Поделиться
*Алексей Матвеенко, винный и гастрономический эксперт
Сегментация винного рынка и рост конкуренции
Тренд, который усилится в 2025 году — сегментация винного рынка на премиальные вина, демократичные и среднеценовые. Эта сегментация усилится даже не в плане цен. Так, многие вина, которые занимают первые места в различных рейтингах, сейчас после выпуска моментально разлетаются по ресторанам и частным ценителям. И эти вина уже невозможно купить. На мой взгляд, эта элитарность будет нарастать, поскольку пока у нас производится недостаточно вин для того, чтобы хватало всем. Естественно созданный дефицит будет, конечно, будет определенным трендом наступившего года.
Сегментация винного рынка и рост конкуренции
Тренд, который усилится в 2025 году — сегментация винного рынка на премиальные вина, демократичные и среднеценовые. Эта сегментация усилится даже не в плане цен. Так, многие вина, которые занимают первые места в различных рейтингах, сейчас после выпуска моментально разлетаются по ресторанам и частным ценителям. И эти вина уже невозможно купить. На мой взгляд, эта элитарность будет нарастать, поскольку пока у нас производится недостаточно вин для того, чтобы хватало всем. Естественно созданный дефицит будет, конечно, будет определенным трендом наступившего года.
Следующий момент — конкуренция в нижнем и среднем ценовых сегментах производителей, потому что все больше потребителей переключаются на отечественные вина, а протекционистские меры органов власти позволяют российским производителям все больше занимать места на полках и в винных картах. Соответственно, сейчас начнется серьезная работа с потребительскими предпочтениями: как, например, отечественный потребитель будет выбирать для себя условно бутылку базового российского брюта — от какого производителя, из какого региона. Тут будет много маркетинга, много работы для отделов продаж, работы с винными картами, ресторанами и т.д. В итоге конкуренция в этом сегменте будет сильно расти.
Спрос на игристое и продвижение оранжевых вин
Поскольку у нас массовый рынок, как и везде, реагирует с опозданием, то, возможно, оранжевые вина, которые виноделы, следуя тренду, произвели достаточно много в прошлом и позапрошлом годах, дойдут до массовых потребителей. Это продукт будут продвигать, знакомить с ним покупателей. Тренд на оранжевые вина еще продержится некоторое время.Также продолжит расти популярность игристых вин. Возможно, также произойдет небольшой крен в сторону легких белых вин, но я думаю, что это произойдет ближе к 2026 году. Массовый рынок вряд ли так быстро среагирует на тренды, которые только зарождаются сегодня в кругах виноделов и винных экспертов.
Вина из дружественных и недружественных стран
С точки зрения конкуренции с импортными винами, наверное, возникнут своего рода «островки неприятия». Так как российское вино становится массовым трендом, наверняка, появятся рестораны и кафе, которые позиционируют себя как заведения с винными картами с минимальным присутствием российских вин. Но количество таких заведений будет ничтожным. В целом, российские вина продолжат активно покорять винные карты, но здесь мы опять возвращаемся к одному из трендов — гонке за удачными винами, поскольку на всю Россию вин некоторых хозяйств может просто не хватить.Как я уже неоднократно говорил, российские вина вступят в конкуренцию с другими винами из так называемых дружественных стран. Недружественные страны у нас более-менее заградительными пошлинами отодвинуты, а продукция дружественны стран, Грузии, Абхазии и т.д., в сознании массового консервативного потребителя пока занимают больше места, нежели российское виноделие. Эту конкуренцию мы будем наблюдать на винных полках и в некоторых демократичных картах.