Залить интернетом глубинку
№4-5(93) 2010

121
3 минуты
Залить интернетом глубинку

Быстрый рост в регионе абонентской базы широкополосного доступа в интернет в кризисный год сам по себе не удивителен. Остановить этот рост, кажется, способен только ядерный катаклизм. Широкополосный доступ уже находится в одном ряду с известным списком товаров и услуг первой необходимости. Это отнюдь не новая тенденция, она обозначилась несколько лет назад. Другое дело, что к росту подключений были причастны не только региональные центры как все последние годы, но и небольшие города. И это — свежий тренд. Провайдеры его почувствовали и стали декларировать скорый выход в глубинку.

Доступность широкополосного выхода в сеть может быть простым, но достаточно достоверным индикатором уровня жизни. Чем больше уровень деловой активности, чем больше доходы населения — тем цена меньше, а аудитория больше. Региональные центры в последние годы активно подтягивались по этому показателю к Москве. Вернее, их подтягивали появившиеся здесь федеральные телекоммуникационные компании. Из небольших городов повезло только тем, которые находятся невдалеке от магистральных линий — выход в эти города не требовал от работающих в регионе провайдеров крупных вложений. Есть предпосылки к тому, что ситуация начнёт меняться в лучшую сторону уже в этом году. «Вторые» города имеют потенциал быстрого роста, который исчерпан в региональных центрах. И первыми в глубинку устремятся поставщики товаров первой необходимости — продуктовые сети и федеральные провайдеры.

Для предпринимателей, ведущих бизнес в глубинке, нынешние декларации федералов — сигнал к началу подготовки к массированной экспансии. По большому счёту, им, как и коллегам из крупных городов несколько лет назад, нужно будет выбрать: выгодно продать дело, найти новые ниши или исчезнуть с рынка. Выход в глубинку федеральных игроков не обязательно фатален для местного бизнеса. В региональных центрах есть масса примеров, когда небольшие магазины меняли ассортимент и успешно продолжали работать по соседству с открывшимися гипермаркетами. Более того, есть примеры удачно работающих региональных продавцов бытовой техники, на которых, казалось, можно было поставить крест после появления федеральных сетей. Конечно, в российских условиях правила игры часто определяются величиной пирога — можно ожидать и нечестной конкуренции со стороны федеральных игроков. И подобные случаи уже были в том же телекоммуникационном бизнесе: крупному провайдеру удалось парализовать работу нескольких мелких конкурентов в регионе с помощью технического решения — просто «малыши» зависели от инфраструктуры крупного оператора. Региональные и муниципальные власти могли смотреть на этот конфликт равнодушно из-за его локальности. Не исключено, что в ближайшее время подобные конфликты участятся и власти уже обязаны будут каким-то образом их разрешать.

У муниципальных властей возникнет соблазн впасть в крайности: широко открыть двери для федеральных игроков, ожидая роста налоговой базы, или же наоборот держать эти двери закрытыми, пытаясь защитить местный бизнес. Выиграют, разумеется, города, сумевшие найти баланс между интересами локального и федерального бизнеса. Впрочем, для того, чтобы федеральные компании ломились в дверь, одной тенденции недостаточно — в городе должны быть созданы и поддерживаться условия для разворачивания бизнеса. Поэтому в ближайшее время можно ожидать и ужесточения соперничества между небольшими городами — такой же конкуренции, которая существует между региональными центрами.

Обозначившийся тренд, пожалуй, наиболее важен для городов, которые ещё не раскрыли свой потенциал — например, туристический. Одного побережья для привлечения турпотока недостаточно, если в городе два магазина по двадцать квадратных метров и нет возможности заглянуть вечером в «Одноклассники.ру». И, пожалуй, самое главное: сейчас экономический эффект от экспансии федеральных компаний для небольших городов трудно просчитать. Очевидно одно — активизация конкуренции должна привести к повышению уровня жизни.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...