Итоги работы лидеров региональной экономики в 2023 году свидетельствуют, с одной стороны, что результат сделали лидеры — причём речь идёт как о лидерах отраслей, так и лидерах-регионах. Крупный бизнес ЮФО, как показал рэнкинг крупнейших компаний, подготовленный «Экспертом Юг», в прошлом году, продемонстрировал самую высокую динамику роста за последние 12 лет — 24%. Темпы задаются прежде всего торговлей, на которую приходится более 54% совокупной выручки крупнейших компаний. Выше средней динамика у АПК, машиностроения и металлообработки, чёрной и цветной металлургии, табачной промышленности — вот только доля этих отраслей в общем пироге колеблется от 0,2 до 2,9%. То есть всерьёз говорить о том, что это драйверы экономики, пока не стоит.
Реальный новый драйвер просматривается пока один — строительство.
Со строительством происходит нечто небывалое. Компании, представляющие эту отрасль в рэнкинге, увеличили свою долю с 2,6% до почти 10%. Речь идёт о росте в три с половиной раза за год! Стройка за год стала «весить» в рэнкинге больше, чем нефтегаз — символичность этого события переоценить трудно. Конечно, нужно отметить, что вклад в этот результат компании «Инвестстрой», принадлежащей предпринимателю Сергею Галицкому, определяющий — предприятие поднялось за год с 33 позиции на вторую, увеличив выручку примерно в 17 раз. Но и другие предприятия, представляющие отрасль в рэнкинге, показывают очень высокую динамику.
С представленностью строительства в рэнкинге всегда были проблемы. Несмотря на бум строек, в отрасли принято создавать новое юрлицо под новый проект и не публиковать консолидированной отчётности групп компаний. В результате мы до сих пор не видим в рэнкинге крупнейших игроков строительного рынка юга России, об объёмах строительства которых нам сообщает Единый реестр застройщиков. А ведь жилое строительство — это та сфера, в развитие которой в масштабах страны ЮФО делает наиболее значительный вклад. По данным Росстата, в 2023 году доля ЮФО в жилищном строительстве России была на уровне 13,2% — ни в какой иной сфере Юг не имеет такой высокой доли. Но эта сфера только начинает проявляться в рэнкинге крупнейших компаний — таков парадокс. Это отчасти говорит о стадии корпоративного строительства, которую проходит отрасль.
Есть ещё одна отрасль, о масштабах которой мы прекрасно знаем, но в рэнкингах её не видим — это туризм. Например, группа «Мантера» в общих чертах раскрывает свою совокупную выручку, она должна быть в рэнкинге примерно на 55 позиции, но её там нет, потому что у нас есть только фраза «более 28 млрд рублей» на корпоративном сайте. Но и это единичный пример открытости группы. Ни одной компании, представляющей отрасль, в рэнкинге нет. Но думается, что и это — вопрос времени.