87 93 12

7 правил работы в семейном партнерстве

833
5 минут

Словосочетание «семейный бизнес» ассоциируется у многих с провалами в работе и разрывом отношений с родственниками. Однако директор производственной компании «Сад радости» Ольга Ермаченко уверена, что семейное партнерство вполне может стать удачным форматом для ведения дел, но для этого нужно соблюдать несколько правил. На примере своей работы эксперт разбирает типичные ошибки, возникающие у партнеров, и объясняет, как можно предотвратить конфликты в такой команде.

7 правил работы в семейном партнерстве

Поделиться
*Ольга Ермаченко - генеральный директор производственной компании «Сад Радости» , бизнес-наставник

13 лет назад мы с семьей начали свое производство. Незадолго до этого, в 2001 году, у меня появился первый бизнес в партнерстве: мы занимались продажей фильтров для воды. В дальнейшем я начинала и развивала разные проекты, но все они были связаны с партнерами.

В 2013 году у меня получилось основать собственный семейный бизнес. А три года назад мы участвовали в конкурсе, который проводила Торгово-промышленная палата РФ, и вошли в «100 лучших семейных предприятий России».

После этой победы, мне стали часто задавать вопрос: «Как же вести бизнес с семьей?» Причины для беспокойства вполне объяснимы. Зачастую у людей возникают споры по профессиональным вопросам, и все это может отражаться на отношениях в семье. Поэтому я хочу поделиться своим опытом, как работать в семейном партнерстве и эффективно вести проекты в такой команде.

Не секрет, что есть много типичных высказываний на тему семейного бизнеса: «Такое партнерство всегда приводит к разладу, разводу и концу отношений». Я в корне с этим не согласна. У меня другой взгляд на партнерство.

Я считаю, что, в первую очередь, это совместные вложения. Начать бизнес одному не просто, не всегда есть возможность найти нужную сумму для открытия бизнеса и его масштабирования. Во-вторых, это поддержка. Надежное плечо партнера помогает эффективнее преодолевать кризисы. В-третьих, это симбиоз сильных сторон. Партнеры должны дополнять друг друга - у каждого есть свои сильные стороны, в итоге получается синергетический эффект. 1+1 - это не 2, а 3 или даже 10! И, конечно, вести дела с партнером, на мой взгляд, интереснее.

Многолетний опыт позволил мне сформулировать 7 основных правил работы в партнерстве, и я хочу поделиться ими.

— Выбирать партнеров со схожими ценностями. У вас должно быть одинаковое понимание и восприятие, «что хорошо, а что плохо», как в детском рассказе Маяковского. Помню, в ходе обучения в бизнес-школе «Сколково» мы обсуждали тему партнерства. Выступали два партнера, отвечавшие на одинаковые вопросы по отдельности. В итоге выяснилось, что методы, приемлемые в бизнесе для одного, абсолютно не подходят для второго. Отсюда вытекают проблемы, которые в будущем могут перерасти в кризис.

— Разделить зоны ответственности. Создавая семейный бизнес 13 лет назад, мы сразу закрепили зоны ответственности между нами: я отвечаю за маркетинг, построение продаж, сестра отвечает за производство, муж - за новые идеи и разработку технологий, дочь - за экспорт. Да, мы можем советоваться друг с другом, рекомендовать поступить так или иначе, но никогда не диктуем свои условия вне поля нашей ответственности. Если не закреплять за каждым членом команды область его ответственности - получится ситуация из известной поговорки «У семи нянек - дитя без глазу» Если нет ответственности - нет планирования. В таком коллективе рождаются скандалы и склоки по поводу перекладывания друг на друга ответственности за некачественный результат.

— Быть открытым и честным. Если одного из партнеров что-то беспокоит или не устраивает - он должен открыто об этом сказать. Важно уметь отбросить эмоции и сесть за стол переговоров. В противном случае молчание и негатив накопятся и «разорвутся бомбой» в самый неподходящий момент. Не нужно замалчивать проблемы и думать, что партнер сам поймет, как эту проблему решить.
На эту тему
Ольга Ермаченко: "Настоящий левша из сказки мог родиться только в России"
Поделиться

Типичная ситуация случилась у моих учеников: один из партнеров пришел с желанием оставить бизнес. Разбирая проблему, удалось выяснить, что партнер до конца не понимает, что делает другой, в то время как первый устал «как загнанная лошадь». Однако второй партнер как раз активно занимался встречами и переговорами. Я считаю, что возникшего конфликта можно было избежать, если бы удалось прийти к открытому и честному диалогу.

— Принимать и понимать, что в компании у нас могут быть разные роли. Бывает, что партнеры изначально пожали руки и договорились о доле 50/50, но один из партнеров со временем начал еще и работать в компании, а второй остался как инвестор. На этом этапе также часто возникают недовольства и недомолвки, и эта ошибка встречается у предпринимателей довольно часто. В компании мы являемся не только инвесторами, соучредителями, но и сотрудниками. Именно поэтому средства - дивиденды - мы вытаскиваем из оборота, только исходя из вложений и договоренностей. И у каждого сотрудника должна быть заработная плата, которую мы выдаем «сами себе», как у любого наемного сотрудника.

— Работа должна оплачиваться. На этапе стартапа заработная плата партнера-сотрудника может составлять немного, с ростом компании заработная плата должна увеличиваться в проекции с наемными сотрудниками. Партнеры-сотрудники компании также должны получать заработную плату, исходя из объема выполненных работ. Важно не путать это с долей прибыли, которую мы получаем как дивиденды.

— Постоянно сверять видение. Нужно проводить встречи учредителей, чтобы понимать у кого какое видение в отношении развития общего бизнеса. Целью может стать быстрый заработок, рост капитализации компании, лидерство в нише или вовсе продажа компании на каком-то из рубежей. Главное, чтобы цель была ясна и принята всеми партнерами.

— В офисе мы сотрудники, дома - члены семьи. В офисе каждый действует в зоне своей ответственности, соблюдая этику и субординацию. Дома же мы - муж, жена, сестра, дочь. В семейной компании я директор, а дома мягкая жена, которая готовит блинчики на выходных.

Придерживаясь этих основных правил, мы снизим проблемы в бизнесе в партнерстве. Для меня особенно актуальна народная мудрость “Один в поле не воин”. Моя семья – это моя команда, благодаря которой мы начали бизнес дома на кухне 13 лет назад. А сейчас мы компания, которая поставляет декор по всей стране (более чем в 80 регионах России). Мы экспортируем уже в 17 стран, ведем разработки новой продукции, новых технологий. В одиночку мне было бы не под силу вырастить компанию до такого уровня. Именно в партнерстве, где каждый усиливает друг друга, возможен большой успех!


0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .