Алексей Ярославцев, владелец розничной сети "Паритет", считает, что руководитель на 99 процентов должен быть вовлечен во все бизнес-процессы. // Фото предоставлено спикером
По словам заместителя управляющего Ростовским отделением Сбербанка Лии Кикичевой, с начала года компания выдала микро и малому бизнесу региона более 36 млрд рублей. Кредиты на развитие своего дела оформили более 2 тысяч предпринимателей. При этом многие из тех, кто взял заёмные средства, — представители молодёжи.
«По нашим данным, почти половина предпринимателей Ростовской области открывает своё дело до 36 лет, — поясняет Лия Кикичева. — Для многих это первый опыт работы не в найме. Чтобы молодые бизнесмены могли не только успешно запуститься, но и расти, им нужна помощь крупных игроков с большими возможностями и опытом. Причём, как в вопросе финансирования, так и в виде консультативной или аналитической поддержки».
Три фактора роста молодого бизнесмена
Предприниматель Евгений Болотов начал заниматься бизнесом еще не окончив институт. Признается, что не хотел «сидеть на шее у родителей» после переезда в Ростов. Учиться в донскую столицу он уехал из родного Константиновска.
Первые деньги получил, подрабатывая официантом и супервайзером в торговой сети. Сейчас Евгению 36 лет, а его основной вид деятельности — производство бетона, бордюрного камня и тротуарной плитки.
Но начинал Болотов с покупки микроавтобусов. Пассажирский транспорт предприниматель запустил на одном из городских маршрутов в Ростове. Позднее, с помощью заемных средств от Сбербанка, число маршруток удалось увеличить до восьми машин.
«Я быстро понял, что рынок меняется и нужно переходить на что-то еще, — говорит бизнесмен. — Приобрел несколько большегрузов, занимался перевозкой зерна. После чего возникла идея открыть на базе имевшейся недвижимости производство бордюрного камня и тротуарной плитки». За полтора года предприниматель получил от Сбера 25 миллионов рублей в виде кредитных займов на выгодных условиях и запустил завод.
Переосмыслить происходящие внутри рынка бизнес-процессы и занять востребованную нишу Евгению Болотову помогло участие в проекте Михаила Гребенюка «Декларация», финалистом которого он стал.
По мнению Болотова, тремя главными факторами, позволяющими бизнесу расти, являются востребованный качественный продукт, клиентоориентированный подход и желание работать. Он уверен, что, несмотря на все имеющиеся сложности, молодым сейчас самое время подумать о развитии своего дела. При этом предприниматель убежден, что ехать для этого в крупные федеральные центры вовсе не нужно.
«Нужно искать счастье там, где родился, — считает он. — Наша задача — развивать родной край, город, село. Делать родное место лучше и стараться для людей. Не стоит бояться пробовать. Если не получилось с первого раза, обязательно получится со второго или третьего».
Будущее ИТ и «пробка из джунов»
Еще один дончанин, начавший заниматься бизнесом в университетские годы, Александр Букуров. В 2011 году он основал компанию «Вебпрактик», которая со временем выросла в одно из ведущих диджитал-агентств в России. Компания работает с крупными отечественными корпорациями, занимаясь веб-разработкой и диджитал-маркетингом.Букуров рассказывает, что в «нулевые» быстро осознал, что будущее за информационными технологиями. Первые работы предприниматель выполнял по ночам, а днем учился.
«К 3-4 курсу стало понятно, что нужна команда. Появились первые сотрудники, — вспоминает Букуров. — Изначально мы занимались сразу двумя направлениями: разработкой и продвижением. Работали с местными компаниями, и до 2015 года стали лидерами на региональном рынке».
Сегодня компания сотрудничает с крупными федеральными клиентами. Добиться таких результатов удалось за счет грамотного бизнес-подхода. И ключевое место в нем, как подчеркивает Александр Букуров, занимают люди. «Выигрывает тот, кто занимается их системным обучением и развитием, — продолжает он. — Об этом нужно думать изначально, на самом старте. Внутри нашего агентства мы накопили большую экспертизу по этой проблематики и теперь готовы поделиться своим опытом с клиентами. Мы создали собственный продукт Skills Team. Это отечественная система управления трейдами, которую мы активно развиваем, предлагаем протестировать и внедрить в своих командах».
Тем, кто только собирается развивать свое дело в ИТ-индустрии Букуров советует взглянуть в сторону технологий искусственного интеллекта, блокчейна и интернета вещей. По мнению предпринимателя, эти направления будут активно развиваться в течение следующих пяти лет. И тем, кто собирается занять эти ниши, стоит поспешить. Подспорьем для них могут стать имеющиеся государственные инструменты поддержки ИТ-отрасли.
«Когда я только делал первые шаги в предпринимательстве, и близко не было того количества программ, которые есть сейчас. Одна из них — грант Фонда содействия инновациям. Мы успели воспользоваться им в 2018 году. Это отличный инструмент поддержки для тех, кто думает о создании своего инновационного продукта. Советую обратить на него внимание».
Компания «Вебпрактик» насчитывает более сотни сотрудников. Все они трудятся в Ростовской области. Это подтверждает тезис о том, что для успешного бизнеса на федеральном уровне вовсе не обязательно ехать в столицу.
«После пандемии крупные федеральные игроки поняли, что с людьми можно работать удаленно, и пошли в регионы, — объясняет Бакуров. — Да, конечно, ключевые решения принимаются в Москве, но для этого не обязательно переезжать. Я, например, несколько недель в году провожу в столице, просто встречаясь с ключевыми клиентами, подгадывая встречи таким образом, чтобы не терять коммуникацию. Но все остальное время провожу в родном городе. Это очень важно, особенно для семьи, потому что качество жизни здесь, в регионе, у меня выше, чем могло быть в Москве. У нас трое детей, и я очень сомневаюсь, что смог бы там обеспечить нормальную логистику их обучения и дополнительных занятий. Поэтому комфортное качество жизни можно наладить и в регионе, работая при этом на решение федеральных задач».
Главным умением, которым обязан обладать успешный предприниматель, Александр Букуров называет делегирование. По его словам, руководитель не должен быть «человеком-снежинкой», который закрывает несколько направлений.
С недавнего времени Букуров совмещает бизнес и общественную работу. Он возглавляет Фонд "Развитие ИТ-образования". Организация объединяет ведущие ИT-компании Ростовской области, которые совместно пытаются улучшить систему образования в регионе.
«Несмотря на то, что в экономике очень сильно не хватает людей, конкурс ИТ-вакансий в Ростовской области составляет высокий: девять человек на место. То есть только один из них может устроиться. Это связано с низким качеством образовательных продуктов как внутри государственных вузов, так и со стороны платных курсов. Это проблема, которую мы называем «пробкой из джунов», — говорит Александр Букуров.
Паритет для бизнеса
Дончанин Алексей Ярославцев начал заниматься бизнесом в шоковом для российской экономики 1998 году. Предприниматель из Белой Калитвы с улыбкой заявляет, что после этого его сложно испугать новыми вызовами и проблемами.
Развивать розничную торговлю Алексей начинал один. Но быстро понял, что без сильной команды, членам которой он мог бы доверять на 100%, ему не обойтись. Так сложился коллектив единомышленников, которые ведут бизнес, связанный с реализацией стройматериалов.«Молодежь предпочитает не ходить в магазин, а совершает все покупки в своем планшете. Это данность, которую нужно принять. Но это дополнительный мотивирующий фактор для бизнеса — быть лучше. Предложить человеку то, что он не найдет в онлайне», — делится своим кредо бизнесмен.
Чтобы оставаться конкурентоспособным в торговле, предприниматель, по мнению Алексея Ярославцева, должен обладать складскими запасами, совершать выгодные закупки и вести грамотную ценообразовательную политику. И без помощи государственных программ и поддержки финансовых институций тут не обойтись.
«Ключевое правило успешного дела — ты обязан быть на 99% вовлеченным во все процессы. Нужно понимать, как все работает. Возникли проблемы с логистикой — ты должен разбираться в этой сфере. Про макро и микроэкономические процессы я уже не говорю. Важно следить не только за своей компанией, но и своими конкурентами. Анализировать, изучать статистику. Только тогда можно завоевать настоящее доверие клиентов и партнеров», — резюмирует глава компании.