Александр Ильяшенко — генеральный директор маркетинговой компании Facecom
Поделиться
Подводные камни в формировании скидок
Продавцы на маркетплейсах, конечно, используют прием фейкового поднятия цен перед акцией. Это старый ход, не запрещённый законодательно. Его используют многие маркетологи, но все это делают по-разному. Некоторые просто искусственно вздувают цену. Грамотные же специалисты поступают более хитро, вызывая повышенный интерес к товару у покупателя, при этом действительно предоставляя ему скидку. Компетентные маркетологи сначала определяют среднюю стоимость товара на рынке и уже от нее делают реальную скидку. Некоторые указывают при этом завышенный размер скидки, который не соответствует действительности. То есть, предложенная на распродаже цена часто действительно оказывается ниже средней стоимости товара, но не на заявленный продавцом процент.Маркетологи любят указывать завышенный процент скидки, когда, например, на товар не получается заложить дисконт более 10%, а хочется 30%. В этом случае перед распродажей продавец на короткое время поднимает стоимость продукта на 20%, а потом ставит скидку 30%. То есть, человек покупает товар с реальной скидкой, но по объему меньше заявленного.
Нужно не забывать и о том, что большая часть продавцов на маркетплейсах не являются профессиональными торговыми компаниями и трейдерами. Там много индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые только вышли на площадку и пробуют на ней зарабатывать. Поэтому мы видим порой не совсем правильный подход к работе со скидками. Например, откровенно вздутую цену и дисконт в размере 70-80%.
Хотя важно отметить, что слишком большая скидка не всегда свидетельство того, что цену на товар искусственно подняли с целью обмануть покупателя. Маркетплейсы могут давать дополнительную скидку на товар от себя. Она суммируется со скидкой, установленной продавцом, и может быть в итоге очень значительной.
Почему важна публичная история цен на маркетплейсах
Рынок маркетплейсов должен быть регламентирован. Сейчас мы наблюдаем довольно хаотичное его развитие. Рано или поздно придем к необходимости вводить какое-то регулирование.Я думаю, регулирование нужно плавное и постепенное. История цены на маркетплейсах — довольно мягкий, органичный и самостоятельный инструмент контроля цен, который все же необходим рынку. Он не устанавливает правила и не ограничивает ценовую политику селлеров, но при этом обеспечивает честную конкуренцию за покупателя и нормализует ценовой хаос во время акций.
Самый простой совет покупателям, как не попасть на фейковые скидки — скопировать название товара и промониторить цену и отзывы на него на разных площадках, определить среднюю стоимость продукта на рынке.
Самый частая ошибка продавцов при выходе на маркетплейсы и работе с акциями — демпинг цен. Демпинговать категорически нельзя никому из продавцов, потому что это создает риск разрушения рынка. После демпинга на нем не заработает уже никто. Доходная часть у всех будет очень низкая. Лучше всего установить ровно ту скидку, которую вы можете себе позволить и которую позволяет установить коммерческая стратегия.