Ростовская область – один из пилотных регионов федерального проекта по созданию инфраструктуры для электротранспорта. // Фото: donland.ru
Они должны появиться в Республике уже до конца текущего года. Четыре зарядных объекта возведут близ федеральной трассы «Кавказ». Планируется, что уже через шесть лет доля электромобилей на дорогах региона будет достигать не менее 10%.
Еще чуть ранее о создании целой сети электрозарядных станций заявили власти Ставрополья. Край стал участником пилотного федерального проекта, в рамках которого получит 165 миллионов рублей на возведение 60 быстрых заправок.
Гораздо активнее рынок электрокаров и сопутствующей ему инфраструктуры растет в Краснодарском крае и Ростовской области. Эти регионы стали лидерами по Югу в этом направлении.
В Ростове растет число быстрых станций
На Дону до конца 2024 года, вдобавок к существующим, появятся еще четыре электрозарядные станции. Инвестором проекта станет компания «Грин Драйв», уже имеющая в регионе семь аналогичных объектов.
«Ростовская область – один из пилотных регионов федерального проекта по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, - напоминает в разговоре с «Экспертом Юг» генеральный директор регионального Агентства инвестиционного развития Игорь Бураков. - Для профильных инвесторов в этой сфере мы – в числе приоритетов. Сейчас наше Агентство занимается большим проектом «Ростелекома», связанным с управлением зарядными станциями для электромобилей. Работаем также с отраслевыми лидерами. Компания «Грин Драйв», например, именно в Ростовской области построила самый большой на юге России зарядный хаб общей мощностью 300 кВт для одновременной зарядки шести электромобилей.
Бураков подчеркивает, что электротранспорт и развитие зарядной сети – актуальная инвестиционная тема, в которую уже включились как федеральные лидеры отрасли, так и региональные профильные компании. Одна из них – ростовская «Скат-Электро», работающая в технологическом партнёрстве с донским заводом электрооборудования «Бастион» и выпускающая импортозамещающие зарядные станции переменного тока.
При этом эксперт отмечает, что число электрозаправок в Ростове растет. Главным образом за счет так называемых быстрых станций, попадающих под федеральную субсидию. И в этом, по мнению Евгения Долматова, кроется серьезная проблема.
«Есть отдельные операторы, которые в погоне за субсидией не думают о комфорте автолюбителей, ставят свои станции в неудобных местах, не укрывают их козырьками и навесами. Еще одна трудность, которую предстоит решать всем участникам рынка – достаточно вялая позиция энергосбытовых и энергогенерирующих компаний, которые неохотно предоставляют свои мощности для подключения электрозарядных станций», - резюмирует собеседник.
Кубань пересаживается на электрокары
Еще более активно развивается отрасль в соседнем Краснодарском крае. И это не случайно: по итогам 2023 года регион занял третье место по числу проданных новых элетрокаров в стране, уступив лидерство лишь Москве и Санкт-Петербургу.
Одним из ведущих игроков рынка электрозарядной инфраструктуры на Кубани является компания PUNKT E. Сейчас в крае имеются 16 её быстрых и супербыстрых зарядных станций.
«Краснодарский край - один из лидеров по приросту электромобилей в России. Поэтому из всех регионов Юга он считается самым перспективным. Именно по этой причине мы собираемся расширять там свою сеть в несколько раз уже в этом году», - делится планами руководитель отдела маркетинга компании PUNKT E Евгений Катальницкий.
Добавим, что, по данным министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, к 2030 году в регионе планируется установить свыше 460 зарядных станций. А число электроавтомобилей на Кубани за это же время должно вырасти с нынешних 1,1 тысячи до 4,5 тысяч. В среднем ежегодно в регионе собираются вводить в строй по 60-70 электрозаправок.
Бесплатный проезд и налоговые льготы
За последние пять лет количество проданных в России электромобилей увеличилось в семь раз. В Южном федеральном округе показатель прироста составил 3,5 раза за последние три года.
Ведущее место в этом направлении занимают китайские бренды, хотя конкуренцию им пытаются составить отечественные производители. Не пугает автолюбителей и цена за электрокары – более 3 млн за подержанное и около 6 млн за новое транспортное средство.
«Это технологичное и перспективное направление за которым будущее, - уверен предприниматель, владелец автосервиса из Ростовской области Артур Салимов. – Уже слышны заявления ведущих мировых автоконцернов, которые анонсируют полный отказ от использования двигателей внутреннего сгорания. Сегодня вектор развития в вопросе электротранспорта диктует Китай. Но есть момент, который пока тормозит динамику в нашей стране. Это отсутствие сети сервисов обслуживания именно электрокаров. Хотя, уверен, что в будущем этот вопрос будет решен. Тем более, что преимущества для водителей электрокаров неоспоримы. И это не только экологичность. Сегодня владельцы электромобилей освобождаются от уплаты транспортного налога, а также могут бесплатно ездить по платным участкам федеральных автомагистралей».