидатов при работе со сложными клиентами. Психологическая устойчивость и умение находить контакт в различных ситуациях заложены в графе, указывающей на работу в фонде, проводящем соответствующие акции.

Между волонтёром и благотворителем

На сегодняшний день биржа волонтёров превратилась в проект «Добротворец. ру» — электронный ресурс, позволяющий добровольцам и благотворительным организациям находить друг друга. База данных и система трудовых записей включены в систему «Добротворца», и это является своеобразным логическим завершением идеи волонтёрской трудовой книжки.

Надёжность системы на этом этапе обеспечивается двумя параметрами. Во-первых, трудовой стаж добровольца подтверждается тем, что виртуальную трудовую книжку волонтёра заполняют зарегистрированные на сайте организации. Именно они указывают количество часов и ранг волонтёра. Во-вторых, сами организации подтверждают свой статус на сайте, выкладывая данные о себе как юридическом лице или инициативной группе. В последнем случае волонтёр при контакте с подобной группой извещается о её статусе и принимает на себя всевозможные связанные с этим риски. На внедрение этой системы Центр повышения эффективности добровольцев потратил около 1 млн рублей.
Получить трудовой стаж, не прилагая особых усилий, у потенциального добровольца вряд ли получится — от волонтёра всегда требуют выполнения конкретных задач, и если человек не способен соблюсти заранее оговоренные условия, он получает от благотворительной организации «чёрную метку» в портфолио. Как правило, наличие подобной отметки на сайте «Добротворца» указывает на человека незаинтересованного, для которого волонтёрство — случайное занятие. Впрочем, возможность реабилитироваться есть всегда, избытка на рынке волонтёрского труда пока не наблюдается. Подобный ресурс сам по себе является важным шагом в консолидации усилий по реализации тех или иных проектов, и всё же целью в данном случае продолжает оставаться мотивация добровольцев.

Результаты

Сегодня в базе данных «Добротворца.ру» около 1600 человек, что в масштабах страны не слишком впечатляющая цифра, но по меркам региона это уже небольшая добровольческая армия. К тому же появление системы фиксации добровольческой активности позволяет формировать костяк волонтёрского движения на юге России — есть постоянно работающие группы, вовлечение которых снимает проблему нехватки кадров. В своём современном формате электронного сервиса, дополненного пластиковыми картами, модель работает с 2012 года, так что полторы тысячи человек — это база, сформированная всего за два года. Регулярно проводимые мастер-классы для фондов, организаций и волонтёров позволяют вовлекать в проект новых участников из разных регионов. «Сперва мне казалось, что моя задача — привлечь как можно больше организаций, но сейчас я сосредоточился на том, чтобы работал сайт. Здесь тоже хватает проблем — сначала появился закон о персональных данных, который заставил нас поработать. Потом было сказано о необходимости хранить данные на российских серверах…», — говорит Фёдор Микушин. Планы на будущее — сотрудничество с HeadHunter, увеличение масштабов проекта и внедрение магнитных карт для удобства обращения с системой трудовых записей. Для реализации всех идей необходимы гораздо большие финансовые средства, чем те, которыми пока располагает ростовская общественная организация. Но даже в том виде, в котором идея существует сейчас, она выглядит вполне зрелой. Особенно привлекательно то, что система мотивации, профессионального и карьерного роста волонтёров была создана фактически «снизу», по инициативе самих представителей волонтёрского движения. Пока это позволяет избегать излишней забюрократизированности и обеспечивает эффективность модели.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .