Поделиться
С 1 сентября 2023 года в силу вступили поправки в закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, которые ввели такое понятие как «маркировка рекламы».
Что это значит? Вся реклама, которая размещается в сети Интернет, теперь должна быть промаркирована, т. е. ей должен быть присвоен специальный токен, и вся информация о данной рекламе и рекламодателе должна быть передана в специально созданный орган ОРД.
Теперь все участники рекламного процесса несут ответственность и будут платить штраф в случае немаркировки рекламы. Минимальный штраф для физлица составляет 30 тыс. рублей, для юрлица – 100 тыс. В общем-то все понятно: есть закон, есть регламент, есть требования, есть штрафы. Выполняете требования - все хорошо, не выполняете - платите штраф. Но в рамках этих поправок на текущий момент есть несколько очень спорных моментов, которые усложняют исполнение закона.
Самая главная проблема для бизнеса и специалистов по рекламе - критерии того, что должно быть промаркирована. Что можно считать рекламой, а что рекомендацией? Если мы говорим о контекстной рекламе и баннерной рекламе - тут все понятно. А вот больше всего вопросов по размещению контента в социальных сетях. Ни для кого не секрет, что один из самых активно используемых инструментов для продвижения малого бизнеса в соцсетях - это реклама у блогеров и в пабликах. И вот возникают разночтения - в какой момент выложенная рекомендация будет считаться рекламой, где грань между просто отзывом и рекламой.
В результате у малого бизнеса, у которого была возможность за счет бартерных договоренностей с лидерами мнений и соответственно с минимальными затратами рекламировать свой товар через рекомендацию, теперь этот процесс значительно усложнился. Обязательно должен быть договор между участниками, необходимо промаркировать рекламу в ОРД (а для этого нужен специалист) и необходимо также предоставить отчет о размещении рекламы. Большинство блогеров теперь отказываются от подобного взаимодействия и просто не размещают рекламу. Соответственно малый и начинающий бизнес остается без этого инструмента продвижения.
Есть еще один важный нюанс в маркировке рекламы - понятие «самореклама». Самореклама - это реклама самого себя, своих продуктов и услуг на своих интернет ресурсах. Теперь даже контент, размещенный на своих ресурсах, может быть признан саморекламой, а значит должен быть промаркирован. Опять же критерии саморекламы достаточно размыты и трактоваться могут по-разному. Основной критерий здесь в том, что если вы не выделяете тот или иной товар или услуги на сайте или в соцсетях среди остальных, то это не реклама. А если он выделяется на фоне остальных, то это самореклама.
И в таком случае бизнес должен внимательно относится не только к контенту, который он размещает на сторонних ресурсах (практически 100%, что он потребует маркировки), но и к контенту, который размещается на собственных ресурсах.
Частый вопрос, которым задаются рекламодатели – а если мой продукт или услуга бесплатные? Неважно, это все реклама. А платного или бесплатного продукта – это уже второстепенный вопрос.
Третий спорный вопрос в маркировке рекламы – размещение рекламы в запрещенной соцсети, которая несмотря на запрет продолжает активно работать и бизнес активно в ней развивается. И здесь у нас есть два мнения: заявление ФАС, что это запрещенная соцсеть в РФ и соответственно контент не доступен гражданам РФ. А есть заявление Роскомнадзора о том, что данную соцсеть они будут также мониторить. Решение данного вопроса так и остается подвешенным…
Вообще все эти вопросы будут неопределенны до тех пор, пока мы не получим реальные дела и преценденты. Тогда можно будет говорить о более конкретных рекомендациях по соблюдению закона.
На текущий момент однозначно необходимо очень внимательно относится к любому размещенному контенту в сети Интернет. Обязательно выбрать для себя удобный сервис и ОРД для маркировки. И при размещении любой рекламы онлайн заключать договора с площадкой или посредников, где обязательно прописывать ответственность за маркировку рекламы (кто ее делает, кто отвечает за ее правильность).
Ну а нас ждет новый рынок интернет-рекламы. Инструменты, которые раньше были доступны всем, остались актуальными в большинстве случаев только для крупных компаний. А что делать малому бизнесу или тем, кто начинает, или самозанятым? Искать офлайн-инструменты для продвижения.