Экспедиторская компания, которой вы платите деньги за то, чтобы ваш груз в целости и в срок доехал до вашего склада, скорее всего, не имеет в собственности ни одного транспортного средства. Зато состоит из бодрых общительных молодых людей, владеющих несколькими языками и умеющих пользоваться CRM-системой, одного матерого финансиста, директора и нескольких операционных бухгалтеров. Они посредники.
Давайте разберемся:
Возьмем все тот же пример с международными перевозками. У вас в штате есть логист, который занимается отслеживанием ситуации на разных направлениях, держит руку на пульсе и следит за изменениями ставок, отслеживает правовые изменения в международных грузоперевозках? Белорусским перевозчикам запретили въезд в ЕС – вы об этом знали? А все экспедиторские компании, работающие на европейском направлении, безусловно, в курсе! Собственный декларант у вас есть? Ведь компания-импортер несет всю полноту ответственности за правильность данных, внесенных в таможенную декларацию. Если вы пользуетесь услугами таможенного представителя, то, он несет «солидарную ответственность», то есть отвечает по нарушениям таможенного законодательства наравне с вами 50/50. По этой причине у него, как правило, есть отдел таможенной стоимости, состоящий из нескольких человек, в котором трудится таможенный инспектор на пенсии и пара инженеров из разных сфер. Вы не знаете, но эти люди дотошно проверяют данные о вашем оборудовании или товаре на соответствие таможенному законодательству. Это они запрашивают у вас ту «дурацкую информацию», которую даже поставщик затрудняется предоставить, но которая влияет на код ТН ВЭД и размер пошлины, которую вы заплатите таможне.
А у вас в штате такие есть?
Есть ли у вас валютный бухгалтер? Он разбирается в особенностях ценообразования и НДС на стороне поставщика? Знает ли он, как транспортные расходы влияют на таможенную стоимость? Может предложить вам комплексную оптимизацию? Если да, то, безусловно, вы большое предприятие. Такому, как вы, впору заводить не только прямые контракты, но и своего УЭО (уполномоченного экономического оператора).
Выясняется, что в любой сфере есть свои узкие специалисты. И это не «лишние люди», а объективная эволюция рынка. Вспомните, что когда-то производство отделилось от реализации, а потом образовались маркетинг, финансы, логистика и др. Вы бывали в маленьких городах, где большую часть домов составляет частный сектор, а жители держат кур и коров? Совсем недавно большинство городов жило именно так. Затем наемная работа стала приносить достаточно денег для содержания семьи и надобность в натуральном хозяйстве отпала. А еще через некоторое время разнорабочие превратились в профессиональных пекарей, столяров, портных. Разве люди разучились пришивать пуговицы или печь булочки?
Таков современный уровень разделения труда – чем больше специалистов разных областей занято в вашем бизнесе, тем он современнее! Человек, который занимается своим делом профессионально, т.е. по 8-12 часов в день, достиг в нем несравненно большего мастерства, чем тот, кто делает то же, но время от времени. Вы платите деньги за гарантированный результат.
Во-вторых, у профессионала всегда есть необходимое оборудование, знания, инструменты. Ему не нужно заново изобретать велосипед, он может предложить вам готовое решение с его готовой стоимостью. Вы не покупаете инструменты, вы платите за их краткосрочную аренду.
В-третьих, вы покупаете время, а это, пожалуй, самый дорогой товар на современном рынке. По моему глубокому убеждению, именно время будет следующим супер-ресурсом после информации. Уже сейчас самые состоятельные жители нашей планеты открыто покупают его, но пока оно не превратилось в массовый товар.
Или все же превратилось, раз вы платите за то, что кто-то организует мультимодальную трансграничную доставку, таможенную очистку, сертификацию, маркировку и интеграцию информационных систем, пока вы читаете этот текст.