Ваш город: ,
84 90 11

Почему уходят китайцы и придут ли европейцы: прогнозы для российского авторынка

1647
4 минуты

Почему дилеры работают в убыток при рекордных продажах, уйдут ли китайские марки с рынка и ждать ли возвращения европейского и корейского автопрома? На вопросы «Эксперта Юг» ответил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Почему уходят китайцы и придут ли европейцы: прогнозы для российского авторынка

Фото: Национальный автомобильный союз
Поделиться
*Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Про убытки дилеров

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в 2024 году около 60% из 4 тыс. дилеров не получили прибыли и сработали в убыток. При этом, по данным Автостата, 2024 год был рекордным по продажам. Россияне купили на 48,4% больше новых легковых авто, чем в 2023 году.

Почему дилеры все равно оказались с убытками даже при высоких продажах? Собственно, ситуация с дилерами проста. Весь их бизнес был построен на навязывании кредитов и на получении комиссии до 9% за эти кредиты и до 50% за прикрученные к ним страховые продукты.

Поэтому главная причина снижения доходности — высокая ключевая ставка, кредиты никто не берет,  «наколпачивать» население получается в меньшем объёме. Плюс, нужно закупать автомобили, а деньги, опять же, дорогие.

Про затоваривание складов

Несмотря на рекордные продажи, на складах дилеров возникло затоваривание (по разным данным от 350 тыс. до 800 тыс. автомобилей — прим. ред.). И снова по очень простой причине.

Спешили привезти машины до повышения утилизационного сбора. Успели. Привезли много автомобилей. Внезапно выяснилось, что спрос на них не так уж и велик, и машины подвисли на складах.
В итоге дилеры несут из-за этого убытки. Нераспроданными остались в основном «Автоваз» и китайские авто — всё, на чём ездит наш рынок.

Потребителю в этой ситуации выгодно искать машины у дилеров в небогатых регионах, где будет больше запасов на складах и соответственно выше готовность делать скидки.

Про уход китайских марок

Китайских марок действительно уйдет много. Их в Россию рвануло огромное количество, но оказалось, что, во-первых, у многих фундаментальные проблемы с качеством, а во-вторых, никто их них не собирается локализовывать производство в России. Все хотели продавать, но никто не собирался производить здесь. А утилизационный сбор по большому счету умножает доход от импорта автомобилей на ноль. Такие машины смогут выжить только в премиальном сегменте. Разные малоизвестные марки бюджетного сегмента будут уходить с рынка.
На эту тему
На Юге электрозарядная инфраструктура развивается быстрее в тех регионах, где есть поддержка энергосбытовых компаний
Поделиться

Уже ушли Hawtai и Skywel. Первыми в списке на вылет, я думаю, станет целый ряд брендов «Автотора» с неглубокой локализацией. Например, BAIC и Kaiyi. Несмотря на всю поддержку и попытки закрепиться на нашем рынке, я думаю, уйдет российская марка Evolute, которая собирает электромобили китайской компании Dongfeng.

У россиян вряд ли появилось доверие к китайскому автопрому. У них есть чувство безысходности и нет другого выбора. Китайцев покупают, потому что надо что-то покупать.

Сейчас пробег у большинства китайских машин в России достаточно небольшой. Вопросы к их надежности начнут появляться через 2−3 года. Накопится опыт эксплуатации, поползут слухи, появится много публикаций в СМИ и стереотипов, и многие китайские марки могут оказаться в состоянии тотального неликвида на рынке.

Про возвращение европейских, корейских и японских автобрендов

Информация о возвращении западных брендов — пока только слухи. Но даже если ушедшие бренды вернутся, китайские машины на рынке останутся. С гораздо меньшей долей, но свою нишу они все же сохранят. Европейцы, корейцы, японцы могут прийти прежде всего с импортом, а импортные машины из-за утилизационного сбора будут запредельно дорогими.

Если поставки начнутся, то скорее всего с корейских марок. У Hyundai есть шансы вернуться, в том числе, есть опцион на выкуп производства. В случае возобновлении производства корейцы будут отъедать существенную долю у «Автоваза» и китайцев. Но нужно понимать, на каких условиях они вернутся, у производств есть новый акционер и не факт, что он так легко захочет отдать все обратно.

Среди японцев, Toyota, если вернется, то вероятнее всего, будет только импортировать авто, а не производить. Компания продала активы в России без опциона на обратный выкуп.

Nissan вряд ли вернется. Им бы выжить. Компания снизила прогноз по операционной прибыли за 2025 финансовый год с 500 миллиардов иен до 150 миллиардов иен и объявила о планах уволить около 9 тыс. сотрудников по всему миру.

Из европейского премиума первым вернется BMW, потому что он никуда и не уходил. Офис работает, поддержка машин и сервисные функции осуществляются, запчасти едут.

У Mercedes-Benz есть опцион на выкуп своего производства, но гарантии, что они вернутся, нет
Volkswagen, на мой взгляд, не вернется, у них нет опциона на выкуп завода, а без локализации они здесь будут не нужны. Плюс, Volkswagen сокращал свою долю на российском рынке еще до 2022 года.

Renault будут всячески стараться не пустить обратно на «Москвич» или на «Автоваз», и это понятно. У компании есть опцион на обратный выкуп своей доли в «Автовазе», но нет опциона на выкуп московского завода.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .