Автор – руководитель дизайн-студии «А+», исследователь в сфере брендинга территорий
В сессии приняли участие Дарья Ковальчук, директор по развитию Музея русского импрессионизма, Ирина Ярославцева, заместитель директора по развитию Музея театрального и музыкального искусства, Юлия Бычкова, директор арт-парка «Никола-Ленивец», и Дмитрий Барсенков — креативный кластер «Октава», Тула.
Надо сказать, что возможность услышать об опыте, удачном или нет, подобных культурных институций довольно редка. И случившийся разговор полезен еще и для того, чтобы увидеть, как можно развивать, угасающую, в наших края, музейную и галерейную жизнь. Креативные коллаборации, о которых шла речь в дискуссии, рассматривались как инструмент развития и самого субъекта деятельности, и территории.
Глазами успешного музея
Дарья Ковальчук в презентации говорила о привлекательности для бизнеса партнерства с музеями. Стратегия взаимодействия компании с музеем или театром позволяет решать сразу несколько задач. Это и расширение для бизнеса целевой аудитории, и создание внутри коллектива правильной репутации, и как результат — рост общей лояльности. Нельзя отрицать, что взаимодействие с культурными институциями оказывает серьезное впечатление на потенциальных клиентов, улучшая как внешний, так и внутренний имидж компании.
Отдельным разделом следует работа с медиаресурсами. Сегодня поиск новых информационных поводов – серьезный вызов для маркетинговой кампании предприятий. Таким образом, новые коллаборации создают не только прирост в человеческом капитале, но и рост информационного поля, способного привлекать новых клиентов.
И в заключении, был назван еще одно привлекательное следствие такой работы: в сегодняшних реалиях поддержка российского искусства во всех формах стала дополнительным инструментом для налаживания контактов с государственными органами, а также для получения дополнительных преференций и субсидий.
Музей русского импрессионизма создает привлекательные условия для разных видов колабораций. К ним относятся проекты, связанные с экологической повесткой, организуемые с привлечением эко-активистов и предприятий, заинтересованных в продвижении идей экологической ответственности. Бизнес-коллаборации, образовательные проекты на территории музея, сотрудничество с фешн-брендами - такой разнообразный и во многом смелый подход дает музею новые возможности для продвижения собственного бренда, привлечения средств, создания новых сообществ.
Тульский кейс креативного кластера
Следующей презентаций, представленной на сессии, стала работа над кластером «Октава» в Туле, созданном на территории одноимённого завода. О проекте подробно рассказал Дмитрий Барсенков. Это, казалось бы, привычное превращение завода в креативное пространство, но реализованное иным способом. Завод «Октава» был крупнейшим производителем микрофонов в стране, в том числе телефонных, которые широко использовались. Сейчас завод имеет несколько другой профиль, но созданный на нем кластер сохраняет его историю. Часть площадей кластера отдана под звуковую лабораторию «Шум», занимающуюся исследованиями нового звука, нойз-проектами и той некоммерческой музыкой, о которой мы мало что знаем. Кластер плотно сотрудничает с Политехническим музеем и старается поддерживать связи с музеями Москвы. В настоящий момент часть экспозиции Мультимедиа Арт Музея Москвы (МАММ) расположилась на территории «Октавы».
Подобные примеры показывают, как при должном подходе культурные институции небольших городов могут развиваться, создавая новый продукт - музыкальный, интеллектуальный, информационный.
Участники дискуссии сходились во мнении о необходимости грамотного маркетинга, открытости к инновациям, в необходимости изучения грантов и государственных инструментов поддержки.
Говоря отдельно о маркетинге, нужно сказать, что не всегда он требует серьезных затрат. Мир меняется, и специалисты, достигшие высокого профессионального уровня, порой готовы участвовать в гуманитарных и культурных проектах на волонтерских началах или за посильную оплату. Понятно, что ниточка между директором музея и графическим дизайнером или маркетологом напрямую не выстраивается, часто для этого нет ни возможности, ни желания. Появление в структуре организации креативного отдела или менеджера, способного и желающего по-новому смотреть на ситуацию в отрасли, может в корне менять подходы к решениям задач без серьезных затрат.
Тем не менее, вопрос бюджета стоит остро - и поддержки не хватает. В этой ситуации коммерческие коллаборации могли бы создавать новую статью дохода. Так же не стоит отказываться от грантовой поддержки, которая сегодня серьезно развивается, о чем сказали все участники дискуссии. Гранты и субсидии доступны, и оказывают серьезную помощь индустрии.
Ленд-арт как перспективная ниша
Впечатляющим оказался объём работ, в сфере региональных проектов и художественных коллабораций, представленный Юлией Бычковой и бюро «Никола-Ленивец». Многим этот проект известен, но то, сколько проектов лэнд-арта реализовано в регионах, оказалось удивительным. Реализация таких проектов требует и грантовой поддержки, и плотного взаимодействия с властью. Бюро «Никола-Ленивец» - живой пример, как это можно делать успешно и с художественной точки зрения, и с организационной.
Презентация проектов студии и сам пример парка «Никола-Ленивец» показывает, насколько недооценена ниша ленд-арта, насколько силён голод по серьезным проектам, как мало сделано в провинции для современного искусства. И какая ниша для художественной и коммерческой деятельности в этой сфере свободна.
Юлия Бычкова привела очень интересный пример участия бюро в перформативном проекте, посвященном закрытию последней Мартеновской печи в России, в Выксе. И о том, какой травмой это событие ощущалось для жителей города, в особенности для сотрудников предприятия, многие из которых поколениями здесь трудились. Решение вовлечь в сам акт искусства тех, кто взаимодействовал с производством, тех, кто антропологически связан с событием, принесло серьезное облегчение в общество. Мероприятие, которое могло нанести репутационный удар и по производству, и в целом городу, было решено таким образом, что превратилось в художественный акт, в осознанное прощание с отжившим, в рост имиджа для всех сторон.
Необходимость перезагрузки культурных институтов
О чем говорит этот опыт? Выводы разные, но главные из них, наверное, такие – наиболее эффективным для решения накопившихся проблем является привлечение грамотных, опытных специалистов, а также необходимость пересмотра подходов к управлению такими институциями как музеи и галереи.
Сегодня существует устойчивый вектор, который, к сожалению, просматривается в различных кругах, – сопротивляться положению вещей исключительно словесно, не принося материальной или интеллектуальной пользы. Появление в структурах новых сотрудников, способных трезво смотреть на проблемы в арт-индустрии, маркетологов, менеджеров, желающих и умеющих креативно решать сложные задачи в сферах, связанных с искусством и образованием, должно стать отправной точкой в изменении ситуации. И конечно, на этом пути понадобится изучение опыта других регионов и институций.
В заключении коротко упомяну о коллаборациях «Музея театрального и музыкального искусства» Петербурга. Обладая огромной коллекцией этнических музыкальных инструментов, музей рискнул провести фестиваль современной этнической музыки, который вырос в серьезное событие, собирающее интереснейших музыкантов. Как верно заметила Ирина Ярославцева в конце дискуссии, в региональных комитетах культуры часто понятия не имеют о собственных ресурсах, о музыкантах, художниках, которые сейчас и не в столице создают уникальный контент, создают новое искусство. И как следствие — возможности для развития и коллабораций, и самих культурных институций внутри региона.