Поделиться
Обычное взаимодействие производителей и ритейлеров
Если цены растут повсеместно, увеличиваются издержки, логично, что производители продуктов питания тоже поднимают цены, иначе они рискуют потерять свой бизнес. Это вполне нормальная ситуация.Что касается заявлений об увеличении стоимости ассортимента на 40%, то с этим моментом я не соглашусь. Да, последние два-три дня все активно обсуждают те письма, которые были направлены производителями ритейлерам. Но на самом деле, это обычная рутина — часть рабочего процесса. Такие письма о пересмотре цен, как правило, отправляют сетям в течение всего года. Просто порой возникают ситуации, когда кто-то эту информацию «сливает» и она попадает в публичное поле. Все тут же начинают охать и ахать. Но мы здесь наблюдаем процесс обычного взаимодействия ритейлеров и производителей.
Нужно понимать, что заявленные в письмах цифры повышения цен — это обозначение своей максимальной позиции и максимальных условий. Это подразумевает приглашение ритейлеров к диалогу, чтобы найти некий компромисс. Процесс переговоров зачастую занимает немало времени: недели или даже месяцы. Поэтому не стоит опасаться, что уже завтра цены на некоторые позиции вырастут на 40%. Этого не произойдет. Ритейлеры после получения таких писем озвучивают свои предложения: либо повышать не так сильно, либо проводить ротацию ассортимента и какие-то позиции выводить, либо искать некий баланс в плане ценовой политики. Это всегда было, есть и будет, но, поскольку в нашей стране сейчас ситуация довольно изменчивая, естественно, что эти процессы ускоряются, развиваются более динамично.
Рост цен: от кондитерки до пива
В первую очередь повышение цен затронет кондитерскую и молочную продукции. Производители молочки, действительно, не поднимали цены практически год. Естественно, что сейчас они захотят напомнить о себе и о своих растущих издержках.В меньшей степени повышение затронет безалкогольные напитки, поскольку сезон уже завершается. С алкогольными напитками ситуация складывается сложнее, потому что мы по-прежнему в плане вина и пива серьезно зависим от зарубежных производителей. Мы видим, что выросли ввозные пошлины на иностранное вино, что, конечно, отразилось на ценах. Вскоре могут поднять ввозные пошлины на пиво европейских производителей. Это тоже стоит учитывать.
Поставщики знают, что ритейлеры сейчас делают товарные запасы, закладывают на будущее некоторые свои издержки.
При этом причины поднятия цен у большинства производителей примерно одинаковые. Например, растут расходы на логистику. Да и сама логистика постоянно меняется. Здесь не стоит забывать, что по ряду ингредиентов мы пока еще зависим от иностранных поставщиков, в том числе из недружественных стран. Доставить что-то оттуда иной раз превращается в целый квест. Кто-то продолжает завозить по параллельному импорту иностранное оборудование, потому что у нас пока не появилось отечественных аналогов. К причинам роста цен стоит добавить кадровый дефицит, которые наблюдается во всех отраслях, увеличение расходов на упаковку, этикетку и т.д. Мы видим, что растут все текущие издержки.
Плавное повышение цен до Нового года
Резкий скачок цен не произойдет. Этот процесс растянется примерно до Нового года. Мы будем наблюдать плавное повышение.Структура ритейла имеет достаточно большой запас прочности. Она способна пережить все удары нестабильной геополитической ситуации в стране и спокойно себя чувствовать. Сейчас не 90-е годы, когда из-за резкого скачка курса доллара на следующий день переписывали ценники в магазинах. Сейчас такого нет благодаря финансовым ресурсам, распределенной логистике — есть поставщики из разных частей страны и вообще из всего земного шара.