89 96 12

В Китае растет спрос на российское продовольствие

1291
6 минут

В мае этого года делегация Ростовской области примет участие в крупной международной продуктовой выставке SIAL China в Шанхае. Состав делегации сейчас формируется, в ее число войдут и представители донского бизнеса. О том, какие возможности и барьеры есть сегодня в сотрудничестве с китайскими партнёрами, что регион может предложить Поднебесной и получить взамен, рассказал «Эксперту Юг» гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области, депутат донского парламента Игорь Бураков.

В Китае растет спрос на российское продовольствие

Игорь Бураков — гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области, депутат донского парламента
Поделиться
SIAL China — международный форум производителей продуктов питания, где собираются ключевые мировые игроки пищевой отрасли и, конечно, большое количество китайских компаний.

Россия сегодня не только отказывается от импорта продовольствия, но и становится его крупным поставщиком на мировом рынке. Уже несколько лет подряд мы лидируем в мировом экспорте пшеницы, прошли удивительный путь от импорта около 40 млн тонн зерна в последние годы существования СССР до экспорта около 50 млн тонн зерна в настоящее время. У Ростовской области, как у региона с развитой продовольственной индустрией, здесь особая роль. Периодически мы становимся номером один в стране по объему производства зерна. Символично, что наш регион - чемпион в России по количеству съедобных географических названий: Зерноград, хутор Маслов... У нас одних Грушевских сразу три. И это доказывает, что наша историческая миссия — кормить Россию. Долгое время мы кормили и Европу. Она была крупным рынком сбыта зерна, растительных масел. Сегодня эти потоки переориентируются на Юго-Восточную Азию.

Поворот в сторону Китая

Мы последовательно пытаемся выйти со своими продуктами на китайский продовольственный рынок. Объем потребления страны определяется количеством населения. В Китае живет около 1,5 млрд человек, поэтому китайское направление сегодня, наверное, наиболее перспективное из всех. Выход на него для многих российских компаний будет означать кратный рост. Несмотря на то, что Китай самостоятельно производит достаточно много продукции, стране все равно не хватает продовольствия. По некоторым направлениям в Китае есть дефицит, и мы можем его закрыть.

Китай — большой потребитель мяса и заинтересован в поставках мясной продукции. Второй востребованный в Поднебесной продукт — растительные масла. Ростовская область — лидер по экспорту растительных масел в России уже на протяжении многих лет. Штаб-квартиры ведущих отечественных игроков на этом рынке, «Астона» и «Юга Руси», расположены в Ростове.

Безусловно, Китай очень заинтересован в поставках зерна, в частности — пшеницы. Можно поставлять и продукты высокого передела: кондитерские изделия, крупы и даже молочную продукцию.

Агентство инвестиционного развития Ростовской области работает с китайскими компаниями, изучающими возможности реализации на Дону инвестпроектов, ориентированных, в том числе на 100% экспорт готовой продукции в Китай.

Да, Ростовская область находится далековато от Китая, но мы уже начали продавать туда и зерно, и мясо, и растительные масла. И первые поставки были достаточно успешными. Чем устойчивее будет трафик между Россией и Китаем, тем быстрее и лучше под него подстроится логистика. У нас и сейчас неплохо налажено водное сообщение с Китаем. Я думаю, со временем будут появляться все более и более привлекательные транспортные решения для поставок донской продукции на азиатский рынок.

У российской продукции есть отличительная черта — она одна из наиболее экологически чистых в мире. Наше сельское хозяйство пропустило период, когда в 90-е — начале 2000-х годов применялись не самые совершенные удобрения, что привело к загрязнению почв. У наших селян тогда не было денег на покупку химии, и почвы сохранились относительно чистыми. А современное сельское хозяйство использует уже прогрессивные бережливые технологии. В Китае менее щепетильно относились к вопросам экологии и уровень загрязнения почв у них выше, чем в России.

В итоге на китайском рынке есть местная продукция, российская и товары из других стран. У российского продовольствия достаточно хорошая репутация в Китае. И чем состоятельнее становятся потребители Китая, а доходы и качество жизни у них растут, тем тщательнее они начинают выбирать продукты. Растет спрос на российское продовольствие, которое по определенным позициям дороже китайского, но более качественное и экологически чистое.

Бизнес должен быть готов к барьерам

На азиатский рынок попасть нелегко. Это непростая история. Есть административные и логистические барьеры. Китайский рынок очень забюрократизирован. Власти страны следят за его сбалансированностью, думают о своих производителях. Нужно быть готовыми к тому, что быстро на азиатском направлении ничего происходить не будет. Переговоры, визиты, оформление разрешений обычно идут неспешно. Конечно, никакого стандарта по срокам переговоров нет. Зависит от сегмента рынка, товара, набора необходимых процедур, конкуренции и наличия удобных логистических цепочек. Например, продукция одного из крупнейших донских производителей мяса очень долго пробивалась на китайский рынок, проходила много проверок, но в итоге поставки начались.

На эту тему
Пекинскую утку из Ростовской области готовят на экспорт в Китай
Поделиться
Эта работа долгая и сложная, но она уже начата и форум — ее продолжение. Такие форумы и выставки, как SIAL China, с политической поддержкой на высоком уровне, помогают нашим производителям продвигаться на азиатские рынки.

Какое-то время назад казалось, что нам будет крайне сложно что-то продавать в Китай. Мы далеко и не сможем конкурировать. Сейчас мир изменился и, повторюсь, наше продовольствие пользуется высоким спросом на внешнем рынке, и это свидетельство того, что в продовольственной индустрии у нас лидерские позиции и конкурентоспособная продукция.

Для российского бизнеса SIAL China — возможность найти потенциальных покупателей и своего рода альтернатива «Зелёной неделе», которая проходит в Германии. Германия сегодня недружественная для России страна, и я думаю «Зеленая неделя» очень потеряла оттого, что Россия в ней не участвует. Центр мировой продовольственной индустрии смещается из Европы в Китай.

Потенциальные партнеры в Африке и ОАЭ

Сегодня Россия возвращается к сотрудничеству с Африкой в том масштабе, каким он был в Советском Союзе. Растут продажи в Северную Африку. Есть такие страны, как Нигерия, где население больше, чем в России — 218 млн человек. Там дефицит продовольствия, а значит у Ростовский области есть перспективы. Донской регион может увеличивать объем валового внутреннего продукта. Никаких потолков в развитии продовольственной индустрии в Ростовской области я не вижу. Даже рекордный урожай зерна, который наш регион из года в год собирает, вовсе не на пике. При условии более активного внедрения современных аграрных технологий, мы станем свидетелями того, как Ростовская область перешагнет планку в 20 млн тонн зерна в год. Сейчас мы собираем 16 тонн. Потенциал для роста сохраняется.

Египет — один из крупнейших внешнеторговых партнеров Ростовской области, например. Индия — сложный рынок, но тоже перспективный. Минус в том, что Индия гораздо более бедная страна, чем Китай, и это сказывается на потреблении.

Как и в случае с Китаем, мясо, зерно и продукты переработки зерновых культур — ключевые товары, интересующие Африку и ОАЭ. Африка, особенно её северная часть, конечно, не самая удобная точка с точки зрения логистики, но у нас в регионе очень развита портовая инфраструктура, есть налаженные годами транспортные коридоры. Мы тянем зерно со всей России и не только. Даже казахское зерно экспортируется через Дон.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .