1. За ростом на выход: на Юге бум малых экспортёров
100 компаний юга России, поучаствовавших в опросе на тему «Экспорт в МСП», говорят, что регион не использует экспортный потенциал. Им не хватает понимания рынков и каналов выхода на клиентов — господдержка по этим направлениям неэффективна. И всё же малые экспортёры настроены оптимистично, а их количество быстро растёт.Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл масштабное исследование на тему «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики юга России». Мы опросили 100 малых и средних компаний, которые экспортируют или планируют заняться экспортом в ближайшее время. Задавали им вопросы о том, что заставляет их развивать экспорт, какие финансовые результаты принесла экспортная торговля, что мешает укрупнять успехи на внешнем фронте, что стоило бы делать государству в этом направлении.
Главные выводы — для запуска экспортного проекта малому и среднему бизнесу требуются аналитическая информация о рынках, маркетинговые исследования и реальные каналы выхода на потенциальных клиентов и партнёров. В этом особенность МСП в работе над экспортными направлениями; у крупного бизнеса, как правило, проблематика совершенно иная — его интересуют конкретные механизмы финансирования экспортных контрактов и даже прямой протекционизм.
Респонденты уверены, что экспортный потенциал их региона пока не используется на всю мощность. Наивысший потенциал региона опрошенные видят в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности. Эти отрасли могут стать драйверами роста экспорта при должной господдержке и популяризации успешных экспортных кейсов. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
2. Донской экспорт прирастает малым и средним бизнесом
Первый опыт запуска экспортных проектов и проблемы начинающих экспортеров обсудили на конференции «Экспортный лифт Ростовской области». Отсутствие информации о новых рынках и аналитики зачастую становится тем самым недостающим звеном для успешного старта экспортных поставок. А для масштабирования опыта необходима более понятная господдержка и решение логистических проблем внутри страны.
Ростовская область – один из лидеров внешнеэкономической деятельности. По итогам 2018 года объем донского экспорта составил 9,06 млрд долларов, что позволило области занять седьмое место в рейтинге регионов РФ по данному показателю. Такого результата, по мнению начальника управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области Елены Федотовой, удалось достигнуть, в том числе, за счет субъектов малого и среднего предпринимательства. «Причем для Ростовской области характерно то, что практически 90% участников экспортной деятельности – это субъекты малого и среднего предпринимательства», – подчеркнула Елена Федотова.
По данным Аналитического центра «Эксперт ЮГ», который презентовал на конференции свое исследование на тему «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики юга России», за последние пять лет на юге России количество экспортеров среди субъектов МСП выросло многократно. По словам генерального директора Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимира Козлова, Ростовская область растет в сфере экспорта опережающими темпами – с 2014 года количество экспортеров увеличилось в семь раз. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
3.Южные зернотрейдеры упрочили экспортные позиции
Прошедший сельхозгод 2018/2019 показал второй за всю историю РФ результат по экспорту зерновых. В ТОП-10 экспортеров находятся пять южных компаний, на которые приходится 33% экспорта российского зерна.
По уточненным данным аналитического центра «Русагротранса» (железнодорожный оператор), экспорт зерна в прошедшем сельхозгоду (2018/2019, закончился в 30 июня) составил 42,2 млн т. Это почти на 25% меньше прошлогоднего рекордного результата (52,7 млн т).
В первой десятке экспортеров — сразу пять компаний-представителей Ростовской области и Краснодарского края. Это ТД «Риф» (1 место), «Астон» (3 место), «Зерно-Трейд» (5) ТД «Агрохолдинг Степь» (7, зарегистрирован в Краснодарском крае, но материнская компания АО «Агрохолдинг Степь» — в Ростовской области) и «Юг Руси» (10) (см. таблицу 1). На «Риф» приходится почти 7 млн т и доля в 16,4% в зерновом экспорте. В прошлом году компания перевалила через свои экспортные терминалы в Азове, а также через Новороссийский зерновой терминал 6,7 млн т. «Астон» перевалил примерно на том же уровне, что и в прошлом году — 3,4 млн т против 3,2 в прошлом сельхозгоду. «Юг Руси» годом ранее не входил даже в первую десятку, занимая 13 место с объемом перевалки 894 тыс. т. «Степь» находилась в третьем десятке (22 место) с 362 т зерна. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
4. Как вырасти на экспорте отрубей в 300 раз
Азовская компания «Агро Зерно Юг» — один из малых экспортёров, который за несколько лет превратился в крупного, правильно найдя свою нишу — пшеничные отруби.
Компания «Агро Зерно Юг» была создана в Азове (Ростовская область) в июле 2010 года для оптовой торговли сельскохозяйственным сырьём и продуктами переработки. Но в итоге деятельность фирмы сосредоточилась на экспорте зерновых, бобовых, масличных культур и продуктов их переработки. Сейчас «Агро Зерно Юг» является российским лидером по отправке на экспорт пшеничных отрубей, доля которых в общих объёмах компании занимает около 80%. В 2018 году «Агро Зерно Юг» (входит в диверсифицированную группу компаний «Астра Альянс») отправила на зарубежные рынки 250 тысяч тонн продукции. На сезон 2019/2020 запланировано экспортировать 350-400 тысяч тонн. А ещё через год — 600 тысяч тонн. Свою продукцию фирме поставляют 200 хозяйств и компаний со всей страны.
По данным ИАС Seldon.Basis, активную деятельность азовский зернотрейдер начал в 2013 году, по итогам которого выручка «Агро Зерно Юга» составила всего 3 млн рублей. В 2014-м это было уже 121,5 млн рублей, а через три года, к декабрю 2017-го, компания вышла за рамки малого бизнеса, увеличив годовой оборот до 847,3 млн рублей. Таким образом, за пять лет годовая выручка компании выросла почти в 300 раз. По словам вице-президента группы «Астра Альянс» Акима Талибова, ровно год потребовался трейдинговой компании, чтобы взять планку в 2 млрд рублей, став в соответствии с принятой в России классификацией компанией крупного бизнеса. И рост пока не прекращается. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
5. Профильного игрока развернуло на экспорт
Белокалитвинский производитель строительного профиля из алюминия после реализации инвестиционной программы усиливает позиции на рынках Западной Европы.
В 2018 году ООО «Алунекст», созданное 26 лет назад, перешло из сегмента среднего бизнеса в крупный, превысив планку выручки в 2 млрд рублей. Компания специализируется на производстве архитектурно-строительных профилей из алюминия и алюминиевых сплавов, производство расположено в Белокалитвинском районе Ростовской области. Одна из причин роста компании — ориентированность на экспорт, доля которого сегодня в общих объёмах предприятия составляет почти 50%. Предприятие производит продукцию, не раз отмеченную премией «Лучшие товары России». Также компания является постоянным участником конкурса «Лучший экспортёр Дона». В 2018 году предприятие получило субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества, а также на возмещение части затрат на участие в выставочных мероприятиях за рубежом.
В беседе с «Экспертом ЮГ» директор по экономике ООО «Алунекст» Михаил Панькин рассказал, на что именно компания делает упор в реализации своей стратегии развития и за счёт чего получается динамично расти на протяжении нескольких лет.