Автор – управляющий компании RNDSOFT, к.т.н.
Для решения этой проблемы у меня есть предложения трех уровней.ИТ-работодатели должны плотнее взаимодействовать с ВУЗами и колледжами
В законе «Об образовании» есть такое понятие, как «общественная аккредитация образовательных профессиональных программ». Сейчас стоит формулировка: «учебные заведения могут проходить аккредитацию». Мы, работодатели, должны создать такие условия, чтобы образовательные учреждения не просто могли, а обязаны были проходить подобную аккредитацию. Для этого необходимо создать объединение работодателей, например в форме НКО, которое могло бы эту профессиональную аккредитацию проводить на должном уровне. Следующим шагом должно стать закрепление права работодателей проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ по ИТ- направлению. Надеюсь, что региональный ИТ-бизнес готов пойти на новую попытку начать конструктивное взаимодействие с учебными заведениями и выстроить сообщество работодателей, которое будет транслировать понятную повестку дня и требования, давать прикладные компетенции, преподавателей практиков и ресурсы. В этих задачах необходимо объединить разрозненные усилия и частные практики компаний в единую стратегию для нашего региона.
Другой важный момент: две трети состава государственных аттестационных комиссий должны состоять из работодателей, которые аккредитованы региональным ИТ- сообществом. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в комиссиях заседают работодатели полностью «ручные», которые ставят положительные оценки по очень низким требованиям. Когда появится сообщество работодателей, можно будет сделать рейтинг не только учебных заведений, по нашей региональной версии, но и преподавателей, которые дают повышенную конверсию выпускников, чей вклад и результат заметен и признается сообществом и студентами. Таких преподавателей будем премировать грантами из фонда ИТ-сообщества. Нужно уходить от «уравниловки» и поддерживать тех, чей вклад и энергия, дает ощутимый результат!
С первого курса — профессиональное тестирование и комфортная среда
С первого курса необходимо профориентационное тестирование. Что происходит сейчас: студенты приходят, абсолютно не понимая, куда они попали. Чаще всего, по наитию родителей. Но у молодого человека может оказаться гуманитарный склад ума, а его устраивают в программисты, это же перспективно! И в дальнейшем возникает проблема у всех участников процесса. Стоит настаивать на добровольном переводе на другие направления исходя из результатов тестирования.
В вузах и колледжах должна быть внедрена полноценная межотраслевая проектная работа. Она сейчас уже вводится в вузах, но в очень малых объемах. На бумаге больше, чем в реальности. Надо учить студентов технологиям запуска стартапов и поиска масштабируемых бизнес-моделей. Студенты отраслевых и ИТ специальностей с 3 курса должны работать над единым дипломным проектом в команде, которая в дальнейшем может перерасти в готовую команду стартапа.
На федеральном уровне надо уходить от «палочной системы», называемой «госзаданием» при которой выпускники с низкими показателями профессиональных компетенций получают диплом, дабы не нарушить контрольные цифры выпуска. Необходимо перейти с подушевого финансирования на погрупповое финансирование.
Наконец, необходимо создать комфортную образовательную среду. Сейчас находиться в учебных аудиториях – это унылое ощущение, которое не способствует мотивации и творчеству. Необходима создание комфортной среды в помещениях и аудиториях. Нужно переосмыслить пространства, привлечь дизайнеров и оживить аудитории и лаборатории визуальными рядами по ИТ тематике. И направить бюджетные деньги в продуктивное русло.
Для преподавателей профдисциплин, должна стать обязательной, стажировка на производстве в ИТ-компаниях аккредитованных ИТ-сообществом ежегодно (нужно включить в аттестацию, что без стажировки и положительного отзыва с производства невозможно пройти аттестацию). Соответственно, мы должны создавать места и программы стажировок для активных преподавателей. Без переманивания. Более того, мы, как профессиональное сообщество, должны создать денежный фонд, чтобы иметь возможность поддерживать тех преподавателей, которые формируют высокий уровень подготовки выпускников. Мы сейчас уже пробуем похожую практику. Ищем преподавателей в ученых заведениях, оформляем по совместительству, платим зарплату, помогаем с программами и методически. Но в офис его не приглашаем. Мы готовы доплачивать по 20-30 тысяч в месяц за то, что он хорошо готовит студентов.
ИТ-образованию необходимы новые кадры и популяризация
Чтобы в вузах и колледжах появились новые кадры – профессиональные специалисты, которые могут стать постоянными преподавателями, нужно спонсировать стоимость академического часа для наших специалистов, потому что ИТ-сообщество полностью на себя это взвалить не готово. К примеру, регион мог бы взять на себя стоимость часа в 1000 рублей. Мы мотивируем специалиста на преподавание, отпускаем его, хотя и несем нагрузку, лишаясь на время рабочих рук. Но у него должна быть мотивация и финансовый стимул прийти и провести занятие, а не 100 рублей, которые ему там сейчас платят за час. Даже на проезд не хватит. Нужно выстроить эту систему.
В направлении частного дополнительного образования в целях подготовки кадров для Цифровой экономики и ИТ работодателей, необходимо выделять целевые гранты, на подготовку и переподготовку специалистов. Вспомните историю с тестировщиками, которых нигде не учат в регионе, а Южная Школа Программирования умудрилась за полтора года переобучить больше ста специалистов и большую часть из них трудоустроить. Они восполняют образовательный пробел. За четыре месяца выдают классных тестировщиков.
Обществу и молодому поколению нужны региональные и федеральные истории успеха. Нужны видео ролики на телевидении о региональных компаниях лидерах. Статьи и сюжеты в СМИ. Для популяризации концепция цифрового умного города будущего, новых профессий и новых технологий, необходим ежегодный фестиваль ИТ, робототехники и киберспорта — «Цифрополис».
Полагаю, если мы в ближайшем будущем придем к подобным результатам, это несомненно изменит кадровую ситуацию в ИТ-отрасли нашей области.