Поделиться
Автор — сооснователь и исполнительный директор агентства «Селиванов&Партнеры». Читайте и другую публикацию автора о маркетплейсах здесь.
Потому что весь прошлый ковидный год нам давали возможность сравнить две стороны одной медали. В одних и тех же нишах, пока одни бизнесы гнулись, ломались и плакали, другие выдерживали все и становились мощнее.
Татулова резко критикует. Но разве внимание предпринимателя должно рассеиваться на жалобы и критику? Предприниматель – это тот, кто взял ответственность за себя и за свое окружение, поэтому все его внимание должно быть сосредоточено на поиске возможностей для развития себя, своего бизнеса, своих сотрудников. Увидел возможность – хватай и пользуйся. И тут появляются как раз те институты, от которых «мы что-то упарились», потому что «как нас могут учить бизнесу те, кто сам не в бизнесе» И ведь есть чему поддакнуть. Нескончаемый поток информации, в которой захлебываешься. Почему?
Первое. В современных реалиях, чтобы получить прибыль, бизнес должен:
а) реагировать моментально;
б) принимать решение стремительно;
в) выполнять заказ молниеносно.
Институты развития бизнеса, к сожалению, из-за своей забюрократизированности не могут обеспечить нужную скорость. Это то, что срочно нужно менять. Институты должны быть нацелены на результат, необходимый предпринимателю, а не на количество оказанных услуг.
Второе. Институты поддержки часто являются только посредниками. Имея широкий ассортимент услуг, оказывают их силами партнеров. Компетентность и профессионализм партнеров – это как раз о том, что бизнесу учат дилетанты. Или программы обучения составляют теоретики. Я училась несколько лет назад по госпрограмме – это были тома неприменимой на практике теории. Мне повезло, что мой преподаватель сам в своем бизнесе эту теорию опробовал, и мы в группе поверх учебного материала накидывали кейсы из жизни – те, что работают и дают результат.
Третье. Что такое малый бизнес? Часто, даже очень часто – это Тани, Пети и Славы, которые добившись успехов и набравшись опыта в найме или прямо за партой ВУЗа, решили, что готовы менять этот мир и себя к лучшему самостоятельно. Они сняли офис, наняли несколько сотрудников для исполнения технической стороны созданного дела и окунулись в пропасть законодательств. И да, читать не успеваем. Но готовы учиться, впитывать с благодарностью всё, что нам дают. Только часто нам дают не то, что нам поможет, а то, что могут дать. А это данное иногда не только не полезное, но и вредное. Потому что кадровое делопроизводство в ИП Пети – это полная противоположность отделу кадров в условной ГК «Сириус». И знания о том, «как должно быть» для Пети сейчас неактуальны.
Четвертое. Общественные организации действительно очень разнообразны, многочисленны и в них можно потеряться быстрее, чем в административных коридорах среди чиновников. К кому там зачем идти в этих «Опорах» – кто разберет?!
В общем, имеет место отсутствие скорости и практики, а также оторванность от реального бизнеса в институтах развития и слишком сложное устройство всего, что призвано упрощать жизнь предпринимателя. Можно было бы на этом остановиться. Но это не по-предпринимательски. Ибо...
Во-первых, кто тебе, предпринимателю, сказал, что за тебя кто-то что-то должен делать? Увидел возможность – хватай и пользуйся. Но пользуйся возможностью, а не халявой. К сожалению, у меня слишком много примеров того, как бизнес получает господдержку, просто потому что даром, а не для того, чтобы развиваться. И очень недоволен этот бизнес, что денег дали, а потом еще и спрашивают, каких результатов эти деньги помогли добиться.
Во-вторых. Насколько бы непрактичной не была теория, во всех институтах поддержки бизнеса она основана на глубоком анализе современных реалий. Я знаю структуры, где бесподобные сотрудники настолько близко принимают боль предпринимателей, что в рабочее время разбираются с бюрократией, а в нерабочее – вместе с нами, предпринимателями, закапываются в самые дебри программ, чтобы сделать их удобоваримыми. Бери, изучай, адаптируй, если ты настоящий предприниматель.
В-третьих, почему за качество поглощаемой тобой пищи должен отвечать кто-то другой? Твой бизнес – твоя ответственность. Строй стратегии, принимай решения. Твой бизнес – твои решения.
И, наконец, в-четвертых. Общественные организации нужны для того, чтобы ты мог вращаться в кругу себе подобных и тебе полезных. А как ты используешь этот круг и умеешь ли ты устанавливать связи с подобными и сам быть полезным – это уж точно вопрос не к Опоре.
Согласна ли я с Татуловой? Да. По очень многим пунктам. Особенно в части KPI и безопасности. Однако нельзя стеной критики отгородиться от всех попыток государства помогать малому бизнесу. Только мы сами, принимая эту поддержку и пользуясь ею, можем ее совершенствовать и использовать себе на благо. Мы не имеем права, как желторотые слепыши, сидеть и ждать подачек – мы предприниматели. Хотим изменений – должны участвовать в них. А пока билетик лотерейный не купим, кто ж нам поможет?