Самокаты уже стали участниками городского движения и не уйдут с улиц, считает предприниматель и активист Дмитрий Гусев
Поделиться
В Сочи водитель электросамоката снес велосипедиста, в Ростове-на-Дону — сбил 10-летнего ребенка и скрылся. На пешеходном переходе в Волгограде 15-летняя девочка на электросамокате попала под колеса машины. Все это новости текущей недели.
Власти южных городов предпринимают разные меры, но пока очевидно хаотичные. В Ростове-на-Дону запретили движение электросамокатов в нескольких парках и в парковой зоне главной пешеходной улицы — Пушкинской. В ряде локаций скорость двухколесных сократили до 15 км/ч. Движение самокатов ограничили и на центральных улицах Астрахани. Самокаты будут автоматически отключаться при въезде на Петровскую набережную, бульвар Победы, площадь им. Ленина, Братский сад.
Дмитрий Гусев не первый год продвигает идею развития велосипедной инфраструктуры и верит, что самокаты можно интегрировать в город. Еще в 2017 году его компания разработала проект сети велодорожек в Ростове, который был реализован лишь частично и до сих пор по большей части «лежит в столе». Публикуем реплику предпринимателя и активиста Дмитрия Гусева о том, как приспособить самокаты к жизни в городе.
Самокаты — часть комплексной проблемы
Еще лет 5-7 назад велосипедисты, летающие между пешеходами на улицах города, вызывали такие же горячие споры, как сейчас самокатчики. Тогда мои слова о том, что у велосипедов должно быть свое место в городе, всем казались фантастикой.Сегодня мы видим, что многие велосипедисты передвигаются уже по велодорожкам. Эту проблему удалось нивелировать. Но на арену вышли самокаты. Они более опасны, чем велосипеды, могут набирать большую скорость, доступны несовершеннолетним и даже пьяному человеку. Ситуация на улицах вновь обострилась.
Я бы не рассматривал самокаты в городе, как отдельную проблему. Это часть комплексных проблем, связанных с инфраструктурой, работой транспорта и нашей ментальностью.
Почему полный запрет не поможет
Я не сторонник запретов и считаю, что нужно находить конструктивные пути решения, а не выстраивать заборы. Понимаю и тех, кто говорит о полном табу на самокаты в городе. Когда наблюдаешь некоторые картины на улицах, проблема кажется нерешаемой. То бабушку сбили, то собаку задавили. Я сам гуляю по городу с двумя детьми и, когда вижу летящих по центральной аллее самокатчиков и велосипедистов, это вызывает только негативные чувства.Но нужно понимать, что полный запрет не решит проблему. Региональные власти могут запретить кикшеринговым компаниям работать в городе. Но останутся еще тысячи пользовательских самокатов в частных руках. Они открыто продаются в магазинах и многие уже не арендуют, а покупают их в собственное пользование. Что делать с ними? Запрещать катание на самокатах в городе в принципе — довольно абсурдно.
Да, возможно категория владельцев самокатов более осознанная и ответственная. Скорее всего с запретом проката количество пьяных подростков, арендующих транспортное средство на улицах, сократится, но самокаты не уйдут из города. Как и в случае с машинами, никто не может гарантировать отсутствие аварий и вождения в пьяном виде.
Самокат — такое же транспортное средство, как велосипед и автомобиль. Это классный способ передвижения, чтобы доехать из точки А в точку В. Часто самокат может решить «проблему последней мили». На нем добираются от работы до остановки и от остановки до дома. В некоторых случаях пешком этот путь занимаем до 20 минут.
Самокаты уже стали участниками городского движения. Лучше подумать не о запретах, а о том, как безопасно интегрировать их в городское пространство.
На какие локации стоит обратить внимание
Чтобы наглядно понять, как решать проблему, можно взять карту и разделить городские локации на красные, желтые и зеленые. Красным выделить наиболее проблемные места с большим количеством происшествий, желтым — не столь критичные, зеленым — благополучные для пешеходов и самокатчиков. Тогда мы увидим, что проблема неоднородна.Наиболее заостренными остаются городские точки притяжения. Это многолюдные пешеходные улицы и оживлённые парки. Например, в Ростове, улица Пушкинская и парк Революции. В остальных локациях проблема стоит не так остро.
Пять шагов к безопасности самокатов в городе
На 100% безопасно внедрить самокаты в городское пространство нельзя. Даже автомобили на сегодняшний день не полностью интегрированы. Но мы можем сделать нахождение самокатов в городе максимально безопасным. Дальше несколько шагов, которые могут в этом помочь.1. Разделение потоков и развитие инфраструктуры
Ключевое решение — создание сети велосипедных дорожек и сопутствующих ей элементов — указателей, ограничителей, делиниаторов. Аварии случаются в тех зонах, где самокаты вылетают на аллеи и возникает конфликт из разряда «пешеход-самокат». Развитая инфраструктура позволит разделить городские потоки. Направить пешеходов на аллеи, а самокатчиков — на велодорожки.
Проект сети велодорожек в Ростове-на-Дону протяженностью порядка 35 километров уже есть. Его в 2017 году разработала компания «Веловод», которой я на тот момент руководил. Проект лежит в долгом ящике. Его воплотили лишь частично, обустроив разметку для велосипедов на Пушкинской. На создание сети необходимо было 165 млн рублей. Таких денег у администрации не нашлось поэтому реализация получилась, так сказать, компромиссной - с минимизацией вложений и максимизацией пользы для города.
Считаю, кикшеринговые компании тоже должны вкладываться в создание инфраструктуры, если они хотят сохранить и развивать бизнес. Иначе получается игра в одни ворота: выигрывают только фирмы, зарабатывающие на прокате самокатов.
2. Запрет движения самокатов на некоторых улицах
Не везде есть возможность сделать велодорожки и не во всех локациях самокат может соседствовать с пешеходом. На самых оживленных и узких улицах с высоким количеством аварий их движение все-таки стоит запретить. Кикшеринговые компании могут ограничить возможность передвигаться на самокатах в определённых местах. Технически это возможно.
Городские власти должны контролировать этот процесс. Администрация Ростова запретила катание на пешеходной части Пушкинской, однако самокаты все еще там. По всей видимости здесь есть момент саботирования прокатными компаниями введенных правил. Для них Пушкинская — золотая жила, и они не торопятся что-то менять.
3. Снижение максимальной скорости движения самокатов по городу
Ограничение должно зависеть от конкретной локации и интенсивности пешеходного движения на ней. Где-то действительно необходимо сократить скорость до 5 км/ч, а где-то можно и до 15 км/ч. 4. Ограничение веса
Катание вдвоем — удвоенная опасность для тех, кто стоит на самокате, и для тех, кто рядом. Вес нужно ограничить. Например, если он больше 100 кг, то самокат не едет.
5. Развитие культуры вождения
Решение инфраструктурных вопросов — только половина задачи. Самое главное —донести и до самокатчиков, велосипедистов, пешеходов, и до автомобилистов, что у каждого — свое место в городе. Пропагандой безопасного вождения должны заниматься прокатные компании, власти города и СМИ.
Если вы пешеход — вы движетесь по тротуару и не выходите на проезжую часть. Если вы садитесь в автомобиль, то едете по дороге, а не по бордюрам и пешеходным или велодорожкам. Встречаются, конечно, и такие уникумы, но это скорее исключение.
То же самое с велосипедами и самокатами. Когда у пешеходов есть своя зона в городе, а у транспортных средств своя, все участники движения понимают правила и границы— проблем не возникает. Самокаты не вылетают на аллеи, пешеходы не гуляют по велодорожкам, автомобили не паркуются на них и не мешают движению средств индивидуальной мобильности. Это, конечно, идеальная картина, но к ней надо стремится и работать по всем направлениям.