Что такое «импакт-эффект» в сфере социального проектирования?

917
4 минуты

Мнение о новом тренде в сфере социального предпринимательства — «импакт-проектировании». Это составляющая так называемой «экономики духа». Если в социальной сфере создать систему для постоянного мониторинга импакт-показателя проектов, это будет полезно для региона

Что такое «импакт-эффект» в сфере социального проектирования?

Поделиться

Автор – основатель и руководитель кластера креативного обучения компании «Центр экспертного развития»

Человек существует в реальности, где любое его действие имеет «след воздействия» (от англ. Impact – влияние, воздействие). Отсюда набирающая популярность на уровне бизнеса деятельность по социальному проектированию, то есть, проектированию процессов, направленных на внесение положительных изменений в жизнь человека. Чтобы социальный проект был способен к масштабированию и монетизации, а также чтобы доказать его пользу в долгосрочной перспективе, он должен иметь посчитанный и «упакованный» импакт-показатель. Он должен быть также «импакт-проектом».

Под термином «импакт» понимают измеримое улучшение качества жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности. Только то социальное проектирование, которое учитывает импакт-эффект способно решать базовые проблемы людей (в том числе – прописанные в повестке Целей устойчивого развития ООН) и наполнять жизнь человека смыслом.

К импакт-показателям проекта обычно относят:

- систематическое и долгосрочное улучшение качества жизни целевой аудитории;

- масштабируемость в другие регионы, страны;

- отсутствие вредного воздействия,

- коммерческую успешность проекта.

В мире пока не существует единого подхода к расчету импакт-показателя, нам еще предстоит разработать его. По моему мнению, основой такой методологии должна стать оценка проекта и его ПОЛЬЗЫ с точки зрения конкретной целевой аудиторией. В рамках исследования «пользы» продукта и услуги можно выделить такие факторы как:

- возможность альтернативных версий использования продукта/услуги, оцененная целевой аудиторией;

- учет внутренних социальных ресурсов человека в социальном проектировании;

- учет возможных «болевых точек» и «точек роста», системы внешних вызовов для выбора наиболее значимого варианта развития активности человека и возможности реализации одних и тех же целей разными средствами.

Импакт в России и мире

За рубежом инвесторы и предприниматели вкладывают деньги в проекты, которые имеют показатели по импакту, занимаясь импакт-инвестированием. Создаются импакт-ассоциации, самая крупная и одна из первых – это некоммерческая организация GIIN (Global Impact Investing Network), которая объединяет основных игроков рынка импакт-инвестирования в мире.

В России данный тренд только набирает обороты. Мы тоже движемся к «экономике духа», где состояние счастья и удовольствия, которое получает клиент бизнеса, делает продукт более коммерчески успешным. Ведь положительные эмоции, которые ассоциируют люди с брендом позволяют ему расти. Именно поэтому для бизнеса очень важно участвовать в различных социальных (в том числе, благотворительных проектах). Утилитарная роль продукта или услуги становится менее важной, чем ощущения от ее покупки. Некоторые компании имеют импакт по определению (крупные заводы, корпорации, сфера общепита и т.д.), а в других – можно импакт сформировать, например, предложив инновационную модель переработки отходов.

Импакт-проект всегда привязан к конкретному региону, потому что мы не можем говорить о «пользе вообще», всегда нужно учитывать конкретные социальные группы. И наоборот — социальный проект, «не привязанный» к определенному региону, не способен в полной мере показать долгосрочную перспективу своей реализации и его значимость. В этой точке сходятся интересы бизнеса и власти, для которой социальное проектирование выступает необходимостью. Надо четко понимать, что социальные проекты должны быть вписаны в общие процессы социальных преобразований региона. Социальная сфера является таким же показателем инвестиционной привлекательности региона, как и производственные и промышленные показатели.                                   

В Ростовской области Михаилом Гащуком и мной был создан социальный проект адаптации к новым условиям жизни «Безопасность. Предотвращение потерь». Этот проект вырос из образовательной программы повышения квалификации для предпринимателей, которая реализуется на базе ВШБ ЮФУ. Сама образовательная программа формирует навыки безопасного ведения бизнеса для собственников, директоров предприятий МСП-сектора, риск-менеджеров, начальников и специалистов служб безопасности организаций. В программе изучаются особенности предпринимательской деятельности, формирование деловой репутации, ведение переговоров, проверка контрагентов и так далее. При реализации программы мы столкнулись с фактом, что существуют целые группы населения, которые могут быть в нее включены как адресанты мощного регионального социального проекта. Я говорю о создании условий для адаптации, обучения, наставнического сопровождения, навигации пенсионеров Министерства обороны и силовых структур обоих полов к работе в негосударственной сфере безопасности (службы безопасности частных компаний, компаний с государственным участием, различных подразделений организаций, в чьи задачи входит сокращение потерь).

На данном этапе проект растет и развивается. При этом, очень важным аспектом понимания социального проектирования является необходимость выстраивания и отслеживания отношения, которое есть у адресантов проекта к деятельности команды проекта и к организации проектирования в целом, с учетом различных противоречий и вариативности развития. Иными словами, команда проекта должна учесть, по возможности внезапные изменения, которые могут произойти с человеком, регионом, страной и миром.

Человек должен получать возможность развиваться в своем регионе, повышая, тем самым его инвестиционную привлекательность. И если в социальной сфере создать систему/площадку для постоянного мониторинга о наличии импакт-показателя проектов, надеюсь, это будет полезно для Ростовской области и ЮФО в целом.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .