104 109 14

Российские компании быстро заняли рекламные площадки и освоили новые технологии

1349
4 минуты

Когда в 2022 году ушли крупные зарубежные игроки, казалось, что рекламному рынку будет сложно восстановиться. Но, как следует из промежуточного отчета Комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России, за 9 месяцев 2023 года объем рекламных расходов превысил 495 млрд руб. Увеличение рекламных бюджетов составило 30% по отношению к 2022 году и 22% - к 2021. С чем связана эта тенденция и какие изменения происходят сейчас на этом рынке, объясняет Ирина Гелевей.

Российские компании быстро заняли рекламные площадки и освоили новые технологии

Поделиться
Ирина Гелевей – основатель digital агентства GELAND, основатель и руководитель профессионального сообщества Digital Leaders, организатор Южного Digital Форума

Данная тенденция связана с активным выходом российских компаний. Долгое время все рекламные площадки были полностью заняты иностранными брендами с сильными позициями, выстроенным маркетингом и позиционированием бренда. После их ухода, во-первых, освободились рекламные площади и рекламораспространители стали также быть заинтересованными в поиске новых партнеров, а во-вторых, сильные специалисты в маркетинге и рекламе вышли на кадровый рынок и начали внедрять технологии и опыт в отечественных компаниях.

Самыми крупными рекламодателями на текущий момент являются Сбер - 22,7 млрд руб, Яндекс - 14,4 млрд руб, Ozon - 10 млрд руб и Тинькофф (поднялся с 14й строчки рейтинга) - 8.7 млрд руб. Если рассмотреть в разрезе видов рекламы, то основные каналы с большими бюджетами - ТВ и Интернет. Самый активный рост рекламных расходов наблюдается в сегменте digital, именно в этом направлении компании активно увеличивают свои расходы.

На рынке интернет рекламы также произошло перераспределение каналов. Вместо ушедших социальных сетей и таргетированной рекламы активно начал забирать на себя трафик Яндекс через различные инструменты: контекстная реклама, Яндекс Бизнес, Яндекс карты и тд.

Значительно сильно просел рынок печатных СМИ и прессы: практически в два раза. Также снизились расходы на наружную рекламу, в сегменте которой активно набирает популярность видеоэкраны, представляющие собой синергию интернет и наружной рекламы.

Рост расходов на рекламу обусловлен также появлением новых российских брендов и выходом их на рекламный рынок. Например, на ТВ в 2023 году появилось более 700 новых рекламодателей, а на рынок FMCG в 2023 году вышло 7 тыс. новых компаний.

Влияние закона о маркировке интернет-рекламы

С 1 сентября 2022 года вступили поправки в закон о рекламе по маркировке всей интернет-рекламы. А в 2023 году в силу вступили штрафы за отсутствие маркировки. Все это привело к увеличению рекламных бюджетов для компаний, а для мелких брендов запуск рекламы в интернете стал более сложным и в некоторых случаях - даже невозможным.

Именно поэтому в 2024 году расходы на рекламу в интернете будут в первую очередь связаны именно с маркировкой рекламы. На текущий момент практически все ОРД ввели платные тарифы на свои услуги, а также часть агентств повысили стоимость услуг по настройке рекламных кампаний.

Также наблюдается тенденция удорожания клиента в связи с ограниченностью рекламных каналов. Высокая конкуренция маркетплейсов, особенно в периоды сезонных распродаж, делает практически нев
На эту тему
Маркировка сделала рекламу недоступней для бизнеса
Поделиться
озможным запуск рекламных кампаний для мелкого и среднего бизнеса.

Среди социальных сетей активные позиции занимает ВКонтакте, но заменить ушедшие площадки все-таки не получилось, из-за чего трафик из социальных сетей перераспределился между ВКонтакте, Telegram и Яндексом. К тому же, из-за невозможности запуска официальной рекламы в запрещенных сетях начали более интенсивно использовать рекламу у микроблогеров для размещения вирусной рекомендации. Но здесь возникает новая проблема - сложности маркировки такой рекламы из-за невыстроенной эффективной системы и непонимания нюансов закона.

Появился новый инструмент для рекламы товаров - реклама на самих маркетплейсах, задача которых – оставить пользователей как можно дольше на их ресурсах. По данным Mediascope, маркетплейсы занимают уже более 73% ежемесячного охвата и 37% среднесуточного среди пользователей. То есть, пользователи все чаще стали искать товары не в поиске, а сразу на маркетплейсах. А это говорит о серьезной конкуренции для поисковых систем.

Что ждет в 2024 году рекламный рынок?

Конечно же рост присутствия и рекламных бюджетов российских брендов. А также более активный выход азиатских брендов (в первую очередь автомобильная сфера и бытовая техника). Развитие искусственного интеллекта и его применения будет усиливаться. Уже сейчас анонсируются новые смартфоны с зашитым уже в них искусственным интеллектом.

Увеличение расходов на рекламу влечет за собой и желание рекламодателей к прозрачной аналитике результатов, а значит, все больше внимания будет уделяться сквозной аналитике и анализу эффективности рекламных кампаний.

В 2024 году эксперты уверенно говорят о продолжении роста рекламного рынка и, вполне вероятно, преодолении отметки в 1 трлн руб. Правда, общая скорость роста замедлится и уже не будет такой резкой как в 2023 году. Активный рост будет также определен сегментом интернет рекламы, в частности, рекламные площадки Яндекса и ритейл медиа (рекламные площадки маркетплейсов). Причем сегмент ритейл медиа рекламы является на текущий момент самым быстрорастущим.

Подводя итог, можно сказать о том, что рынок рекламы в нашей стране растет и не только набирает цифры и обороты, но и становится более качественным и эффективным. 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .