Поделиться
Администрация Ростова-на-Дону представила стратегическую программу развития города до 2035 года, которую мэр Алексей Логвиненко отстаивал в рамках образовательной программы «ВЭБ.РФ» и бизнес-школы «Сколково». В ней содержится 18 проектов развития различных сфер жизни донской столицы, предложен поэтапный план общей стоимостью 332 млрд рублей, визуализированы многие будущие пространства. Но насколько реалистичен план городских властей?
Легко планировать на 15 лет вперед, особенно такие категории, как валовый городской продукт. Тем не менее, планировать надо. И прежде всего то, что относится к пространственной структуре города. Решения, предусмотренные сегодня, смогут стать актуальными через множество лет. Например, строительство второй очереди путепровода на ул. Малиновского было предусмотрено еще при проектировании первого в 70-е годы прошлого века. Были специально заложены широкие дороги с обеих прилегающих сторон, а скандальная история с отчуждением земель и строений, отбросившая стройку на год назад, — это следствие необдуманных отводов земли в девяностые годы, когда о перспективе не думали. Так что планировать нужно сейчас, понимая, что реализовывать может быть, придется через годы.
В части социально-экономического развития в проекте заложено множество идей и показателей, реализация которых относится скорее к зоне ответственности федеральных властей или бизнеса. От муниципалитета здесь мало что зависит.
Заявленный лозунг про «качественную среду, способствующую самореализации горожанина» вступает в резкий диссонанс с действительностью, где городскую среду формируют тридцатиэтажные «сундуки» с множеством пивных и аптек на первых этажах. Какого-либо изменения тенденции уродующего город высотного строительства не наблюдается. Надеюсь, что в своей программе сити-менеджер предложил какие-то механизмы изменения ситуации, которые остались «за кадром». Ведь говорить о комфортной среде в условиях преобладающего сегодня в Ростове высотного жилья просто смешно.
Так что в этой части, скорее, надо говорить о разном понимании целей – высотки будут построены, в этом нет сомнения, но приведёт ли это к созданию комфортной среды – нет, и еще раз нет.
Отдельно остановлюсь на проекте застройки левого берега небоскребами на месте «Ковша» (промзона в районе залива «Ковш» на левом берегу Дона) и зеленой зоны перед ним. Эти проекты в случае реализации станут бомбой замедленного действия для всего Ростова, поскольку экологические последствия такого массового строительства с учетом гидрологического режима поймы Дона просто непредсказуемы. И платить за это придется нам и нашим детям и внукам, в то время как люди, «снявшие пенки» с этого «чуда» градостроительной мысли, будут нежиться на средиземноморском солнышке.
Транспортный раздел проекта радует отсутствием метрополитена, благо недавно всем городам миллионникам на эту тему в Правительстве дали официальный отказ на весь период жизни нынешнего поколения.
Вместе с тем, опубликованные материалы не позволяют судить о какой-либо внятной альтернативе, тем более, что проекты в этой сфере на суд общественности в Ростове не выносились. Развитие рельсового транспорта действительно хорошая идея, но городу прежде всего нужна смена модели транспортного поведения населения, которое надо заставить пересесть с машины на трамвай и другие виды общественного транспорта, а для этого нужно и широкое обсуждение и работа с горожанами – длительная, продуманная и планомерная. Тогда эта политика принесет свои плоды, а в противном случае мы получим оплаченную средствами ВЭБа вторую версию транспортной реформы 2018 года, принятую горожанами в штыки.
Реализации стратегии может препятствовать множество обстоятельств. Прежде всего, общая экономическая и политическая ситуация в стране, ситуация на внешних рынках – Ростов как город приграничный и торговый всегда будет зависеть от этого фактора. Впрочем, все это внешняя для города ситуация, которая в современных реалиях всегда будет меняться, и происходить эти изменения будут довольно часто. Вопрос только в том, насколько город и его управляющая система будут готовы к таким вызовам времени. И здесь важно обратить внимание на кадровый вопрос — сохранение и развитие того профессионального и научного потенциала, которым обладаем. А отсутствие профессионализма в выработке управленческих решений и их реализации способны загубить и эту, и множество других программ.